kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Украина. Десять пунктов о рисках и вызовах

23.08.09 , Proua.com
размер текста:

У Украины нет элиты, способной ставить сверхзадачи и мобилизовать украинцев на выполнение сверхзадач.

18-летие государственности Украины даёт повод не только для парадов и праздничных поздравлений. Это ещё и повод задуматься над проблемами, с которыми столкнулась нынешняя Украина в международном аспекте. Не секрет, что все предыдущие попытки создания украинской государственности (и в XVII веке, и в 1917 – 1921 годах, и в 1941-м) наталкивались не только на внутреннюю разобщённость политических сил, но и на неблагоприятную мировую конъюнктуру. Украина неизменно недооценивалась и приносилась в жертву «национальным интересам» крупных европейских государств. То, что Украина находится на пограничье нескольких миров, нескольких цивилизаций, различных векторов и направлений, неизменно играло злую шутку с нашей государственностью. Сегодня, похоже, небо над Украиной тоже не совсем безоблачно.

Стоит предметно разобрать основные риски и угрозы извне, перед которыми Украина – увы! – оказалась беззащитной.

Во-первых, Украина стала продуктом развала крупных государственных образований конца ХХ века, следствием завершения Третьей мировой («Холодной») войны. Реваншизм проигравших в «Холодной войне» стран может стать одной из основных угроз для Украины.

В 1992 году подписанием Нью-йоркского протокола между Дж.Бушем и Б.Ельциным закончилась «Холодная война» в мире. Два конкурирующих блока – Варшавский договор и НАТО – прекратили противостояние. Протоколу предшествовал развал Советского Союза и Югославии, крах социалистической системы в Европе, объединение двух Германий. На карте мира появились 23 новых государства – не считая самопровозглашённых и непризнанных.

Подобно тому, как Версальско-Вашингтонская система в 20 – 30-х годах ХХ века вызвала волну недовольства и реваншистских настроений в Германии, Италии, а также «парад национализмов», Нью-йоркский протокол вызвал волну возмущения в России и среди тех граждан, которые привыкли себя считать «гражданами СССР», «homo soveticus».

90-е годы прошли под знаком «загнать русского медведя в его берлогу», взять Россию под контроль – через систему кредитов, контроля, мониторинга, через советников и через коррумпирование высших должностных чиновников. Слабая Россия, погрязшая в коррупции и политических дрязгах, была выгодна Западу – точно так же, как слабая Веймарская Республика была выгодна странам Антанты.

После 1999 года ситуация вышла из-под контроля тех, кто подписывал Нью-йоркский протокол. В России начали развиваться патриотические настроения. Россия Путина заставила соседей себя уважать. Россия Медведева показывает миру зубы. Прошлогодние события в Грузии, подписание президентом РФ закона, позволяющего использовать вооружённые силы России в конфликтах за пределами страны – для защиты интересов российских граждан, письмо Медведева Виктору Ющенко – это всё звенья одной цепи, именуемой «софт-реваншизм».

К сожалению, Украина не готова к реагированию на софт-реваншизм ближайших соседей. Украина всё больше напоминает Австрию накануне Аншлюса – со своими Дольфусами, предпочитающими смерть ради сохранения государственности, и своими Зейсс-Инквартами, мечтающими сдать независимость более сильным соседям в обмен на почести и награды.

Во-вторых, с развалом Хельсинкской архитектуры в Европе невозможно спрогнозировать процессы во взаимоотношениях между государствами. Без Хельсинкской системы Украина осталась беззащитной перед основными вызовами современности.

Хельсинкская система регулировала взаимоотношения между странами Европы на принципах уважения к территориальной целостности и существующим границам. Границы в Европе были объявлены нерушимыми. К сожалению, события прошлого года поставили точку на существовании Хельсинкской системы: сначала Европейский Союз и Соединённые Штаты признали независимость Косово (чем нарушили суверенные границы Сербии), позже Россия признала отторжение от Грузии Южной Осетии и Абхазии.

Крах Хельсинкской системы чреват возможными последствиями для Украины. Заявления мэра Москвы (а одновременно – одного из лидеров правящей в РФ партии «Единая Россия») Юрия Лужкова о необходимости пересмотра статуса города Севастополя и о судьбе Крыма, активизация шовинистических элементов в Румынии (требующих возвращения Румынии Буковины и Бессарабии), кампания по предоставлению украинским гражданам двойного гражданства, активизация пророссийских политических сил и общественных движений в Украине, – вот звенья одной цепи. И эта цепь может иметь негативные последствия для Украины, предвидящие постановку вопроса о пересмотре границ нынешнего Украинского Государства.

В-третьих, война снова вернулась в арсенал международных отношений.

События на Кавказе, а также увеличение расходов на военные нужды в бюджетах многих европейских государств, политика Соединённых Штатов на Ближнем Востоке, эскалация отношений между США и Ираном, США и Северной Кореей показывают: война снова стала реальностью нашей жизни. Если вчера ещё крупнейшие страны мира призывали к отказу от войны как от средства решения конфликтов, сегодня война становится снова «последним доводом королей».

Украина с её армией и её устаревшей системой вооружения не готова к такому повороту событий. Мы долгое время тешили себя словами о том, что у нас нет естественных врагов, на нас некому нападать. Как только война становится «нормальным» средством разрешения конфликта, ожидать вооружённые конфликты можно отовсюду. И беда Украины в том, что она имеет слишком неповоротливую военную машину и устаревшую военную доктрину, не позволяющую реагировать должным образом на возможную агрессию.

В-четвёртых, Украина оказалась в «серой зоне» и не может претендовать на определяющую роль в центральноевропейском регионе.

Сегодня Украина – это уже не Россия, но ещё и не Европа. Европейское сообщество повернулось спиной к Украине. Европейская интеграция приостановлена, и в ближайшие 15 – 20 лет вряд ли существует шанс на членство Украины в ЕС. Украина не стала членом НАТО.

Мы потеряли идею «Междуморья» - объединения государств Балто-черноморского региона с целью создания особой Восточноевропейской идентичности. Мы инициировали и сразу же забыли об Объединении демократического выбора. Мы практически похоронили идею ГУАМ. Приграничное сотрудничество в рамках еврорегионов, активно развивавшееся в 90-х годах, сегодня затихло. Говорить о влиянии Украины в мире просто смешно.

Мы интересуем Европу лишь как транзитное государство, Россию – лишь как государство с газотранспортной системой. Строительство обходных путей («Норд Стрим», «Голубой поток», «НАБУККО») для транспортировки газа –удар по Украине и её перспективам. Украина так и не смогла реализовать планы относительно превращения в нефтетранспортное государство – проект «Одесса – Броды» постепенно забыт (даже не смотря на более чем реалистичные предложения президента Беларуси А.Лукашенко слегка видоизменить маршрут нефтепровода – на Вентспилс вместо Гданьска, через территорию Беларуси и Литвы вместо Польши).

В-пятых, Украина не готова к Четвёртой (информационной) мировой войне.

Информационная война и информационные технологии стали сегодня реальностью. Если во время «Холодной войны» происходила только обкатка информационных технологий, то сегодня именно информация является главным товаром и оружием. Мы живём в эпоху постиндустриализма… Но – такое впечатление – это мало кого волнует в украинском руководстве, где информационные технологии используются скорее для решения внутренних проблем (интриги, взаимное противостояние элит, борьба групп за влияние), чем для защиты интересов государства.

В сопредельных с нами государствах информационная машина работает по полной программе. Создаётся новая культура – с героизацией силовых структур и с созданием образа врага в лице Украины. Сталинские рецепты советской пропаганды возрождены и умножены на голливудские технологии. Определённым образом формируются новостные блоки. Созданы единые системы управления информационными потоками.

У Украины нет иммунитета от подобного рода «промывки мозгов». Украина не выработала свои подходы к противодействию информационным атакам (а в идеале – к наступательным формам ведения информационных войн). Яркий пример – проигрыш «вчистую» информационной кампании в январе 2009 года, когда российский «Газпром», имея уязвимые позиции, смог создать негативный имидж для Украины в мире и непосредственно в России, обвинив нас в краже газа и навязав кабальные условия сотрудничества. И всё это – под аплодисменты мирового сообщества! Проиграв информационную войну, мы позорно капитулировали. При этом, не сделав выводов из ситуации.

В-шестых, Украина не реагирует на проблемы, связанные с мировым кризисом.

Украина довольно странно ведёт себя в условиях мирового кризиса. Она пытается решать не глобально-стратегические задачи, а сиюминутные, тактические. При этом рецепты преодоления кризисных явлений, предлагаемые премьер-министром, наталкиваются на резкую критику со стороны Президента – и наоборот. Между тем, для Украины очень важно пересмотреть свои приоритеты в экономике и большее внимание обратить на агропромышленный комплекс.

Мировой экономический кризис сопряжён с кризисом продовольственным, о котором так много говорил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. В прогнозах Мирового банка речь идёт о том, что три государства – Аргентина, Украина и Казахстан – являются потенциальными спасителями мира от голода и проблем с продовольствием. Но для этого необходимо провести ряд преобразований в экономике и в аграрной сфере. Земельная реформа в Украине остановлена. Украина использует свой агропромышленный потенциал менее чем на 40%. Устаревшая техника и технологии. Всё это не даёт возможности совершить прорыв на этом направлении.

Промышленность Украины (в том числе химическая, металлургическая и т.д.), не имея возможности бороться за новые рынки и теряя старые, попросту должна переориентироваться на потребности внутреннего рынка и внутренней модернизации экономики. Поначалу это обернётся шоком для социальной сферы, но реально может заложить основу для будущего развития страны.

В-седьмых, единственный шанс для Украины развиваться в новых условиях – внеблоковый статус, активный нейтралитет.

Ни присоединение к НАТО, ни участие в Ташкентском пакте не может быть приемлемо для Украины. Украина – двойственная страна, с двойными геополитическими ориентирами и двойным мировоззрением граждан. История показывает, что в таких случаях именно внеблоковый статус и активный нейтралитет могут стать гарантами сохранения мира и спокойствия в стране, залогом развития страны как единой целостности.

Пока в Украине не сформирована единая политическая нация, нельзя принимать решения, разрывающие страну, вызывающие неприятие со стороны значительной части граждан. В Украине только 19% граждан готовы поддержать идею вступления в НАТО, приблизительно столько же – за развитие тесных военно-политических связей с Российской Федерацией.

Существующий опыт Движения Неприсоединения показал, как можно с выгодой использовать статус нейтральной страны для усиления влияния в мире и для развития международных отношений. Украина может сегодня инициировать возрождение Движения Неприсоединения, что обернётся для страны не только политическими, но и экономическими перспективами (новые рынки, новые торговые партнёры и т.д.).

В-восьмых, Украина не может в дальнейшем рассчитывать на активную поддержку со стороны США и считаться креатурой США в регионе.

Переговоры Барака Обамы с Дмитрием Медведевым в Москве, приезда Джо Байдена в Киев, письмо 32-х восточноевропейских политиков американскому президенту показывают: США хотят отойти от практики последних полутора десятков лет, направленной на использование государств Восточной Европы в качестве сателлитов американской внешней политики в решении европейских и евразийских проблем. Сегодня Соединённые Штаты готовы дружить с Россией ради предотвращения сближения последней со странами Старой Европы и с Китаем. США рассматривают Россию вы первую очередь как партнёра по борьбе с китайской экономической экспансией и союзника в борьбе с мировым терроризмом.

В этих условиях Украина не может рассчитывать на то, что «заграница ей поможет» - в понимании традиционная заграница. То, насколько синхронно США и Россия не присылают своих послов в Украину, может свидетельствовать об одном: эти государства пока ещё ведут переговоры о своей политике относительно Украины. Посол должен приехать в Украину с конкретными инструкциями и представлять политику его родной страны в Украине. Политика США и РФ относительно Украины пока ещё не выработана, но она будет скоординированной. И самое странное то, что Украина сидит и ждёт вердикт крупных государств относительно собственной судьбы, не пытаясь занять активную позицию.

В-девятых, Украина должна более активно развивать отношения с Индией, Китаем, Бразилией, Беларусью.

Изменение политической ситуации в мире и новые тенденции в мировой архитектуре толкают Украину на поиск новых союзников и новых геополитических конфигураций. Сближение России и США высвобождает нишу, которую ещё год пыталась занимать Россия, претендуя на место в неформальном объединении БРИК – Бразилии, России, Индии и Китая. Похоже, место России в этом неформальном клубе вскоре освободится.

Украина могла бы переориентироваться на новую действительность, связанную с активизацией новых тенденций в мире. Торгово-политические отношения (без формализации) с Китаем и Индией дают выход на Тихоокеанский регион, на Дальний Восток, Латинскую Америку, в перспективе – на Африку. Вот вам и Движение Неприсоединения в чистом виде. Вот вам и новые рынки, и новые интересы для Украины. Тем более, что тот же Китай активно ищет союзников для проведения собственной политики в Восточной Европе (прошлогодняя встреча Александра Лукашенко с Ху Цзиньтао наглядно это продемонстрировала).

У нашей страны существует удивительная способность – быстро забывать о подписанных соглашениях. В июле 2005 года в Киеве побывал лидер Китая Цзян Цземинь. Продвинулись ли наши отношения хоть на шаг после этого визита? Еще Кучма дважды посещал Бразилию – где развитие украинско-бразильских отношений после Оранжевой революции? А Индия? А Мянма? А Венесуэла? А Беларусь, неоднократно предлагающая нам совместные проекты в экономической сфере? А Ливан, с которым мы договаривались о совместной разработке нефтяных и газовых месторождений? Почему мы блуждаем неизменно в трёх соснах: внутри страны между Ющенко – Януковичем – Тимошенко, во внешней политике – между США – ЕС – Россией?

В-десятых, наш лозунг должен быть один: «Долой хуторянство!».

Главная проблема Украины – наша местечковость, наше хуторянство, неспособность посмотреть на свои проблемы с точки зрения планетарных процессов, с точки зрения построения нового мирового порядка. Украина никак не может найти своё место на Земле – ту точку опоры, которая позволяет перевернуть мир. Мы погрязли в войнах за второстепенные вопросы – у кого больше полномочий? Как преодолеть вето? Как пролоббировать законопроект? Кто больше украл? Кто должен сидеть? Как провести очередные выборы?

А мир развивается по собственному пути. Герой Бориса Пастернака воскликнул: «Какое, милые, у нас тысячелетье надворе?».

К сожалению, у Украины нет элиты, способной ставить сверхзадачи и мобилизовать народ на выполнение сверхзадач. Нет элиты со стратегическим мышлением. Нет людей, понимающих смысл реформ и необходимость реформирования всех сфер жизни. Нет тех, кто хотел бы видеть в Украине не факт, а фактор международной политики. Нажива, блеф, PR, компромат, - вот основа основ современной Украины. 18-летний ребёнок, к сожалению, оказался тяжело больным. А лечить его нет ни средств, ни желания.

Виктор Гюго сказал: «Была великая эпоха, но она получила мелочное поколение». Эти слова применимы и к Украине.

Лилия Прозапас

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
Расследование Национального антикоррупционного бюро относительно растраты государственных средств на проект "Стена" обрастает новыми деталями.
23.08.17, ubr.ua
Завтра финансисты ожидают небольшого подорожания валюты
На наличном рынке валюта продолжает дешеветь несмотря ни на что.
В холдинге началась серьезная реорганизация.
23.08.17, Сегодня
Сейчас время покупать картофель, а вот с сахаром можно не спешить.
23.08.17, ubr.ua
На наличном рынке валюта продолжает дешеветь несмотря ни на что.
Всего за неделю, с 14 по 21 августа, сжиженный газ для автомобилей подорожал на треть.
23.08.17, Сегодня
Пересмотр нормативов в первую очередь повлияет на субсидиантов. Новведения вступят в силу уже в октябре.
22.08.17
22.08.17, Газета.Ru
США начали поставлять уголь Украине.
22.08.17, 112.ua
Поддерживать спрос власть больше не может. Более того, спрос и далее будет падать.
21.08.17
19.08.17
18.08.17
17.08.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!