Все оттенки серого
Точка зоруУровень теневой экономики страны в текущем году достигает 35-37% ВВП. Такова грустная статистика Министерства экономического развития и торговли Украины. Представители бизнеса оценивают размеры экономической “тени” еще выше — до 40-45% ВВП. Цифры, безусловно, впечатляют.
Теневая экономика так потому и называется, что, в отличие от прозрачного бизнеса, не поддается строгому учету. Существуют разные методики подсчета размеров “тени”, и они показывают разные цифры.
“Тень” — это уникальное украинское экономическое ноу-хау. Теневой оборот товаров и услуг, уклонение от налогообложения есть во всех странах мира. Конечно, в развитых странах, как говорят специалисты, он редко превышает 7-8% розничной реализации.
Особенностью Украины является сама структура теневой экономики, нетипичная для мировой практики.
Во-первых, в отличие от большинства стран, у нас теневой сегмент формируется преимущественно легальными зарегистрированными субъектами предпринимательской деятельности. Во-вторых, в Украине в теневой экономике активно задействованы крупные компании, использующие различные схемы уклонения от налогообложения.
Сколько у нас тени?
В октябре 2017 г. министр финансов Александр Данилюк выступил с заявлением, что доля теневой экономики страны снижается, а ее настоящий размер не превышает 30% ВВП. Так в чем же здесь секрет?
Как уже было сказано, все зависит от методов определения доли теневых операций. Например, рассчитанная по монетарному методу (основанному на анализе увеличения массы наличных средств) и методу убыточности предприятий (основанному на анализе валовой прибыли и убытков, декларируемых предприятиями), доля теневой экономики составляет 27-28% ВВП.
Еще один метод, “электрический”, основанный на анализе динамики потребления электроэнергии, показывает долю в 32% ВВП. Очевидно, именно на этих данных и основана позиция Министерства финансов.
Здесь можно лишь отметить, что даже относительно “скромная” оценка г-на Данилюка на деле означает, что каждое третье предприятие страны уклоняется от уплаты налогов.
Совсем иная картина получается при анализе розничной торговли. Оценка теневой экономики по методу “расходы населения — розничный товарооборот” показывает долю уже в 55% ВВП.
При этом, по оценкам представителей бизнеса, этот показатель даже выше — до 60% розничных операций совершается с занижением налогов или даже уклонением от их уплаты.
“Розница — это гигантский “пылесос”, который высасывает с рынка черный и серый кэш. Эти средства потом всплывают в виде различных взяток и подкупов должностных лиц и являются питательной средой украинской коррупции.
Даже полностью “белый” производитель, продавая продукцию в отечественную розницу, должен понимать, что он опосредованно становится участником этих серых схем, его помимо воли втягивают в них”, — говорит Александр Громыко, президент компании Saturn, президент Украинской Ассоциации производителей.
Конечно, данные по теневому розничному обороту разнятся в зависимости сегмента. Например, вопреки сложившемуся мнению, неожиданно мизерный размер “тени” на табачном рынке — производители оценивают его всего в 3%.
Относительно небольшим является теневой сегмент и на топливном рынке — примерно 10% (правда, эта цифра отражает реализацию фальсификата, а не общее уклонение от налогообложения).
Зато на рынке бытовой техники “тень” доходит уже до 40% общего товарооборота. Так же выглядит картина и на рынке алкогольных напитков, 40-50% которых реализуются с уклонением от уплаты налогов.
И крайне значительным является теневой сегмент на рынке ювелирных изделий — в розничной торговле он доходит до 80%.
Этот перечень можно продолжать. Равно как и придумывать другие методики оценки теневой экономики. Но уже неважно, какую из оценок брать на вооружение — теневая экономика стала национальной угрозой Украины и головной болью предпринимателей, стремящихся вести прозрачный бизнес.
Что делать
В начале ноября на Open Economic Forum “Масштабы и схемы теневой экономики” представители коалиции “За детенизацию экономики” сформулировали основные задачи, которые нужно решить для детенизации экономики в 2017-2018 гг.
В частности, как сказано в решении Форума, в Украине следует внедрить общий подход в фискальной политике, направленной на снижение доли государственных расходов в ВВП до 37%, и соответствующим образом пересмотреть все расходные бюджетные статьи для оптимизации структуры и расходов бюджета.
Предприниматели обратили внимание на давно назревшую необходимость реформирования уполномоченных государственных органов.
Речь идет о создании отдельного независимого государственного аналитического органа — Службы финансовых расследований, в которой будет устранено дублирование функций, усилена ответственность перед налогоплательщиками за нанесенный ущерб (налоговая милиция при этом должна быть расформирована).
А также об институциональной реформе таможни: изменение законодательства для упрощения таможенных процедур, ликвидация контрабанды и коррупции, набор сотрудников путем прозрачных конкурсов.
Крупному бизнесу предлагается перейти на модель налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль и усилить контроль над некоторыми видами внешнеэкономических операций (трансфертное ценообразование, инвестирование, кредитование с применением тонкой капитализации).
Наиболее проблемным и вызывающим неоднозначную реакцию пока выглядит блок предложений по регулированию деятельности малого бизнеса.
Участники Форума однозначно высказались о необходимости сохранения упрощенной системы налогообложения, о мерах по поддержке предпринимательской инициативы, самозанятости и укреплении среднего класса как основы стабильности общества.
При этом, по их мнению, назрела необходимость распространения сферы действия РРО (РРО – регистраторы расчетных операций) на рисковые категории налогоплательщиков, уклоняющихся от налогообложения в крупных размерах, повышения контроля над цепочками продаж товаров, поощрения добровольного использования РРО и получения фискальных чеков с проверкой их регистрации.
Сам рынок РРО должен быть демонополизирован, и на нем внедрены электронные сервисы для налогоплательщиков (электронный реестр чеков, акцизных марок, цифровые РРО).
И, наконец, для всех категорий предпринимателей необходимо снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, в том числе за счет реформирования фондов социального страхования, сокращения их функций и расходов, проведения верификации социальных выплат и пенсий.
Кроме того, нужно искоренить практику применения в отношении добропорядочных налогоплательщиков принципа солидарной ответственности за возможные правонарушения других контрагентов в цепочке продажи продукции, отменить необоснованные ограничения при экспорте и импорте продукции и внедрить принцип “единого окна” при пересечении грузами таможенной границы Украины.
Перечень возможных действий для борьбы с теневой экономикой можно, конечно, продолжать и дополнять. Но перечисленные решения относятся к тем, которые нужны были еще вчера.
Премьер-министры Украины о теневой экономике
2001 г. Виктор Ющенко
“На 90% теневая экономика и криминальная экономика имеют экономическую почву.
Если не устранить ее, никакие действия доблестных силовых структур не могут нести ответ за те вещи, которые формируются как правило,
а не как эпизоды”
2002 г. Анатолий Кинах
“Нам необходимо создавать систему взаимоотношений государства и бизнеса.
Наличие в стране огромной по объемам теневой экономики приводит к тому, что большие финансовые ресурсы находятся вне бюджетной системы государства”
2006 г. Юрий Ехануров
“Решить проблему теневой экономики можно двумя путями.
Необходимо уменьшить налогообложение фонда заработной платы и заинтересовать граждан в получении белой зарплаты.
Это можно реализовать посредством внедрения механизмов обязательного страхования наемных работников”
2006 г. Виктор Янукович
“Борьба с теневой экономикой, преступностью лишь на уровне административных методов не дает ожидаемых результатов, а в некоторых случаях, наоборот, приводит к подрыву экономической активности.
Именно поэтому приоритетом в этой сфере должно стать преодоление коррупции и теневой экономики экономическими методами”
2010 г. Юлия Тимошенко
“С 2004 г. в среднем по Украине “отмывали” через все теневые схемы ежегодно по $11,7 млрд.
Теневой сектор в 2004 г. составлял около 57% ВВП, и проблемы остаются. Наиболее “криминализированными” являются НДС и налог на прибыль.
Продолжают не уплачивать миллиардные суммы”
2012 г. Николай Азаров
“Бороться с теневой экономикой не нужно, нужно создавать такие условия, при которых теневая экономика стремится стать, образно говоря, серой.
Черная — серой, а серая — светлой. Нужен соответствующий налоговый и административный климат, при котором было бы удобно в полном объеме платить налоги”
2014 г. Арсений Яценюк
“Предприниматели, которые вынуждены были помимо своей воли участвовать в незаконных налоговых схемах, могут быть освобождены от ответственности.
Правительство рассматривает возможность соответствующего законодательного решения. Мы не исключаем, что в парламенте нужно будет принять решение о дополнительном компромиссе между субъектами предпринимательской деятельности и государством”
2017 г. Владимир Гройсман
“Глобальная проблема — это теневая экономика. При 2,2 трлн грн. продукта, по скромным оценкам, 50% — “тень”. 1 трлн грн. не работает на украинское государство.
Нужно сделать так, чтобы каждая гривня работала на национальную экономику и была защищена”
Позиция министерства финансов
Александр Данилюк, министр финансов Украины
Теневая экономика – это большая проблема Украины и вопрос тех ценностей, которые заложены в обществе. Для кого-то теневая экономика — это бизнес, формировавшийся годами.
Если глянуть на его масштабы, можно представить себе, какие неимоверные усилия сейчас потребуются на создание прозрачного бизнеса аналогичного размера.
И вдесятеро большие усилия нужны для того, чтобы сейчас развалить сложившиеся теневые схемы. Поэтому любые меры по детенизации экономики встречают столь яростное противодействие.
Самое главное, что в обществе практически нет запроса на борьбу с “тенью”. Наоборот, сложилось убеждение, что “тень” — это более дешевые и доступные товары и услуги.
Наша общая задача — донести до каждого, что теневая экономика в конечном счете дорого обходится потребителю. “Тень” — это неуплаченные налоги, а значит, более низкий уровень образования, медицины, плохое состояние дорог…
Те, кто ездит за рубеж, видят, что многие товары там дешевле, чем в Украине. Причина — в простом наличии конкуренции. Но теневая экономика убивает конкуренцию.
Если создать нормальные условия для развития конкуренции, от этого выиграют все — государство получит налоги и сможет нормально выполнять свои функции, а потребитель — будет иметь доступ к дешевым качественным товарам.
Я понимаю, что многие предприниматели “прячутся в тень” из-за давления. Так исторически сложилось, что малый и средний бизнес очень редко вырастал до больших размеров.
Стоит только подняться над условным средним уровнем, выше “уровня радара”, и к тебе начинают приходить ГФС, СБУ, прокуратура и т.д. После таких визитов шансов дальше развиваться у предприятия уже, как правило, не остается.
Я очень надеюсь, что в Украине все-таки будет создана и начнет работать Служба финансовых расследований, которая поможет навести порядок с теневыми схемами.
Но, учитывая уровень теневой экономики, нужно понимать, что “кавалерийскими атаками” вопрос решить нельзя — нужна длительная системная работа. Украина уже присоединилась к плану BEPS (международная система оперативного обмена налоговыми данными), активно ведет переговоры со всеми странами по пересмотру договоров об избегании двойного налогообложения.
Михаил Дикаленко
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram