Как Конституционный суд подыграл Ющенко с импичментом

Точка зору

Конституционный суд Украины – снова в центре повышенного внимания. Его свежее решение по Закону о следственных парламентских комиссиях, признаному не соответствующим Конституции, породило в украинском политикуме бурную дискуссию.

Напомним, Закон о следственных комиссиях Верховная Рада приняла 15 января 2009 года. 8 февраля Виктор Ющенко наложил на него вето, протестуя в основном против упрощения процедуры импичмента, а также против того, что депутаты наделили себя "практически неограниченными" полномочиями не парламентских органов, а независимых правоохранительных органов.

3 марта Рада преодолела вето президента, не поддержав ни одной из 19 поправок. В ответ Ющенко обратился с представлением в Конституционный суд.

Председатель КСУ Андрей Стрижак сообщил, что суд признал закон неконституционным лишь потому, что при его обнародовании была нарушена установленная процедура. Дело в том, что на обжалованном документе стояла дата его первого принятия (15 января), а не повторного (3 марта), и отсутствовала подпись председателя Рады. "Другие вопросы, поставленные в представлении, КСУ не рассматривал вообще", – признался Стрижак.

На обжалованном документе стояла дата его первого принятия (15 января), а не повторного (3 марта)

Подход судей удивил постоянного представителя Верховной Рады в Конституционном суде Анатолия Селиванова. С его слов, КСУ признал закон неконституционным исключительно по формальным признакам отсутствия реквизитов, но не по существу. Селиванов посетовал на то, что обсуждение данного закона происходило не публично, а в форме письменных слушаний. Это, по мнению постпреда Рады в КСУ, сузило возможность участников процесса предоставить свои объяснения – в частности, по поводу отсутствия реквизитов под данным документом.

Селиванов уверен, что реквизиты имеют не основное, а вспомогательное значение, и такие формальные признаки не касаются конституционной процедуры. По его словам, если впредь идти только таким путем, то нужно проверять каждый документ, есть ли там запятая и отвечает ли подпись действительному положению. Постпред ВР заверил, что оформление документов – это совсем другой порядок, не касающийся конституционного контроля. "Если это введено уже в ряд конституционности, то, безусловно, нужно над этим задуматься", – заключил он.

И снова заговор?

В Раде известие из КСУ также восприняли с возмущением. Президент Ющенко и судьи КСУ "вступили в заговор", чтобы признать закон о ВСК неконституционным, так прокоментировал судебное решение первый заместитель председателя ВР, "регионал" Александр Лавринович. Он напомнил, что парламент принял два закона, предусматривающих правовой механизм привлечения к ответственности президента. Но, посетовал Лавринович, и закон о ВСК, и изменения в закон о КСУ были признаны неконституционными.

Ющенко и КСУ "вступили в заговор", – Лавринович

У президента был "панический страх" перед этими двумя законами, поскольку на сегодня количество его правонарушений огромно. "Следовательно, вступив в заговор с судьями КСУ, они решили таким образом, чтобы оба указанных закона перечеркнуть", – заявил первый вице-спикер. По его мнению, в данной ситуации суд вышел "далеко за пределы своей компетенции" и "после разгрома 2007 года послушно опускает уровень своего авторитета". "КСУ должен оценивать правовые нормы на соответствие Конституции (а номера и даты ставятся в канцелярии), и не должен был рассматривать действия должностных лиц секретариата ВР", – возмутился парламентарий. Добавив при этом, что суд может доиграться, ведь ныне его состав неконституционен: судей на одного больше, чем следует.

Разделил обеспокоенность Лавриновича и его шеф по Раде Владимир Литвин. Спикера удивило то, что неконституционным признан весь закон. "Решения КСУ можно обжаловать лишь в небесной канцелярии. Они подлежат исполнению", – констатировал глава парламента.

Решения КСУ можно обжаловать лишь в небесной канцелярии, – Литвин

Последствия от решения суда могут быть самые непредсказуемые, признался спикер. Во-первых, придется откорректировать работу действующих парламентских комиссий вплоть до приостановки. Во-вторых, может возникнуть ситуация, при которой лица, в отношении которых проводились расследования, станут игнорировать депутатов. Посетовав на окончательную разбалансированность власти, Литвин сделал вывод: "КСУ становится арбитром не только в оценке соответствия законов Конституции, но и в дискуссиях, которые идут между институтами и ветвями власти", – резюмировал спикер.

Вердикт был ожидаем

Для бютовца Сергея Мищенко, который возглавляет парламентский Комитет по вопросам правовой политики, решение КСУ не стало неожиданностью. Правда, он полагал, что люди в мантиях найдут другую причину для признания закона неконституционным.

"Мы знали, что КСУ примет такое решение. Когда вводился этот закон, я был уверен, что, если кто-либо подаст в КСУ представление о признании этого закона неконституционным, то у КСУ не будет другого выхода, как признать данный закон таковым", – отметил Мищенко.

Депутат не может быть следователем и прокурором одновременно, – Мищенко

В Конституции четко прописаны функции ВР, а также конкретно права и обязанности депутатов, и парламентарий не может быть одновременно следователем, прокурором и дознавателем, подчеркнул бютовец. По его словам, каждый должен заниматься своей работой. "Выходит, депутаты могут делать выемки, допросы, разве что обвинения не предъявляют. Лучше бы занимались своей непосредственной работой и заставляли тех же прокуроров и следователей заниматься своей", – пояснил свою позицию Мищенко.

Закон о ВСК, безусловно, нужен, но с полным описанием функций депутатов: они должны привлекать следственные органы к работе своих комиссий, но никак не сами выполнять эти функции, уточнил бютовец. С его слов, проблем с принятием нового закона возникнуть не должно, а при желании такой документ можно утвердить за один день.

Импичмент будет, но в новом году

Рада вернется к импичменту после президентских выборов, – Якименко

Провести процедуру импичмента президента в настоящее время, как и до принятия закона о ВСК, невозможно, заявил в комментарии интернет-газете "СЕЙЧАС"директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова Юрий Якименко. По его словам, как и прежде, деятельность парламентских органов, которые должны участвовать в реализации процедуры импичмента, остается неурегулированной законодательно. Не поможет здесь и Конституция. Основной закон лишь в очень общих чертах описывает процедуру импичмента, и на его основании реализовать данный сценарий невозможно.

Впрочем, тема импичмента сейчас мало актуальна, констатировал эксперт. Во-первых, президент и так находится "на последнем периоде своих полномочий". Во-вторых, ВР при нынешнем ее составе не способна даже инициировать и, тем более, довести до конца процедуру импичмента.

Якименко полагает, что Рада вернется к вопросу о следственных комиссиях и импичменте. Его прогноз – это случится после президентских выборов.

Михаил Крамаренко

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢