В Украине отремонтировали рекордные объемы дорог за пять лет: с чем остались проблемы

Точка зору

Ежегодное недофинансирование украинских дорог протяженностью 169,6 тыс. км привело к их изношенности на 95-97%.  Из-за состояния автомагистралей вместо скорости 60-70 км/час автомобили ездят в среднем 30 км/час, отмечают в "Укравтодоре". В 2016 году в Украине отремонтировали 816 км дорог – это полпроцента от протяжности наших трасс. С такими темпами на ремонт дорог уйдет 100 лет. Как в Украине ремонтировали дороги в этом году и чего ждать в следующем, узнавал сайт "Сегодня".

Отремонтировали 2100 км дорог – это много или мало

Украина занимает 137 место из 144 стран мира по качеству дорог, а в Европе наши дороги – худшие.

Длина украинских дорог – 430 тыс. км. За состояние большей части отвечают местные органы власти. За 170 тыс. км трасс, которые соединяют областные центры и крупные города – "Укравтодор", и они финансируются из госбюджета. И эти дороги изношены на 95-97%, то есть, им нужен капитальный ремонт.

"95% дорог находятся в ненормативном состоянии – они эксплуатируются со значительными просроченными ремонтами", – отмечает советник главы "Укравтодора" Александр Кава.

Причиной такого состояния трасс в ведомстве называют недостаточное финансирование на протяжении 10-15 последних лет. Автодорожная отрасль финансировалась только на 14-34% от необходимой потребности.

За 11 месяцев этого года в стране отремонтировали 2100 км дорог. В сравнении с последними пятью годами – это много. При этом, вместо 35 млрд гривен "Укравтодор" получил 28 млрд грн. В 2014 году в Украине сделали только 102 км, в 2016 – 950 км. Но в стране 169,9 тыс. км дорог и они изношены на 95-97%. Получается, что сейчас в год ремонтируется 1,2% дорог в год. Такими темпами стране понадобится 100 лет. Чтобы привести дороги в порядок, нужно увеличить финансирование в 10 раз. Но пока таких перспектив не предвидится.

"Отремонтировали в два раза больше дорог, но это очень мало. В Украине нужно ремонтировать каждый год 35 тыс. км", – отмечает глава общественной организации "Моя дорога" Роман Хмиль.

Одна из проблем в том, что "Укравтодор" получает деньги из госбюджета с задержкой. Поэтому, пока пройдут тендеры, работы начинаются только в июне, вместо апреля. Из-за этого теряется два месяца для работ.

Сейчас ремонтирует дороги и контролирует их качество "Укравтодор" через свои подразделения. В ходе децентрализации государство снимет "с плеч" дороги местного значения и передаст их под опеку областей, отвечать за ремонт дорог будут обладминистрации, а не "Укравтодор". Деньги на ремонт дорог в регионах будут поступать из территориальных подразделений Дорожного фонда, который заработает в 2018 году.

Чего ждать в 2018-м

В проекте бюджета на следующий год на дороги заложено 44 млрд гривен – это на 37% больше, чем в этом году. Министр инфраструктуры Владимир Омельян считает, что на эти деньги можно будет отремонтировать 4-5 тыс. км дорог государственного значения.

"Каждый год нужно ремонтировать 34 тыс. км. Для этого нужно 100 млрд гривен в год", – комментирует Роман Хмиль.

С 2018 года в Украине создается дорожный фонд, но он не сможет обеспечить таких доходов. Чтобы повысить поступления в бюджет, нужно перекрыть потоки контрабанды подакцизных товаров и удвоить сам акциз на топливо, считает эксперт.

"Но перед тем, как повышать акцизы, нужно научиться тратить те, которые собираются сейчас. В этом направлении реформа двигается очень медленно. Тогда мы сможем сделать дороги не за 20 лет, а за 10. Но повышение акциза  – это следующий шаг, у нас пока проблема с первым", – добавляет Хмиль.

Однако с теперешними темпами через 10 лет дороги лучше не станут. Объемы работ на дорогах – на уровне статистической погрешности. Пока в год страна не будет ремонтировать 30-40 тыс. км – ремонта не будет заметно.

В 2018 году "Укравтодор" планирует передать 120 тыс. км трасс областям. 50 тыс. км ведомство оставит себе. Но бюджет тот самый – 44 млрд грн.

"Не факт, что местная власть готова выйти ремонтировать такие объемы. Уйдет год-два пока они разберутся. Децентрализация – это правильно, но будет год-два паузы", – считает Хмиль

Для стабильного финансирования магистралей в Украине с 2018 года заработает Дорожный фонд. Он будет наполняться за счет акциза и ввозной пошлины на топливо и автомобили, штрафов за превышение нормативного веса и спецфонда Госбюджета. В "Укравтодоре" считают, что Фонд обеспечит отрасли 50 млрд в год. Но полноценно наполняться он будет с 2020 года, в 2018-м будет поступать 50% от указанных сборов, в 2019-м – 75%.

Виталий Андроник

Новини

28 Грудня 2023

Свириденко піддала критиці купівлю імпортних товарів, які може виробляти Україна

Китай планує побудувати понад 50% суден на екологічно чистому паливі

Укрнафта шукає партнерів для розробки родовищ

Австрія погодилася на поступове приєднання Болгарії та Румунії до Шенгенської зони

Придбання US Steel компанією Nippon Steel необхідно розслідувати – Байден

ДБР сподівається домогтись екстрадиції Жеваго

Виробництво сталі в Японії збільшиться на 1,7% – прогноз

Метінвест від початку війни спрямував на допомогу Україні 4,8 млрд грн

У чергах на кордоні з Польщею перебувають близько 4 тисяч вантажівок

Виробничі потужності української оборонки цього року зросли втричі

Суха Балка видобула 931 тис тонн товарної руди

Ціни на автогаз впали до позначки 30 грн/літр

Ринку вантажних перевезень загрожує дефіцит залізничних вагонів

Уряд розширив можливості підприємців для отримання держпідтримки

Упродовж доби в аварійний ремонт вийшли ще два блоки ТЕС

Металурги США виступають за обмеження імпорту вуглецевої сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢