kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Авторынок: реанимация

11.09.09 , Профиль
размер текста:

И покупатели, и автодилеры очень ждали осени: одним хотелось более доступных цен, другим – роста продаж и закупок новых моделей. И вот сентябрь наступил, однако ни обвала цен, ни бума автопродаж не произошло, даже несмотря на отмену 13-процентной надбавки к ввозной пошлине. Куда же двигается украинский авторынок?

После почти полугодового падения рынок автомобилей начал выходить из крутого пике: второй месяц подряд продажи новых авто растут. Конечно, это не прошлогодние цифры, но продавцы рады хоть какому-то оживлению. Июль дал прирост почти в 16%, по сравнению с предыдущим месяцем, а в августе, согласно данным AUTO-Consulting, июльские объемы продаж увеличились еще на 9,2%. Чтобы хоть как-то расширить сбыт, продавцы решились на довольно внушительные скидки и акции. Также с началом летних колебаний на валютном рынке потребители ускорили планируемые покупки. Кроме того, заработали и кредитные программы, хотя и не в былых объемах. Тем не менее 13,2 тыс. машин, проданных в июле этого года, и почти 60 тыс., которые реализовали в июле прошлого – это, как говорится, две большие разницы.

Скидки расшевелили авторынок

Как отмечают аналитики AUTO-Consulting, переломным моментом все же стали именно масштабные скидки – это сразу отразилось на самом доступном, бюджетном сегменте. Как только были объявлены 10-процентные скидки на продукцию АвтоВАЗа, продажи в августе возросли на 1 тыс. штук. Снижение цен увеличило и продажи ЗАЗов и Chevrolet, хорошо продавались и подешевевшие Chery.

Активная борьба за покупателя развернулась и в других сегментах. Так, в противостоянии корейских брендов Hyundai и KIA последний, благодаря активной раскрутке новых моделей, заметно увеличил свое присутствие на украинском рынке. А в поединке «японцев» Honda, снизив цены на 8–16% и нарастив продажи, вплотную подобралась к лидеру – Mitsubishi (этот бренд также улучшил июльские результаты почти вдвое).

Богатых украинцев не слишком впечатлили новинки премиум-брендов – их интереса хватило разве что на покупку малочисленных «акционных» машин. А серые дилеры из-за жесткой привязки к валютному курсу, ограниченного ассортимента и ценопада в официальных салонах вынуждены переходить к торговле бэушными машинами.

Впрочем, к концу августа продажи стали замедлятся из-за валютных перипетий и привязки многих продавцов к коммерческому курсу. Некоторые компании были вынуждены практически ежедневно корректировать цены. Так что объем продаж опять может снизиться.

«Чертова дюжина»

Много шуму наделала действовавшая в течение полугода 13-процентная надбавка к существующим 10-процентным импортным пошлинам на автомобили. Ее введение в марте объясняли необходимостью ограничения импорта и защиты отечественного товаропроизводителя (кроме авто, она распространялась и на ввозимые холодильники). Против этой надбавки неоднократно выступали как импортеры, так и премьер-министр. Однако с благословления президента закон об антиимпортной «чертовой дюжине» действовал в течение полугода.

«Вследствие увеличения пошлин в шесть раз сократился импорт легковых машин и почти в пять раз упали объемы ввоза холодильников, в результате чего бюджет недополучил около 0,5 млрд. грн. А временный характер действия платежа лишь разбалансировал рынок и вызвал рост цен. Все это сказалось на объемах продаж и налоговых поступлениях», – считает экс-сопредседатель Совета инвесторов при Кабмине Сергей Тигипко. И конечно же, эта надбавка не привела к увеличению производства отечественных авто и холодильников.

Действие 13-процентной надбавки 7 сентября наконец-то закончилось. Логично, что потребители ожидали снижения цен на упомянутые товары. Но не тут-то было. Как оказалось, эту надбавку почти никто из автоимпортеров не платил. Их спасали огромные складские запасы ранее ввезенных автомобилей: из-за значительного падения спроса этого хватило, чтобы торговать все шесть месяцев. И склады до сих пор не опустели. Это стимулирует автодилеров распродавать остатки и после отмены пошлины ввозить новые модели. Большинство автомобильных компаний и раньше испытывали недостаток оборотных средств, но сейчас появляется возможность ввозить новые модели, и живые деньги будут просто необходимы импортерам. Правда, суперскидок ожидать совсем не стоит.

Большинство импортеров сегодня продолжают распродажу машин, завезенных в конце прошлого – начале текущего года, поэтому цены на них сохранятся без изменений, прогнозирует заместитель директора по сбыту «Атлант-М Лепсе» (официальный дилер Volkswagen) Алексей Громыко. Он полагает, что снижение цен возможно только в тех сегментах, где складские запасы были распроданы еще весной и поставки осуществлялись под заказ – в основном, это премиум-сегмент. Также вероятно, что некоторые импортеры завезут новые машины для пополнения ассортимента. Однако эти автомобили в любом случае будут дороже аналогичных, 2008 года выпуска. «Безусловно, акции и скидки на машины 2008 года будут продолжаться. Но на сегодняшний день наиболее популярные модели уже распроданы», – отметил эксперт.

По мнению руководителя компании «АвтоИнтернешнл» (импорт Mazda, Suzuki) Елены Дуниной, после отмены надбавки при стабильной гривне цены могли бы снизиться на 10–15%. Как бы то ни было, при удорожании валюты лишь отдельные модели могут подешеветь на 5–7%, а на некоторые – цена даже может стать выше. Так что своей главной задачей автоимпортеры считают удержание существующих цен до конца года.

Сбор вместо надбавки

Не успел закончиться срок действия «чертовой дюжины», как в первых числах сентября в парламенте появился новый законопроект, которым предложено ввести временный внутренний сбор на автомобили, мясо и мясопродукты. В документе речь идет о дополнительных 10%, но участники рынка побаиваются, что размер сбора может составить и 15%. В таком случае цены на автомобили могут подскочить сразу на 20%.

По словам гендиректора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, законопроект предусматривает, что дополнительный автосбор будут платить все участники рынка, но он поступает в спецфонд госбюджета. За счет этих средств планируется субсидировать удешевление автомобилей, изготовленных в Украине, а также для поддержания уровня занятости в отечественном автопроме. «Это очередной шаг налогового давления на наших граждан и напоминает коррупционную схему, поскольку механизм дотаций непонятен и может стать аналогом схемы возмещения НДС», – считает господин Назаренко.

Авторы законопроекта не скрывали, что предлагают ввести временный сбор, чтобы восполнить «пробел» вследствие отмены 13-процентной надбавки. Причем если к «чертовой дюжине» у Всемирной торговой организации (ВТО) возникло множество вопросов, то временный сбор выписан в соответствии с требованиями этой организации, уточняют нардепы.

«Тем не менее, этот вопрос может стать предметом рассмотрения в ВТО уже не из-за прямых ограничений на импорт, а в отношении новых субсидий для украинских производителей, которые искажают конкуренцию с импортом», – отмечает экономист Astrum Investment Management Алексей Блинов. В мире применяется большое количество разных «умных» схем поддержки национального производителя. Однако в Украине под этим обычно скрывается самый заурядный протекционизм, что может обернуться для отечественных экспортеров ответными (и, возможно, ассиметричными) санкциями. К тому же украинский потребитель должен иметь право покупать товар по как можно более низкой цене, чему протекционизм никак не способствует. Кроме того, законопроект планируется ввести в действие с нового года, а это уже противоречит нормам Бюджетного кодекса (законопроекты, касающиеся доходов бюджета, должны быть официально зарегистрированы до 15 августа предыдущего года). Впрочем, эту норму наш парламент нарушает с завидной регулярностью.

«Опыт существовавшей 13-процентной импортной надбавки показал, что не были достигнуты ни экономический, ни социальный эффекты. С одной стороны, доходы населения упали настолько, что даже автомобили отечественного производства большинству не по карману, с другой – оставшаяся платежеспособная часть населения не готова поддерживать отечественного производителя и предпочла перенести покупку машины на более поздний срок», – подчеркивает Алексей Громыко.

Кстати, новый сбор вряд ли поможет и отечественному АПК, полагают эксперты агрорынка. Аналитики консалтингового агентства ААА отмечают, что конкурировать с латиноамериканской говядиной украинское мясо все равно не сможет: в Украине его выращивать гораздо дороже. Да и всплеск цен на мясную продукцию новая надбавка обязательно вызовет, при этом бюджет получит незначительные средства, ведь мясная контрабанда обеспечивает значительную часть отечественного рынка.

Получается, инициируемый «внутренний сбор» Украине может принести больше вреда, чем пользы. Даже Минэкономики считает целесообразным введение новых сборов и надбавок с импорта. Но соавторство в обсуждаемом законопроекте депутатов и от БЮТ, и от Партии регионов, и от Блока Литвина вызывает сомнение, что целью такого документа является экономический результат, а не получение нового рычага политического давления. Накануне президентских выборов он может стать и предметом политического торга, и такой себе угрожающей дубинкой для слишком зарвавшегося кандидата, Хотя не исключено, что негласный тендер могут объявить и среди бизнесменов (отечественных автопроизводителей и импортеров) – кто больше предложит законодателям, того и будут защищать больше. А деньги накануне избирательной кампании еще никому лишними не были. Впрочем, заложником в любом случае все равно становится обычный украинский потребитель – платить-то за депутатские выдумки придется ему.

Юрий Сколоздра

 


Комментарии
комментариев: 0



Дайджест
26.04.17, Сегодня
Эксперты уверены – газ должен подорожать уже в этом году.
Весенняя посевная-2017, несмотря на близкие к идеальным погодные условия и относительно устойчивое положении агропроизводителей, которые уже приспособились к новому налоговому режиму и снижение доходов которых из-за низких мировых цен было компенсировано девальвацией, уверенно стремится к статусу одной из наиболее проблемных за последние годы.
В Украине сформировался независимый рынок кредитования проектов по энергосбережению. Его участники не зависят от бюджетного финансирования, поэтому предлагают гибкие условия сотрудничества.
26.04.17, Газета.Ru
Предложенный Газпромом объем транзита газа не спасет украинскую ГТС.
Мережа АЗС "БРСМ" та Одеський нафтопереробний завод незабаром можуть стати частиною державного підприємства, яке буде контролюватися командою президента.
26.04.17, UBR
Недавнее подорожание света в Украине может оказаться не последним. По мнению экспертов, конечные тарифы для населения могут вырасти в 2-3 раза.
26.04.17, Сегодня
Финансисты говорят, что причина укрепления гривни – рост экспорта и транш МВФ, а эксперты топливного рынка объясняют повышение цен на топливо подорожавшей нефтью.
Российский "Газпром" подтвердил, что готов сохранить транзит газа через Украину после 2019 года на минимальном уровне в 15 млрд кубометров.
25.04.17
Неподконтрольные территории Луганской области теперь будут зависеть от электроэнергии из России.
25.04.17, Сегодня
На днях Гуманитарный штаб Рината Ахметова предоставил отчет о работе за 2016 год и озвучил планы на год нынешний. Гендиректор Авдеевского коксохимзавода поделился воспоминаниями о совместной работе с Гумштабом и рассказал о своей мечте.
24.04.17
22.04.17
21.04.17
20.04.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!