Все оттенки серого

Точка зору

Уровень теневой экономики страны в текущем году достигает 35-37% ВВП. Такова грустная статистика Министерства экономического развития и торговли Украины. Представители бизнеса оценивают размеры экономической “тени” еще выше — до 40-45% ВВП. Цифры, безусловно, впечатляют.

Теневая экономика так потому и называется, что, в отличие от прозрачного бизнеса, не поддается строгому учету. Существуют разные методики подсчета размеров “тени”, и они показывают разные цифры.

“Тень” — это уникальное украинское экономическое ноу-хау. Теневой оборот товаров и услуг, уклонение от налогообложения есть во всех странах мира. Конечно, в развитых странах, как говорят специалисты, он редко превышает 7-8% розничной реализации.

Особенностью Украины является сама структура теневой экономики, нетипичная для мировой практики.

Во-первых, в отличие от большинства стран, у нас теневой сегмент формируется преимущественно легальными зарегистрированными субъектами предпринимательской деятельности. Во-вторых, в Украине в теневой экономике активно задействованы крупные компании, использующие различные схемы уклонения от налогообложения.

Сколько у нас тени?

В октябре 2017 г. министр финансов Александр Данилюк выступил с заявлением, что доля теневой экономики страны снижается, а ее настоящий размер не превышает 30% ВВП. Так в чем же здесь секрет?

Как уже было сказано, все зависит от методов определения доли теневых операций. Например, рассчитанная по монетарному методу (основанному на анализе увеличения массы наличных средств) и методу убыточности предприятий (основанному на анализе валовой прибыли и убытков, декларируемых предприятиями), доля теневой экономики составляет 27-28% ВВП.

Еще один метод, “электрический”, основанный на анализе динамики потребления электроэнергии, показывает долю в 32% ВВП. Очевидно, именно на этих данных и основана позиция Министерства финансов.

Здесь можно лишь отметить, что даже относительно “скромная” оценка г-на Данилюка на деле означает, что каждое третье предприятие страны уклоняется от уплаты налогов.

Совсем иная картина получается при анализе розничной торговли. Оценка теневой экономики по методу “расходы населения — розничный товарооборот” показывает долю уже в 55% ВВП.

При этом, по оценкам представителей бизнеса, этот показатель даже выше — до 60% розничных операций совершается с занижением налогов или даже уклонением от их уплаты.

“Розница — это гигантский “пылесос”, который высасывает с рынка черный и серый кэш. Эти средства потом всплывают в виде различных взяток и подкупов должностных лиц и являются питательной средой украинской коррупции.

Даже полностью “белый” производитель, продавая продукцию в отечественную розницу, должен понимать, что он опосредованно становится участником этих серых схем, его помимо воли втягивают в них”, — говорит Александр Громыко, президент компании Saturn, президент Украинской Ассоциации производителей.

Конечно, данные по теневому розничному обороту разнятся в зависимости сегмента. Например, вопреки сложившемуся мнению, неожиданно мизерный размер “тени” на табачном рынке — производители оценивают его всего в 3%.

Относительно небольшим является теневой сегмент и на топливном рынке — примерно 10% (правда, эта цифра отражает реализацию фальсификата, а не общее уклонение от налогообложения).

Зато на рынке бытовой техники “тень” доходит уже до 40% общего товарооборота. Так же выглядит картина и на рынке алкогольных напитков, 40-50% которых реализуются с уклонением от уплаты налогов.

И крайне значительным является теневой сегмент на рынке ювелирных изделий — в розничной торговле он доходит до 80%.

Этот перечень можно продолжать. Равно как и придумывать другие методики оценки теневой экономики. Но уже неважно, какую из оценок брать на вооружение — теневая экономика стала национальной угрозой Украины и головной болью предпринимателей, стремящихся вести прозрачный бизнес.

Что делать

В начале ноября на Open Economic Forum “Масштабы и схемы теневой экономики” представители коалиции “За детенизацию экономики” сформулировали основные задачи, которые нужно решить для детенизации экономики в 2017-2018 гг.

В частности, как сказано в решении Форума, в Украине следует внедрить общий подход в фискальной политике, направленной на снижение доли государственных расходов в ВВП до 37%, и соответствующим образом пересмотреть все расходные бюджетные статьи для оптимизации структуры и расходов бюджета.

Предприниматели обратили внимание на давно назревшую необходимость реформирования уполномоченных государственных органов.

Речь идет о создании отдельного независимого государственного аналитического органа — Службы финансовых расследований, в которой будет устранено дублирование функций, усилена ответственность перед налогоплательщиками за нанесенный ущерб (налоговая милиция при этом должна быть расформирована).

А также об институциональной реформе таможни: изменение законодательства для упрощения таможенных процедур, ликвидация контрабанды и коррупции, набор сотрудников путем прозрачных конкурсов.

Крупному бизнесу предлагается перейти на модель налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль и усилить контроль над некоторыми видами внешнеэкономических операций (трансфертное ценообразование, инвестирование, кредитование с применением тонкой капитализации).

Наиболее проблемным и вызывающим неоднозначную реакцию пока выглядит блок предложений по регулированию деятельности малого бизнеса.

Участники Форума однозначно высказались о необходимости сохранения упрощенной системы налогообложения, о мерах по поддержке предпринимательской инициативы, самозанятости и укреплении среднего класса как основы стабильности общества.

При этом, по их мнению, назрела необходимость распространения сферы действия РРО (РРО – регистраторы расчетных операций) на рисковые категории налогоплательщиков, уклоняющихся от налогообложения в крупных размерах, повышения контроля над цепочками продаж товаров, поощрения добровольного использования РРО и получения фискальных чеков с проверкой их регистрации.

Сам рынок РРО должен быть демонополизирован, и на нем внедрены электронные сервисы для налогоплательщиков (электронный реестр чеков, акцизных марок, цифровые РРО).

И, наконец, для всех категорий предпринимателей необходимо снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, в том числе за счет реформирования фондов социального страхования, сокращения их функций и расходов, проведения верификации социальных выплат и пенсий.

Кроме того, нужно искоренить практику применения в отношении добропорядочных налогоплательщиков принципа солидарной ответственности за возможные правонарушения других контрагентов в цепочке продажи продукции, отменить необоснованные ограничения при экспорте и импорте продукции и внедрить принцип “единого окна” при пересечении грузами таможенной границы Украины.

Перечень возможных действий для борьбы с теневой экономикой можно, конечно, продолжать и дополнять. Но перечисленные решения относятся к тем, которые нужны были еще вчера.

Премьер-министры Украины о теневой экономике

2001 г. Виктор Ющенко

“На 90% теневая экономика и криминальная экономика имеют экономическую почву.

Если не устранить ее, никакие действия доблестных силовых структур не могут нести ответ за те вещи, которые формируются как правило,
а не как эпизоды”

2002 г. Анатолий Кинах

“Нам необходимо создавать систему взаимоотношений государства и бизнеса.

Наличие в стране огромной по объемам теневой экономики приводит к тому, что большие финансовые ресурсы находятся вне бюджетной системы государства”

2006 г. Юрий Ехануров

“Решить проблему теневой экономики можно двумя путями.

Необходимо уменьшить налогообложение фонда заработной платы и заинтересовать граждан в получении белой зарплаты.

Это можно реализовать посредством внедрения механизмов обязательного страхования наемных работников”

2006 г. Виктор Янукович

“Борьба с теневой экономикой, преступностью лишь на уровне административных методов не дает ожидаемых результатов, а в некоторых случаях, наоборот, приводит к подрыву экономической активности.

Именно поэтому приоритетом в этой сфере должно стать преодоление коррупции и теневой экономики экономическими методами”

2010 г. Юлия Тимошенко

“С 2004 г. в среднем по Украине “отмывали” через все теневые схемы ежегодно по $11,7 млрд.

Теневой сектор в 2004 г. составлял около 57% ВВП, и проблемы остаются. Наиболее “криминализированными” являются НДС и налог на прибыль.
Продолжают не уплачивать миллиардные суммы”

2012 г. Николай Азаров

“Бороться с теневой экономикой не нужно, нужно создавать такие условия, при которых теневая экономика стремится стать, образно говоря, серой.

Черная — серой, а серая — светлой. Нужен соответствующий налоговый и административный климат, при котором было бы удобно в полном объеме платить налоги”

2014 г. Арсений Яценюк

“Предприниматели, которые вынуждены были помимо своей воли участвовать в незаконных налоговых схемах, могут быть освобождены от ответственности.

Правительство рассматривает возможность соответствующего законодательного решения. Мы не исключаем, что в парламенте нужно будет принять решение о дополнительном компромиссе между субъектами предпринимательской деятельности и государством”

2017 г. Владимир Гройсман

“Глобальная проблема — это теневая экономика. При 2,2 трлн грн. продукта, по скромным оценкам, 50% — “тень”. 1 трлн грн. не работает на украинское государство.

Нужно сделать так, чтобы каждая гривня работала на национальную экономику и была защищена”

Позиция министерства финансов

Александр Данилюк, министр финансов Украины

Теневая экономика – это большая проблема Украины и вопрос тех ценностей, которые заложены в обществе. Для кого-то теневая экономика — это бизнес, формировавшийся годами.

Если глянуть на его масштабы, можно представить себе, какие неимоверные усилия сейчас потребуются на создание прозрачного бизнеса аналогичного размера.

И вдесятеро большие усилия нужны для того, чтобы сейчас развалить сложившиеся теневые схемы. Поэтому любые меры по детенизации экономики встречают столь яростное противодействие.

Самое главное, что в обществе практически нет запроса на борьбу с “тенью”. Наоборот, сложилось убеждение, что “тень” — это более дешевые и доступные товары и услуги.

Наша общая задача — донести до каждого, что теневая экономика в конечном счете дорого обходится потребителю. “Тень” — это неуплаченные налоги, а значит, более низкий уровень образования, медицины, плохое состояние дорог…

Те, кто ездит за рубеж, видят, что многие товары там дешевле, чем в Украине. Причина — в простом наличии конкуренции. Но теневая экономика убивает конкуренцию.

Если создать нормальные условия для развития конкуренции, от этого выиграют все — государство получит налоги и сможет нормально выполнять свои функции, а потребитель — будет иметь доступ к дешевым качественным товарам.

Я понимаю, что многие предприниматели “прячутся в тень” из-за давления. Так исторически сложилось, что малый и средний бизнес очень редко вырастал до больших размеров.

Стоит только подняться над условным средним уровнем, выше “уровня радара”, и к тебе начинают приходить ГФС, СБУ, прокуратура и т.д. После таких визитов шансов дальше развиваться у предприятия уже, как правило, не остается.

Я очень надеюсь, что в Украине все-таки будет создана и начнет работать Служба финансовых расследований, которая поможет навести порядок с теневыми схемами.

Но, учитывая уровень теневой экономики, нужно понимать, что “кавалерийскими атаками” вопрос решить нельзя — нужна длительная системная работа. Украина уже присоединилась к плану BEPS (международная система оперативного обмена налоговыми данными), активно ведет переговоры со всеми странами по пересмотру договоров об избегании двойного налогообложения.

Михаил Дикаленко

Новини

24 Квітня 2024

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

ВСІ НОВИНИ ⇢