Дорогой бензин: тайна по сговору

Точка зору

Цена на сырую нефть в мире достигла самого низкого уровня за последнее время; в тоже время бензин в Украине стоит беспрецедентно дорого. И, по прогнозам экспертов, в течение месяца еще подорожает. Типичный парадокс для нашей перекошенной экономики. Что удивительно: несмотря на приближение выборов и связанную с этим острую необходимость пиариться, правительство как воды в рот набрало, не говоря уже о президенте, который пилит по дереву и гладит коз в зоопарке.
Сводки с иностранных «нефтяных полей», по меньшей мере, удивляют. Цена фьючерсного контракта на нефть марки WTI на сентябрь в электронных торгах на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX) колеблется вокруг отметки $66-67. При этом она постоянно снижается, как минимум, на несколько долларов. Спрос на бензин находится на минимальном уровне за последние три месяца. Одна из причин – коммерческие запасы нефти в США выросли на 2,52 млн. баррелей – до 352,029 млн. баррелей. Следовательно, участники нефтяного рынка полагают, что это поможет американцам безболезненно пройти сезон ураганов в Северном полушарии, который длится с лета по ноябрь.

Тем временем Украина живет так, будто мировой конъюнктуры не существует вовсе. А все объяснения экспертов, почему это происходит, вызывают, по меньшей мере, улыбку. «Бензин будет дешеветь только тогда, когда нефть упадет серьезно. Если нефть упадет в два раза, то мы увидим цену в 3,50, – говорит Андрей Пономарев, эксперт финансового рынка. «Но если она упадет на 10%, то, возможно, разницы никакой не будет. Вот такой период. Там такая зона нечувствительности», – добавляет он.

Интересно мужик загнул насчет зоны нечувствительности. Но, если посмотреть на цифры, то где он ее нашел? Одна сплошная «эрогенная зона». За время кризиса произошло даже не двукратное, а трехкратное падение мировых цен на нефть: со 145 до 35 долл./баррель. И что, это как-то отразилось на стоимости топлива в Украине?

Нет. Всего с начала года бензины в Украине подорожали на 54-55%, а дизельное топливо – на 15,4%. Меньшие темпы роста цен на дизтопливо связаны с тем, что акциз на него будет повышен осенью, после завершения полевых работ.

Как отмечают профессиональные издания, «бензин марки А-95 в октябре-декабре подешевел лишь на треть – с 6,60 грн. до 4,70 грн. Однако уже в середине декабря цены на бензин начали расти, перешагнув планку в 5 грн. и достигнув к маю показателя 5,30-5,50 грн…».

Интересно, что летом нефть снова подорожала до 70 «зеленых» с хвостиком. Но у нас она начала подниматься в цене значительно раньше. Более того, в то время, когда доллар в Украине по разным причинам падал (июль), «горючка» все равно дорожала. Поэтому говорить о том, что есть прямая зависимость цены доллара и А-95, – сложно.

А причины происходящего внятно не объясняет никто. Есть только версии. Например, и.о. председателя АМКУ Александр Мельниченко считает, что негативную роль в процессе повышения цен на светлые нефтепродукты сыграла деятельность экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго, которая устанавливала рекомендуемый ценовой коридор. «В своих расчетах группа не учитывала себестоимость светлых нефтепродуктов украинского производства, на чем настаивал АМКУ», – отметил Мельниченко.

Министр топлива и энергетики Юрий Продан некомпетентность или даже коррупционный умысел своих советников не комментирует. Но все списывает на… спекулянтов-потребителей. Дескать, эти сцуки решили затовариться горючим по самое «не балуй», отчего цены на бензин и скачут. "Я считаю цены несколько завышенными, поскольку есть определенный спекулятивный спрос, связанный с ожидаемым снижением гривны", – сказал он журналистам.

Не знаю, как вы, а я с трудом представляю себе городского жителя, создавшего нефтехранилища на территории даже просторной квартиры. Потому г-ну Продану верится с трудом.

Думаю, ближе к истине экс-министр топлива и энергетики, а ныне депутат Юрий Бойко. Причиной подорожания бензина он называет монополизм определенных политических сил на рынке нефтепродуктов и "непрофессиональные действия правительства в части координации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов".

Он также присоединяется к мнению Мельниченко относительно экспертов Продана. Депутат считает, что экспертно-аналитическая группа, которая должна готовить соответствующие расчеты для всех участников рынка нефтепродуктов, сейчас превратилась в механизм общения с трейдерами, "которая просто присутствует и смотрит, как растут цены".

Проезжая на дорогом бензине мимо бил-бордов из серии «Позвони, узнай, что будет завтра», решили поговорить на эту тему с Тигипко. Но Сергея Леонидовича к трубке почему-то не позвали. Видимо, он был занят распределением мест в «братской могиле» объединенного президентского квартета БГЯ+Т (т.е. Тигипко, Яценюк, Богословская и Гриценко).

Вместо этого оператор многоканального телефона посоветовал тщательно изучить высказывания своего босса в прессе. Изучили. Оказывается, Тигипко полагает, что нормализации ситуации на рынке нефтепродуктов будет способствовать стабилизация Национальным банком Украины курса гривны, а также реализация продукции, изготовленной из нефти, добытой на территории Украины, себестоимость которой в 5-7 раз ниже импортной.

Мне вообще импонирует этот подход. Такое впечатление, что банкир-кандидат подворовывает «противотанковые таблетки» у Тимошенко, но заедает их каким-то антидотом. Поэтому у нее кризиса нет совсем, а у него есть, но чуточку и совсем не страшный.

Отсюда и рекомендации в стиле совы из анекдота. Помните? К сове пришли две какие-то зверушки (типа мышек или кроликов) и говорят: «Скажи, мудрая сова, что нам сделать, дабы нас не кусали, не обижали и не гоняли по всему лесу злые хищники?». Сова подумала и ответила: «Вам нужно нарастить иголки. Как ежикам!». «Это мудро, – сказали мышки. – А как именно?». «Это уже не моя проблема», – ответила сова.

Так вот у Тигипко получается точно, как в анекдоте. Дескать, надо Нацбанку стабилизировать гривну, и цена бензина упадет. Остается сущий пустяк: придумать, как ее стабилизировать. Над этим вопросом уже ломают головы все отечественные и заморские финансисты, но что-то никто еще не предложил плана спасения.

В общем, возвращаемся к исходной позиции: бензин дорожает, вне зависимости от того, сколько стоит нефть на мировом рынке. И никто не объясняет, почему. Решили поговорить с операторами рынка.

В частной беседе они объяснили все просто: татары со своей нефтью ушли с «Укртатнафты», и крупнейший нефтеперерабатывающий завод питается чем попало, а то и вовсе стоит. Из-за того, что все нефтяные потоки известной ФПГ переориентированы на него, Дрогобычский и Наддвирнянский НПЗ почти закрыли. Конечно, они выпускали редкую гадость, но в западных регионах даже их «компот» находил своего потребителя.
Херсонский НПЗ был закрыт на ремонт, а, закончив его, вроде бы так полностью и не запустился. А ТНК якобы в основном перерабатывает давальческую нефть с дальнейшим вывозом из Украины. Поставляет на заправки, мягко говоря, понемногу, и сеть расширять не спешит. «Лукойл», отремонтировав Одесский НПЗ, по слухам, бензин из своей нефти большей частью увозит, а перерабатывает нефть изгнанной из Кременчуга «Татнефти». При этом за 7 месяцев текущего года Одесса увеличила выпуск бензина на 28,8%, дизтоплива – на 37,3%, а мазута – на 12,9%.
Но уже в июле НПЗ сократил переработку нефти по сравнению с июлем 2008 г. на 68,8% – до 75,9 тыс. т и сократил выпуск нефтепродуктов, в том числе бензина на 72,9% – до 9,7 тыс. Заметим, что цифры шокирующие, поскольку предприятие может перерабатывать 2,8 млн. т нефти в год.
Что все это значит? То, что перерабатывающие предприятия работают не на полную катушку. Им выгодно не заливать бензином украинский рынок и не допускать сюда конкурентов.

С импортерами – еще банальнее. Отсутствие кредитования и другие проявления кризиса заставили замереть сотни мелких структур. А крупные то ли договорились между собой, то ли негласно и неофициально разделили рынок, но в отсутствии конкуренции они просто выставляют те цены, которые позволяют им получать ПРИБЫЛЬ.

Разговоры о низкой рентабельности нефтяного бизнеса, как сообщили по секрету сами операторы, это миф, совершенно не соответствующий действительности. С бензина можно очень хорошо жить, о чем прекрасно знает и Леди Ю, и экономически продвинутое окружение гаранта Конституции, и тем более советник Продана.

Почему в таком случае премьер не пытается повторить свой «подвиг» образца 2005-го и с наскока постараться урегулировать цены? Потому что, видимо, опыт ей подсказывает: ничего не выйдет. Нефтетрейдеров победить нельзя, с ними нужно дружить, подвергая системной бюджетной дойке.

Именно бензиновая сфера дает бюджету неплохой и стабильный доход. Не случайно о повышении акцизов на бензин и дизель, а также пошлин на импорт нефтепродуктов речь в парламенте идет постоянно. И в ближайшее время будет принято новое решение, теперь уже по инициативе «Укравтодора». Таким образом, с молчаливого согласия власти нефтяной бизнес перекладывает свои проблемы на потребителя. В результате, заправить машину и поехать на отдых уже не всякая семья может себе позволить. Но раз молчат – значит, терпимо, а раз терпимо – есть потенциал прикрутить гайки еще. Посему цена в 8 грн. за литр А-95 явно не предел фантазий нефтяного лобби…

Егор Смирнов

Новини

12 Лютого 2024

Велика Британія розпочне перегляд квот на імпорт г/к прокату

Єврокомісія розглядає можливість розширення захисних квот на сталь

Польські фермери заблокували ще три пропускних пункти на кордоні

На кордоні з Польшею вже накопичилося більше тисячі вантажівок

Україна скоординувала з партнерами процес конфіскації активів рф

Конфлікт на Близькому Сході загрожує світовій економіці – МВФ

Експорт сталі з ЄС у січні-листопаді скоротився на 3% 

Ставки фрахту в портах Дунаю та Великої Одеси стабілізувалися

Rio Tinto та BHP співпрацюватимуть з BlueScope у виробництві зеленого чавуну

На завершення розпочатих проєктів відновлення треба ще 10 млр грн

За добу Україна експортує більше електроенергії, ніж імпортує

Японія виділить 106 млн дол на підтримку України

Aurizon знизила прогноз обсягів видобутку австралійського вугілля

Укргазвидобування встановило п’ятирічний рекорд з видобутку газу 

Українським морським коридором експортували вже понад 22 млн тонн вантажів

ЄС збирається відмовитися від ртуті

ВСІ НОВИНИ ⇢