Страховой светофор загорится красным

Точка зору

Страховщики стали больше и быстрее платить по «автогражданке»: выплаты за девять месяцев увеличились сразу на 40%. Однако это не признак щедрости страховых компаний, а следствие подорожания ремонта автомобилей и возросшего количества ДТП. Накапливающиеся на рынке проблемы вынуждают страховые компании ужесточать собственные правила работы.

Выплаты наездились

С начала года страховые компании выплатили 1,38 млрд грн потерпевшим в ДТП, что почти на 40% больше, чем за январь-сентябрь 2016 года. «Причиной увеличения выплат стал рост количества обращений к страховщикам и существенное увеличение средней суммы возмещенных убытков», – пояснили в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ).

Действительно, за три квартала члены бюро урегулировали почти 100 тыс. страховых случаев, что на 14,6% больше, чем в прошлом году. При этом средняя сумма выплаты по ОСАГО выросла на 20% – с 12,56 тыс. грн до 15,22 тыс. грн. В то же время рост количества новых клиентов был слабым: СК заключили 5,61 млн договоров (+4,8%) и привлекли 2,76 млрд грн премий (+7,6%).

В бюро считают нормальным, когда потерпевший получает выплату спустя квартал после ДТП. И страховой рынок в целом отвечает этому требованию: средний срок выплаты составляет 94 дня. «При этом 24 компании урегулируют все страховые случаи в срок до 90 дней», – отметили в бюро.

Из 54 участников рынка «хорошие» оценки по итогам III квартала по трем ключевым показателям – деятельность СК, качество урегулирования убытков, уровень жалоб от потерпевших и страхователей – получили 24 компании. Еще 24 страховщика заслужили на «удовлетворительную» оценку качества урегулирования убытков, а две СК по этому критерию получили «неуд» («АСКО-Медсервис» и «Здорово»). Семь компаний получили «желтый» сигнал из-за жалоб, а шесть – вошли в «красную» зону (смотрите «светофор» рынка). Меньше всего претензий у МТСБУ к общей оценке деятельности, ведь лишь к двум СК («Здорово» и «Интер-Полис») есть замечания.

 

Худшие показатели по количеству и удельному весу жалоб относительно количества урегулированных случаев у СК «Страховой капитал» (12,2%), «Киев Ре» (12,02%), «Доминанта» (9,69%), «УТСК» (8,64%), «Интер-Полис» (7,84%) и «Киевский страховой дом» (3,43%).

Глобальная переоценка

Реальная ситуация все же отличается от статистических отчетов МТСБУ, говорят участники рынка. «Сегодня рынок ОСАГО скомпрометирован компаниями, которые отвратительно платят по своим обязательствам, но наращивают свои портфели за счет высоких комиссий и ценового демпинга», – говорит FinClub глава наблюдательного совета СК «ВУСО» Александр Шойхеденко.

«Светофор» учитывает пять показателей: качество урегулирования убытков (удельный вес критерия – 25%), уровень жалоб от потерпевших и страхователей (25%), темп роста портфеля (20%), оперативность внесения данных в ЦБД (20%), оценочную убыточность деятельности (10%).

Эта методика устарела, поэтому МТСБУ с 1 января 2018 года меняет правила оценки участников рынка. Это позволит «светофору» своевременно сигнализировать о проблемах в компаниях, чтобы страхователи более аргументированно выбирали страховщика для покупки страхового полиса.

Критерий «оценочная убыточность» заменят на «долю премий по ОСАГО в общем портфеле страховщика». Если доля ОСАГО – менее 40% портфеля, страховщик получит наивысший бал (таких компаний сейчас 36), если доля более 80% – оценка будет «неудовлетворительной» (пять СК).

Пересмотрят и критерий качества урегулирования убытков. Если сейчас учитываются страховые случаи, по которым выплата проведена в течение 120 дней, то с января – в течение 90 дней. И если сейчас высший бал по этому показателю имеют 32 СК, то с нового года их может стать только 25. Неудовлетворительную оценку по новой методике получат десять компаний (сейчас их всего две).

Ужесточатся требования к срокам внесения информации в Централизованную базу данных МТСБУ – с нынешних 15 дней до всего пяти. Количество «отличных» оценок из-за этого не изменится, но «неуд» получат сразу три компании. Правда, в МТСБУ готовы отсрочить это требование на год.

На пути к лучшему

Предложенные изменения должны сделать оценки страховщиков более «дифференцированными и справедливыми». «Это будет стимулировать страховщиков к повышению показателей операционной деятельности, расширению страховых портфелей, а также будет способствовать развитию компаний и страхования в Украине», – считает начальник департамента информационного обеспечения, анализа и методологии страхования МТСБУ Елена Машаро.

Страховщики, с которыми общался FinClub, поддерживают инициативу бюро. «Наша компания выступает за ужесточение требований при оценке платежной и выплатной дисциплины страховщиков. Это может привести к улучшению ситуации на рынке», – говорит Александр Шойхеденко. После введения европротокола и прямого урегулирования «автогражданку» необходимо снова «осовременить». «Ужесточение требований к срокам урегулирования должно ускорить отмирание омертвелой доли рынка ОСАГО. Также необходимо увеличить скорость подачи информации в Централизованную базу данных МТСБУ, ведь это позволит подготовиться к введению электронного полиса. Страховщикам нужно быть готовыми к работе с ним не только морально, но и физически. Таким образом мы дисциплинируем всех участников рынка», – считает директор департамента урегулирования СК «ИНГО Украина» Олег Коваленко-Кужольный.

Лидеры рынка утверждают, что готовы к новым требованиям. «У нашей компании никаких проблем с выполнением новых требований не будет», – хвастается Александр Шойхеденко. «Ужесточение показателя «светофора» при оценке сроков урегулирования со 120 до 90 дней нас не пугает, так как наш средний срок урегулирования убытков по результатам II квартала, как и предыдущих двух кварталов, составляет 84 дня», – говорит директор департамента урегулирования убытков региональной сети СК «Арсенал Страхование» Константин Палазов. «Нам удалось в течение года существенно снизить срок средней выплаты до уровня ниже среднерыночного. Сейчас он колеблется в пределах 65-70 дней», – говорят в «ИНГО Украина».

Но есть и замечания к новой методике. «Нужно не просто менять вводные данные, но и экстраполировать их на предыдущие периоды», – утверждает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский. Например, при росте тарифов удельный вес ОСАГО в портфеле СК вырастет автоматически, и не все компании смогут «вписаться» в новые лимиты.

Качество урегулирования убытков также не является универсальным критерием. «Нужно не стричь всех под одну гребенку, а учитывать региональность выплат. То же самое можно сказать и о скорости внесения данных в ЦБД. Есть регионы, где со связью перебои, не говоря уже об интернет-покрытии, а добраться до ближайшего райцентра, чтобы вовремя внести данные в ЦБД, довольно проблематично», – говорит Вячеслав Черняховский. В августе страховщики получили от регулятора «письма счастья» с угрозами Нацкомфинуслуг применить санкции за невнесение в течение двух дней информации о проданных полисах ОСАГО в Централизованную базу данных бюро.

Руденко Виктория

Новини

24 Грудня 2023

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

ВСІ НОВИНИ ⇢