Эй, бигборд, ты нам скажи, да всю правду расскажи…

Точка зору

Несмотря на то что до официального старта предвыборной кампании осталось еще около месяца, ключевые кандидаты на президентское кресло уже начали борьбу за сердца и, самое главное, голоса избирателей. Стоит взглянуть на красующиеся на всех столичных улицах бигборды — и сразу все станет ясно.

БУКВА ЗАКОНА СОБЛЮДЕНА

Де-факто Украина уже начала жить в предвыборном режиме, но де-юре ни один из предполагаемых кандидатов в президенты не признает, что он начал за себя агитировать. Скажем, в пресс-службе Партии регионов на вопрос «ВЕДОМОСТЕЙ» удивленно развели руками: мол, даже не знаем, кого будем выдвигать, и бюджета у нас еще нет, поэтому ни о какой рекламной кампании речи нет, все будет понятно только после съезда партии. Примерно то же самое утверждают и другие политические силы.

Все очень просто — наши политики, с одной стороны, хотят получить фору и начать завоевывать электоральные симпатии как можно раньше, но в то же время они намерены остаться чистыми перед законом. Ведь, согласно закону о выборах президента, предвыборную агитацию можно начинать лишь на следующий день после регистрации Центральной избирательной комиссией претендента на пост главы государства. Официально же у нас никто пока не зарегистрирован. Отсюда — отсутствие имен в рекламных плакатах, обилие общих фраз и размытость формулировок («Она работает», «Украине нужны образованные люди», «Первый непроходной» и т. д.). Правда, в законодательстве есть дыра, в которую успешно проскальзывают кандидаты — закон о выборах президента четко не определяет и не расшифровывает термин «предвыборная агитация». Да, туда включено понятие «политическая реклама». Но поди разберись, что такое политическая реклама и как ее отличить от обычной.

А все наши политики в один голос утверждают, что реклама у них исключительно социальная. Ну и что с того, что бигборды с изображением Арсения Яценюка еще до начала избирательной кампании развешены по всем городам и весям — может, он просто решил проинформировать граждан о своих убеждениях, а заодно попиарить себя, любимого. Просто так. Ведь пока даже неизвестно, кого зарегистрируют кандидатом в президенты. Может, человек, чьи постеры висят сейчас по всей стране, в итоге не будет баллотироваться в президенты? Между тем у него есть конституционное право распространять информацию о себе. И хотя всем понятно, почему наши политики вдруг озаботились судьбами народа и стали активно заниматься саморекламой, формально буква закона как бы соблюдена.
Итак, кто из предполагаемых кандидатов в президенты уже начал предвыборную агитацию, и чья реклама кажется наиболее запоминающейся?

«ПУЗАТА ХАТА» ДЛЯ АРСЕНИЯ-КАНДИДАТА

Арсений Яценюк со своими бигбордами цвета хаки и активно раздаваемой на всех перекрестках газеткой «Фронт перемен» стартовал первым. И практически все — и эксперты, и обычные люди — сошлись в том, что трудно найти более неудачную рекламу, чем эти странные болотного цвета плакаты. Действительно, фразы на них выглядят чересчур общими, а сама реклама кажется слишком уж «концептуально-продвинутой» для «пересичного» украинца. Довольно странен и выбор цвета, над которым как только не издевались и как только не называли. Впрочем, возможно, Яценюку просто ничего не оставалось, как выбрать хаки, поскольку все остальные «внятные» цвета давно уже «запатентованы» — бело-красный застолбил БЮТ, бело-голубой — «Регионы», оранжевый — «НУ», зеленый приватизирован «Зелеными» и т. д. К тому же, хаки вызывает ассоциации с милитари, а значит, так или иначе ассоциируется с одним из главных тезисов рекламной кампании: «сильная армия». Правда, не совсем понятно, почему на новых полосатых бигбордах у Арсения Петровича лицо ядовито-синего цвета, как у пришельца с Альфа-центавра?

Помимо прочего Яценюк гораздо больше, чем другие кандидаты, уделяет внимания социальной рекламе в несколько другом смысле — он активно «выходит в народ». То он демонстрирует голый торс на Сорочинской ярмарке, то разгуливает по улицам среди киевлян, а недавно вообще пообедал в «Пузатой хате» — говорят, питался экс-спикер салатами из капусты и помидоров, борщом с пампушками и пловом. Одним словом, Яценюк пытается создать образ «народного» кандидата…

«ПОЧУЮ КОЖНОГО»

Уличные бигборды с изображением Януковича появились гораздо позднее, чем у его главных конкурентов — Тимошенко и Яценюка. На них Виктор Федорович с лицом доброго Дедушки Мороза заверяет, что «твоя думка важлива», а потому — «почую кожного». При этом возникает странное ощущение дежавю — что-то в этом же духе мы слышали из уст Виктора Федоровича и во время его прошлой президентской кампании. Более того — реклама такого рода навевает смутную ассоциацию с Советским Союзом. Такая себе присыпанная нафталином политехнология — похоже, с креативом у региональных пиарщиков туговато. Впрочем, есть во всем этом плюс — на бигборде указан телефон, по которому может позвонить каждый, кто хочет, чтобы его «думку почули». А звонить у нас любят — жаловаться будут и на плохой жэк, и на невыплаченную зарплату, и на нерадивых соседей. Таким образом создается ощущение обратной связи. Возможно, и «старорежимность» рекламы должна навевать части электората воспоминания о старых добрых временах, когда можно было пойти в вышестоящую партийную организацию и пожаловаться на нехорошего начальника — и тебя, скорее всего, выслушали бы и приняли меры.

А… «ВОНА ПРАЦЮЄ»

Словосочетание «вона працює» уже вошло в наш обиход — сегодня его повторяют по поводу и без оного все кому не лень. Причина — бигборды с таким текстом и очевидным подтекстом. А для чего, собственно, нужна реклама? Чтобы запомниться. Подсознательно в сознании людей закрепилось противопоставление — маленькая трудолюбивая женщина и болтливые никчемные мужчины, которыми народ уже сыт по горло. Вторая часть рекламной кампании «вона працює» логически продолжает первую: только теперь весь существующий в стране позитив за той, которая работает, — тут и созданные стратегические запасы зерна, угля, газа и выплачиваемые вовремя пенсии и т. д.

Вот теперь конкурентам Тимошенко надо будет поднапрячься, чтобы за ожидаемым с их стороны негативом в ее адрес прибавить себе позитива. На чем и за счет чего — вот ведь в чем вопрос…

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ТЯГНЫБОКА

Олег Тягныбок, понятное дело, в своих бигбордах обыграл националистические мотивы. Правда, вряд ли это с ходу понятно электорату, рассматривающему рекламу, скажем, из окон проезжающей мимо маршрутки. «Мы в своей, Богом данной, стране» — утверждает Тягныбок. Надпись сделана в цветах национального флага — голубом и желтом, и, очевидно, таким образом подчеркивается национальная идея. Но, во-первых, из-за обилия голубого цвета все сливается в одно пятно, а во-вторых, по той же самой причине бигборд Тягныбока издалека можно принять за рекламу Януковича.

ПЕРВЫЙ НЕПРОХОДНОЙ

Пусть реклама Анатолия Гриценко «Первый непроходной» и не выведет его в лидеры предвыборной гонки и не сделает проходным, но во всяком случае она как минимум обращает на себя внимание и запоминается — своей необычностью.

СТАВКА НА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Сергей Тигипко производит впечатление взвешенного политика и профессионала — именно на это он делает ставку в своей рекламе. Как и в случае с Януковичем, на многих бигбордах с его изображением указывается номер телефона. По нему можно не пожаловаться на жизнь, а задать вопрос, на который должны дать компетентный ответ. В отличие от других рекламных «произведений», у Тигипко — контекст предвыборный: «Сильний президент — сильна країна». А подтверждением способностей Сергея Леонидовича является сноска в левом углу плакатного изображения, в которой прямое указание на авторскую книгу кандидата: «Україна — проект розвитку».

Вот такие пиар-проекты и рекламные находки демонстрируют потенциальные кандидаты до официального старта президентской кампании — 19 октября с. г.

Гештальт Яценюка и стимулирующий цвет Тимошенко

«ВЕДОМОСТИ» попросили психолога Полину ПРОКОПЬЕВУ попытаться приоткрыть замыслы предвыборных команд кандидатов и «рассекретить» зашифрованные смысловые коды их агитматериалов с точки зрения влияния на избирателя.

— Хотя бигборды не агитируют непосредственно голосовать за определенного потенциального кандидата, непрямое воздействие все же подобная внешняя реклама оказывает, — говорит Полина Прокопьева. — Мне, как психологу, известно, какими механизмами пользуются специалисты для влияния на подсознание. Раскрою эту «тайну» на примере двух политических реклам.

На улицах города одними из первых появились бигборды «Арсенiй. Врятувати країну». На плакате не сразу замечается портрет Арсения Яценюка. Мы видим только надписи. Портрет теряется в диагональных линиях. В психологии подобный трюк называется незавершенный гештальт. Это скрытое изображение привлекает к себе внимание, так как человек стремится завершить целостный образ рекламного щита.

Выделение композиционного центра при помощи цвета и тона основано на свойстве зрения воспринимать в первую очередь те предметы, которые контрастны по отношению к фону. Бросается в глаза смешанный желто-зеленый цвет, который действует раскрепощающе. Диагональные линии ассоциируются с динамикой. И рекламный плакат, построенный на диагоналях, воспринимается как движение к изменениям. Механизм создания ассоциаций также задействован. Так, фон и стиль изображения имеет стиль миллитари (военный). И сразу же в подсознании включается ассоциация: если не Арсений, тогда грозит наступление войны. Только он может спасти страну от надвигающейся угрозы.

В социальной психологии существует такой метод, как создание угрозы. Это еще один прием «стратегического» характера, воздействующий на эмоции массовой аудитории. Кстати, одно из основных правил пропаганды гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека. В случае с Яценюком технология следующая. Иллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления (войны в данном случае) многократно усиливается и доводится до абсурда. Здесь главное — доказать избирателям, что в случае прихода к власти его соперников жизнь обязательно ухудшится. Создание угрозы — одно из самых сильных средств манипуляции сознанием.

Политическая бело-красная реклама Юлии Тимошенко также заслуживает внимание. Там скрыто немало механизмов влияния на подсознание. Для того чтоб реклама была более запоминающейся, создатели ее сделали краткой, ясной, точной: белый фон без изображений и красно-черная надпись «Вони балакають, вона — працює». Учитывая особенности восприятия, не случайно были выбраны цвета. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекая внимание. Специалисты использовали стимулирующий цвет, способствующий возбуждению — красный волевой, жизнеутверждающий, в то же время красный показывает критичность ситуации. Используется механизм сравнения: пока одни политики борются за власть и выясняют отношения между собой, другие («вона») занимаются созидательным трудом во благо народа. Общая композиция, построенная на четких горизонталях, воспринимается как тяготеющая к устойчивости, стабильности, чего и хотят избиратели. Неустанное же повторение одних и тех же утверждений — чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения. Поэтому и не меняется фраза «вона — працює».

Юлия КИМ

Новини

30 Грудня 2023

Vestas поставить вітротурбіни на найбільшу у світі наземну ВЕС у США

Кабмін затвердив перелік зобов’язань для отримання допомоги від ЄС на 50 млрд євро 

29 Грудня 2023

Доходи держбюджету у 2023 році перевищили 1,6 трлн

Держстат покращів оцінку падіння ВВП у минулому році

Вартість імпорту чорних металів до Туреччини збільшилась на 8,9%

Загальний імпорт сталі в США за місяць впав на 8,1% 

Тимчасовим коридором перевезли понад 12 млн тонн вантажів – Зеленський

США продовжують квоти на сталь для ЄС

Енергоатом збільшив дохід від продажу електроенергії на 30%

Шмигаль пообіцяв вчасну виплату зарплат

Порти на Дунаї обробляють 120 тисяч тонн вантажів на добу

Марганецький гірничо-збагачувальний комбінат наростив чистий збиток у 1,9 раза

У грудні бензин та дизпаливо подешевшали на 3 гривні

Українська енергосистема працює з резервом потужності

Уряд продовжив заборону на експорт газу та енергетичного вугілля

НБУ пом’якшує обмеження для населення та бізнесу

ВСІ НОВИНИ ⇢