В Wizz Air ответили насчет ухода из Украины: что ждет любителей дешевых полетов

Точка зору

Руководитель аэропорта "Киев" ("Жуляны") Денис Костржевский недавно заявил, что венгерская авиакомпания Wizz Air намерена прекратить сотрудничество с его аэропортом и перебраться в "Борисполь". Такая информация вызывает беспокойство, так как именно из-за разногласий с аэропортами из Украины ушла, так и не успев по-настоящему прийти, ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair. Что кроется за слухами о смене венгерским лоукостером аэропорта в столице, стоит ли ждать ухода Wizz Air с украинского рынка, а также обещанного властями прихода новых бюджетных авиакомпаний, выяснял "Апостроф".

Есть ли повод для беспокойства?

"Апостроф" обратился за разъяснениями к самому лоукостеру. Мы попросили Wizz Air подтвердить или опровергнуть намерение перейти из "Жулян" в "Борисполь". Кроме того, издание поинтересовалось, не собирается ли компания покинуть украинский рынок.

Последний вопрос представляется не столь уж праздным, учитывая то, что в 2017 году именно из-за споров с аэропортами ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair решила воздержаться от выхода на украинский рынок, несмотря на то, что о начале работы лоукостера в Украине было объявлено официально и торжественно, и даже начались продажи билетов на анонсированные рейсы.

Показательно, что изначально планировалось, что Ryanair будет летать из "Жулян", куда к тому времени зашла Wizz Air. Этот аэропорт по всем параметрам больше подходит для лоукостеров, что подтвердила итальянская авиакомпания Ernest Airlines, запускающая в декабре этого года рейсы в Милан и Неаполь. Однако выбор Ryanair был сделан в пользу "Борисполя". Но, как выяснилось позже, крупнейший аэропорт Украины счел требования ирландского лоукостера нереалистичными, и сделка сорвалась.

Wizz Air же отказалась комментировать информацию о возможном переходе в аэропорт "Борисполь".

"Политика Wizz Air состоит в том, что она не комментирует слухи и спекуляции, но подтверждает, что остается преданной своим украинским пассажирам", – говорится в официальном ответе лоукостера на запрос "Апострофа".

В авиакомпании подчеркнули, что за прошедшее десятилетие (авиакомпания начала полеты в Украину в 2008 году) Wizz Air "завоевала доверие и лояльность более чем 5,3 млн пассажиров по всей стране, осуществляя инвестиции внутри Украины и создавая доступные возможности для авиапутешествий, оставаясь при этом преданным партнером международного аэропорта "Жуляны" и Киева".

В то же время министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян не видит проблемы в том, что Wizz Air может сменить аэропорт.

"Wizz Air руководствуется экономической выгодой, а не политической целесообразностью, как некоторые наши руководители. Касательно того, из какого аэропорта в Киеве летать, – решать им. Мы будем рады их приветствовать в государственном аэропорту "Борисполь", – сказал он в комментарии "Апострофу".

Министр также заверил, что Wizz Air не собирается покидать украинский рынок. "Визы" не уходят из Украины, а, наоборот, наращивают свое присутствие", – сказал Владимир Омелян.

Действительно, ранее Wizz Air заявляла о планах открыть новые маршруты из Украины, а также увеличить частоту полетов по некоторым из уже существующих рейсов.

Кроме того, Омелян заявил "Апострофу", что ведется работа над тем, чтобы "2018-й стал годом лоукостов в Украине". При этом министр не стал называть имена потенциальных новых лоукостеров.

Конкуренция возрастает

С чем же, все-таки, связано решение Wizz Air сменить аэропорт, если оно принято хотя бы концептуально?

"Если такое решение есть, то, очевидно, "Борисполь" предложил более выгодные условия, чем "Жуляны", если действительно какие-то движения в этом вопросе ведутся", – сказал "Апострофу" бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава.

По его мнению, на пассажирах, которые уже купили билеты на рейсы Wizz Air или собираются это сделать в ближайшее время, сложившаяся ситуация никак не скажется. "Это сугубо отношения аэропортов", – отметил он.

Эксперт общественной компании "Европатруль" Вячеслав Коновалов убежден, что ситуация вокруг Wizz Air связана с усиливающейся конкуренцией, причем как среди авиакомпаний, так и между аэропортами.

"С моей точки зрения, это очередные конкурентные игры, чтобы получить дополнительные скидки. Wizz Air давно торгуется в Украине по поводу скидок, цен. Можно вспомнить, как они переходили из "Борисполя" в "Жуляны" – там тоже была раскачка ситуации, причем серьезная раскачка, просто она не сильно афишировалась. Поэтому сейчас Wizz Air просто торгуется, потому что конкуренция усиливается, и им нужно с этим что-то делать", – сказал эксперт в комментарии изданию.

Что касается "Борисполя", то, по мнению Вячеслава Коновалова, руководители аэропорта в условиях обострившейся конкуренции ищут способы привлечь новых клиентов.

"Рост объемов перевозок замедляется. Они (перевозки) растут – 25-30-40%, но они замедляются. Им надо что-то делать с терминалами, и они, я так предполагаю, пытаются придумать какие-то особые условия для терминалов "B" и "F". Не говоря о том, что есть еще терминалы "A" и "C", и подходит к технической эксплуатации VIP-терминал. Поэтому у них появится очень много дополнительных площадей. "Борисполь" ведет переговоры не только с Wizz Air – по моим последним данным, пять или семь авиакомпаний сейчас с ними ведут переговоры либо об открытии рейсов, либо об увеличении частот (полетов)", – отметил эксперт.

Пока status quo

Эксперты сомневаются, что Wizz Air собирается уходить с украинского рынка.

"Думаю, что нет. Авиакомпания – это не благотворительность, это бизнес. Если им интересно летать в Киев, они будут летать в Киев", – пояснил Александр Кава.

Вячеслав Коновалов также не верит в уход венгерского лоукостера. Он считает, что нынешняя ситуация может быть элементом торга со стороны авиакомпании.

"В этой ситуации Wizz Air начинает маневрировать, мол, мы вот сейчас договоримся с "Борисполем"…", – пояснил Вячеслав Коновалов.

Вместе с тем, не стоит особо уповать на то, что лоукостеры чередой ринутся в Украину, по крайней мере, в 2018 году.

"Мы уже по объемам рынка доросли до того, чтобы стать интересными для лоукостеров, и они все сюда засматриваются. Плюс у них усиливается конкуренция в Европе, и им надо выходить на новые рынки. Поэтому все реально, вопрос только в условиях, на которых они придут. Чтобы пришел лоукостер, нужно создать ему условия", – сказал Вячеслав Коновалов.

Однако заявления о приходе в Украину часто выглядят как пиар.

"Каждый год стандартно новый министр заявляет, что у нас обвалятся цены, что к нам придут лоукостеры. В частности, о Ryanair говорят с начала 2000-х. Та же история с EasyJet", – отметил Коновалов.

"Обычно авиакомпании выходят на новые рынки с начала осенней или весенней навигации, а рекламная кампания начинается за несколько месяцев до начала полетов. Начало весенней навигации уже не за горами. Поэтому очевидно, что в первой половине 2018 года не стоит ожидать выхода новых игроков. Сдерживает выход новых бюджетных авиакомпаний еще и низкая покупательная способность граждан Украины", – сказал Кава.

Кроме того, приходу в Украину лоукостеров мешает неготовность столичного аэропорта "Борисполь" искать компромисс с авиакомпаниями, а также ограничения по полетам в страны ЕС, существующие из-за отсутствия договора о едином авиационном пространстве между Украиной и Евросоюзом.

"Соответственно, во многие страны, которые бы были потенциально интересны для полетов бюджетным авиакомпаниям, просто нет свободных слотов", – подытожил Кава.

Новини

29 Грудня 2023

Доходи держбюджету у 2023 році перевищили 1,6 трлн

Держстат покращів оцінку падіння ВВП у минулому році

Вартість імпорту чорних металів до Туреччини збільшилась на 8,9%

Загальний імпорт сталі в США за місяць впав на 8,1% 

Тимчасовим коридором перевезли понад 12 млн тонн вантажів – Зеленський

США продовжують квоти на сталь для ЄС

Енергоатом збільшив дохід від продажу електроенергії на 30%

Шмигаль пообіцяв вчасну виплату зарплат

Порти на Дунаї обробляють 120 тисяч тонн вантажів на добу

Марганецький гірничо-збагачувальний комбінат наростив чистий збиток у 1,9 раза

У грудні бензин та дизпаливо подешевшали на 3 гривні

Українська енергосистема працює з резервом потужності

Уряд продовжив заборону на експорт газу та енергетичного вугілля

НБУ пом’якшує обмеження для населення та бізнесу

У грудні скраплений автогаз подешевшав на 20%

Японія скорочує імпорт та споживання алюмінію

ВСІ НОВИНИ ⇢