В Украине проблемы с важнейшим ресурсом: есть угроза нового роста тарифов

Точка зору
С начала года в Украине зафиксировано падение угледобычи на государственных шахтах, составляющее почти 20% по сравнению с 2016 годом. Это может привести к тому, что вырастет импорт не только антрацита, но и угля газовой группы, с которым проблем до недавнего времени не было. Какими рисками грозит сложившаяся ситуация и почему она может повлечь новый рост тарифов в Украине, разбирался "Апостроф".

В Украине в январе-сентябре 2017 года добыча угля составила чуть более 26 млн тонн, что на 3,4 млн тонн или 11,5% меньше, чем за аналогичный период в 2016 году.

При этом в сентябре текущего года угледобыча обвалилась на 27,6%. Показатель минувшего месяца оказался почти на 1 млн тонн меньше, чем в сентябре 2016 года.

Особенно заметно снижение добычи на шахтах, входящих в сферу управления Министерства энергетики и угольной промышленности. Здесь падение за первые девять месяцев 2017 года составило почти 20%. Хуже всего ситуация с коксующимся углем – падение на 46,1% по сравнение с аналогичным периодом прошлого года. Однако и с энергетическим углем положение ненамного лучше – на госшахтах его добыча упала на 9,2%.

 

Следует отметить, что в случае с энергетическим углем речь идет об угле газовой группы, так как антрацит добывается исключительно на временно оккупированных территориях Донбасса. Уголь антрацитовой группы импортируется из ЮАР и США. А для того, чтобы снизить зависимость страны от дефицитного антрацита, теплоэлектростанции (ТЭС) переводятся на уголь газовой группы, так как этого угля, по идее, в Украине, достаточно.

Однако, если ситуация с антрацитом более-менее стабилизировалась, то данные Министерства энергетики и угольной промышленности о запасах угля газовой группы на складах ТЭС вызывают беспокойство.

По информации Минэнергоугля, за период с 9 по 17 октября общие запасы угля на ТЭС уменьшились на 9,1%. Но, если запасы угля антрацитовой группы снизились всего на 2,6%, то по газовой группе падение составило 13,9%.

На теплоэлектроцентралях (ТЭЦ) ситуация еще сложнее – здесь запасы антрацита даже выросли – на 7,2%, а угля газовой группы, наоборот, стало меньше на 9,1%.

Кто виноват

В Минэнергоугля признают наличие проблемы с угледобычей. Об этом говорится в ответе ведомства на официальный запрос "Апострофа".

В министерстве подчеркнули, что за 9 месяцев текущего года предприятиями, подчиненными Минэнергоугля, выполнено задание по добыче угля на 81,3%.

При этом невыполнение плана власти объясняют отсутствием денег.

"Отсутствие средств в предыдущие годы и текущем году на техническое переоснащение угледобывающих предприятий Минэнергоугля, зарегистрированных и ведущих свою деятельность на территории, на которой органы государственной власти осуществляют в полном объеме свои полномочия, привело к уменьшению количества очистных забоев, что является основным фактором невыполнения установленного плана по добыче угля, а, с учетом значительного износа основных фондов, привело к значительному падению угледобычи", – говорится в документе.

В Минэнергоугля также сообщили "Апострофу", что в Минфин направлены предложения по выделению необходимых средств в госбюджете на 2018 год.

Что делать

В правительстве еще в 2016 году заявляли, что неприбыльные госшахты будут закрыты, а те, что более-менее на плаву – приватизированы. Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик отмечал, что в государственной собственности останутся семь шахт, 11-13 шахт будут закрыты, остальные – приватизированы.

В 2017 году озвученные министром цифры были скорректированы: из существующих 33 госшахт в работе оставят 26, при этом 21 горнодобывающее предприятие должно быть выставлено на продажу. Таким образом, в госсобственности планируется оставить всего пять предприятий.

"Государственным предприятиям денег не хватает, Минфин деньги даст или не даст – это вопрос, потому что в бюджете всегда денег не хватает. Поэтому остается один выход – приватизация", – сказал "Апострофу" президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар.

По его мнению, нынешняя ситуация с невыполнением плана по угледобыче может свидетельствовать о том, что госпредприятия подводятся к необходимости приватизации.

Директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев считает правильным решение правительства о закрытии убыточных шахт.

"Если государство тратит больше средств на поддержку шахт, чем от них получает, и нет никаких перспектив, то, конечно, шахты нужно закрывать", – сказал он в комментарии "Апострофу".

В то же время Рябцев считает, что продажа ряда шахт может стать проблематичной для государства.

"Я очень сомневаюсь, что кто-то приватизирует убыточные предприятия, у которых нет никаких перспектив", – пояснил эксперт.

Риски для энергобезопасности Украины

В феврале-июле 2017 года в энергетической сфере Украины действовал режим чрезвычайных мер, связанный с введением торгово-транспортной блокады ОРДЛО. Как известно, именно там добывается весь украинский уголь антрацитовой группы. Нехватка этого угля на ТЭС грозила перебоями с электроэнергией, так называемыми "веерными отключениями". Власти заверяли, что, несмотря на чрезвычайные меры, до этого дойти не должно, но до конца и не отвергали такую возможность. Нынешняя ситуация, которая может привести к образованию дефицита угля, также возвращает этот риск в повестку дня.

По словам Геннадия Рябцева, ситуацию на государственных шахтах не стоит переоценивать, так как их доля в общем объеме угледобычи невелика (13% в январе-сентябре 2017 года – "Апостроф"), тогда как на частных шахтах показатели лучше.

Кроме того, к концу года, то есть с начала отопительного сезона, добыча угля газовой группы, как правило, увеличивается, "поскольку в отличие от антрацита его нужно сжигать почти сразу после добычи – его нельзя хранить".

Вместе с тем, сокращение добычи угля потенциально несет в себе риски для энергобезопасности страны.

В частности, Михаил Гончар не исключает такого сценария полностью, хоть и не считает его таким уж вероятным.

"В перспективе нескольких лет, если пойдет увеличение потребления электроэнергии, тепловой энергетики, в частности, угольной, – теоретически может быть (риск)", – пояснил Гончар.

Геннадий Рябцев также считает, что риски есть. "У нас получается очень бессистемная деятельность угольной отрасли. Мы пытаемся перевести блоки тепловых электростанций (ТЭС) с угля антрацитовой группы на газовую, не обращая внимания на то, что объемы добычи угля газовой группы сокращаются", – отметил он.

Если переоборудование энергоблоков с антрацита на газовую группу будет осуществляться согласно ранее озвученным планам, то уже до конца текущего года дефицит угля газовой группы в Украине может составить около 1 млн тонн, а в 2018 году – 4 млн тонн.

"Не исключено, что мы будем закупать все больше угля за рубежом, а это – более высокая цена, большие расходы валюты, более высокие тарифы для конечных потребителей, карманы которых не бездонны. Риски, безусловно, создаются, но они состоят, в основном, в возможном кризисе неплатежей в следующем году или через несколько лет, если такая политика (государства) будет продолжаться", – резюмировал эксперт.

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢