Что нужно знать украинским компаниям о европейском списке офшоров

Точка зору

Украинским компаниям осталось не больше года для реструктуризации своего бизнеса с участием компаний в офшорных юрисдикциях. Время классических офшоров безвозвратно уходит, а основным инструментом налоговой оптимизации становятся реально работающие компании в странах, где налоги не так высоки, как дома.

В начале недели украинский Минфин представил Дорожную карту по внедрению международных стандартов прозрачности и обмена информацией (EOIR/AEOI CRS). которые наша страна обязалась имплементировать с 2020 года (по итогам 2019-го).

А в начале декабря Евросоюз утвердил «черный список» налоговых убежищ из 17 стран, стандарты которых в области налогообложения не соответствуют требованиям ЕС надлежащего управления в налоговой сфере (tax good governance standards).

«Несколько налоговых скандалов в течение последних нескольких лет обнажили всю глубину и масштаб проблемы — большие объемы средств держатся в офшорах и не облагаются налогами. Сейчас страны мира объединились и выработали глобальный ответ на вопрос уклонения от уплаты налогов. Украина в ближайшее время присоединится к внедрению стандартов прозрачности и обмена информацией», — заявил министр финансов Украины Александр Данилюк.

Следующий раунд экспертного оценивания Украины со стороны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) назначен на последний квартал 2018 года. Впервые будет оценена практическая реализация стандарта обмена информацией и проведена оценка Украины согласно рейтингу ОЭСР.

Списки офшоров

Перечень офшорных зон, который утвержден Кабмином (распоряжение № 977-р от 16 сентября 2015 года), отличается от «черного списка» ЕС — в него не входят Гуам, Панама, Южная Корея, Макао, Монголия, Намибия, Палау, Тунис, ОАЭ и входят юрисдикции, включенные в «серый список ЕС» — британские зависимые территории, страны Карибского региона.

По словам юриста адвокатского бюро Оксаны Кобзар Анастасии Зарудко, национальный список офшоров может быть больше «черного списка» ЕС, но обязательно должен охватывать перечень юрисдикций, включенные него. Санкции против офшорных государств могут устанавливаться на рассмотрение государств-членов ЕС.

Например, ограничение по включению расходов при расчете базы налогообложения налогом на прибыль, применение правил о контролируемых иностранных компаниях и так далее. То есть даже в странах самого ЕС этот список не будет документом прямого действия.

«Думаю, в скором времени нас ожидает обновленный украинский перечень офшорных зон, соответствующий черному списку ЕС, что будет логичным шагом к исполнению плана BEPS (плана деофшоризации) и автоматического обмена налоговой информацией», — отметила UBR.ua Анастасия Зарудко.

Напомним, большая часть офшоров мира вообще не попала в список ЕС, так как уже сотрудничают в рамках плана BEPS. В Украине операции с нерезидентами из офшоров являются контролируемыми при достижении пороговых значений по сумме. При сделках с такими компаниями необходимо обосновывать цену, подавать отчет о контролируемых операциях. Наш список изначально создавался исключительно в налоговых целях, однако применяется также в рамках валютного контроля и финансового мониторинга.

Как отметил младший юрист ICF Legal Service Стас Ивасик, согласно ст.20 Соглашения об ассоциации с ЕС мы обязались принимать аналогичные европейским стандарты борьбы с легализацией (отмыванием) доходов. В частности, внедрить международные стандарты в сфере финансовых услуг и борьбы с уклонением от уплаты налогов ч.2 ст.127.

«Это значит, что Украина должна внедрить меры, предусмотренные ст.22 Regulation (EU) 2017/1601, которая предусматривает ограничения для так называемых non-cooperative jurisdictions (юрисдикции, с которыми взаимоотношения воспрещены в понимании этого стандарта)», — объяснил Ивасик.

К чему готовиться

Как и страны-члены ЕС, Украина будет должна ввести хотя бы одну из следующих ограничительных мер касательно офшорных компаний:

  1. усиленный мониторинг финопераций с компаниями из этих стран;
  2. усиление контроля за льготами, которые получает плательщик от стран-офшоров;
  3. усиленный аудит плательщиков, у которых есть офшоры в корпоративной структуре.

Дополнительно государство может остановить для таких структур применение налоговых льгот, либо ограничить их присутствие в определенных секторах экономики, наложить на компанию бремя доказывания невиновности и т.п.

«Пока обязательные к внедрению меры расплывчаты и неясно, как именно конкретное государство будет применять их на практике. Поэтому сложно сказать какие конкретно меры примет Украина и какие последствия будут», — говорят в ICF Legal Service.

Однако, учитывая общий тренд борьбы с уклонением от уплаты налогов, можно ожидать, что информация об операциях с резидентами из офшоров будет подлежать автоматической передаче в налоговые органы.

Юрист ЮФ «Астерс» Павел Шовак не исключает, что банки в ЕС станут тщательнее проверять резонность операций с вовлечением юрисдикций из «черного» списка. В случае обнаружения подозрительных операций банки могут как их блокировать, так и сообщать о них в правоохранительные органы.

Также можно ожидать полного отказа европейских банков от открытия новых счетов резидентам из указанных стран (во избежание проблем с регуляторами). К текущим счетам могут выдвигаться повышенные требования и банк может предложить такие счета закрыть.

«Украинские компании, использующие в своем арсенале резидентов из списка офшоров ЕС (включая ОАЭ), могут в ближайшее время столкнуться с серьезными проблемами, которые могут поставить под сомнение целесообразность использования указанных юрисдикций», — заверил UBR.ua партнер, руководитель практики международного налогового планирования и корпоративного структурирования в Eterna Law Оксана Кнейчук.

По изменениям к Директиве об административном сотрудничестве по налоговым делам 2011/16/EU (предложены Еврокомиссией 21 июня 2017 года), посредники, которым становится известно о транзакциях, направленных на уклонение от налогообложения, будут обязаны заявить о таких транзакциях в налоговые органы (иначе к ним будут применены санкции, вплоть до уголовной ответственности).

«Посредником считается любое лицо, задействованное для целей разработки, организации, а также имплементации трансграничной транзакции, подлежащей отчету», — говорят в Eterna Law.

В итоге, по словам управляющего партнера АО «Коннов и Созановский» Алексея Иванова, такие финоперации, если их не запретят, скорее всего приведут к дополнительным расходам в виде дополнительных налогов или удержания у источника выплат в офшор. Поэтому бизнесу стоит активно заниматься реструктурированием своих корпоративных структур с учетом характера операций и основных контрагентов.

Год на подготовку

Как отмечает партнер юридической фирмы ILF Артем Наумов, Украина подтвердила намерение провести первый обмен налоговой информацией в 2020 году по итогам 2019-го. То есть у украинского бизнеса на изменения остался максимум один год.

Также высока вероятность принятия закона о КИК (контролируемых иностранных компаниях), когда нужно публично раскрыть какими зарубежными компаниями владеешь и иногда платить налоги с их прибыли.

По словам Наумова, стандартные схемы «купи-продай между своими компаниями и деньги выведи в офшор, не заплатив налоги», а также покупка готовых компаний за рубежом уже практически не работают. Сложно скрывать бенефициаров, иностранные банки не хотят работать с запутанными схемами и тщательно проверяют репутацию компаний с украинским собственником.

Оптимизировать расходы на бизнес можно, но структура самого бизнеса и сделки должны стать логичными (соответствовать сути бизнеса), понятными для банка и иностранного партнера, и реальными. Например, по договорам на разработку IT-продукта, иностранные банки уже просят показать результат таких работ.

«Уже не стоит стремиться не платить налоги вовсе, а нужно выбирать, где выгоднее их заплатить. Плюс легальный доход для собственника бизнеса сегодня приобретает важное значение — официально подтвердить свои расходы, уровень жизни, учебу детей за границей и т д», — отметил Наумов.

По словам адвоката, партнера адвокатского объединения «СК ГРУП» Юлии Курило, чтобы обеспечить расчеты по контрактам компаниям из вновь определенных офшорных юрисдикций придется открывать счета в других банках, за пределами ЕС. Однако перечень стран, которые лояльно относятся к обслуживанию бизнеса в традиционных офшорных юрисдикциях стремится к нулю.

Однако для бизнеса все еще остаются доступными низко налоговые юрисдикции, которые не попали ни в один из списков. Например, Лихтенштейн, Швейцария, Гонконг, Турция, Вьетнам. Также в налоговом планировании используются преимущества таких юрисдикций, как Эстония, Венгрия, Болгария, Кипр.

Хотя налоговое бремя в этих юрисдикциях относительно выше чем в классических офшорах, ведение бизнеса в этих странах позволит уплачивать небольшие налоги и сохранить деловую репутацию перед бизнес партнерами и финансовыми учреждениями.

Павел Шовак говорит, что после присоединения Украины к автоматическому обмену информацией о финансовых счетах с 2020 года данные о зарубежных счетах украинцев, а также подконтрольных им компаний будет предоставлена ГФС в официальном порядке.

У наших налоговиков могут возникнуть вопросы, например, о получении в собственность акций таких компаний, возможном сокрытии доходов. Ведь для приобретения акций иностранной компании, как правило, требуется лицензия НБУ (при оплате акций валютными ценностями) или лицензия Минэкономразвития (при оплате акций имуществом из Украины).

В то же время, владение акциями иностранной компании без лицензии само по себе не говорит о правонарушении, поскольку существует много способов законного получения в собственность акций иностранной компании без лицензии.

Поскольку пока в Украине нет механизмов налогообложения прибыли иностранных компаний, подконтрольных украинцам, вопросы у ГФС могут возникать, когда физлицо не задекларировало доход на личном иностранном счете или в финансирования личных нужд со счета иностранной компании.

«Само же наличие доходов у подконтрольной иностранной компании в текущих условиях не должно приводить к негативным налоговым последствиям у украинского бенефициара компании», — заверил Шовак.

Более сложным вопросом может быть подтверждение источника происхождения активов за пределами Украины и в этой связи не исключены даже риски уголовного преследования для украинских резидентов.

Константин Симоненко

Новини

24 Квітня 2024

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

ВСІ НОВИНИ ⇢