Подробнее Запомнить город


Кому мешают экономические реформы

размер текста:

Двадцать лет назад в Центральной Европе произошло событие, которое в перестроечном Советском Союзе не было соответствующим образом воспринято. И уж наверняка не могло быть оценено в Украине.

Наша страна тогда ведь и страной-то не была, а всего лишь одной из союзных республик, руководство которой намеревалось принять активное уча-стие в переустройстве СССР и даже выступало с соответствующими инициативами. А вот наши соседи поляки уже тогда пошли своим путем. Было сформировано первое в регионе некоммунистическое правительство Тадеуша Мазовецкого, министром финансов в котором стал тогда мало кому известный Лешек Бальцерович. Польша вступила на путь радикальных экономических реформ.Утверждать, что эти реформы осчастливили всех поляков, не буду. В Польше до сих пор немало людей, считающих план Бальцеровича авантюрой, а его социальные последствия ужасающими. Либералов в современной Польше нет ни во власти, ни в политике вообще.

Тем не менее мы не можем замечать самого главного: польские реформы изменили саму структуру экономической жизни общества. Останавливались они только тогда, когда реформаторам мешали политики, опасавшиеся, что какое-то новое серьезное преобразование отнимет у них голоса избирателей. Именно эти страх и непоследовательность и стали главной проблемой современной Польши, а вовсе не сам план Бальцеровича.

Что получили поляки благодаря непростым годам реформ? Во-первых, экономику, становящуюся современной. Во-вторых, общество, которое не может контролировать горстка авантюристов. В-третьих, шанс для молодого поколения. Да, оно не всегда может найти работу в Польше. Но именно потому, что польская экономика интегрирована в европейскую, граждане этой страны могут легально, на равных искать и находить работу по всей Европе. И эти возможности с каждым годом увеличиваются. Не говорю о возможностях бизнесменов: польского бизнеса никто в Европе не боится. Но и в самой Польше не создают преград для иностранного капитала. Выигрывает потребитель — выигрывает экономика.

При этом утверждать, что польское общество времен социализма значительно отличалось от советского, я бы не стал. Оно было патерналистским и во многом таковым и остается. Процитирую одно из последних интервью Лешека Бальцеровича: «Среди части политического класса и части общественного мнения господствует ментальность советского деятеля, которому кажется, что если государство что-то не разрешит, то этого уже никто не разрешит. Когда советские делегации ездили в США, то, глядя на полки, полные товаров, спрашивали, какое ведомство за это отвечает. Сегодня эта ментальность не связана с ответственностью государства за доставку хлеба или кирпичей, но общественные услуги или социальное обеспечение считается государственной обязанностью…»
Не правда ли, эта картина кажется до боли знакомой? С той только разницей, что польские политики вынуждены угождать электорату в совершенно новых экономических условиях. А для украинских политиков мало что изменилось.

Отечественной власти и не нужны были никакие экономические реформы, потому что самые хваткие ее представители вовремя поняли, что подобные преобразования просто мешают воровать.

В результате в Киеве с насмешкой смотрели на польских политиков, теряющих власть после каждых очередных выборов, в то время как в Украине граждане уверенно голосовали за тех, кто обещал раздать им очередную порцию подачек. Не секрет, что электоральная популярность основывается именно на умении выплатить деньги, а не на готовности провести реформы, любви к Мазепе либо Петру І, желании говорить на украинском или русском языке. Как раз поэтому президентом Украины сегодня является премьер, первым рассчитавшийся с долгами по зарплатам и пенсиям. А претендентами на пост президента — премьеры, эти пенсии и зарплаты повышавшие и готовые повышать. Никто будто и не замечает, что во главе государства должен оказаться человек, которому просто нечего и незачем будет повышать, так как в развитой стране в бюджетном секторе занята очень небольшая, не способная повлиять на исход выборов часть населения. А размер пенсий должен определяться накопленной в годы работы суммой. То есть нужно создавать условия для нормальной работы людей. Но для этого необходимы радикальные экономические преобразования, а они-то и будут мешать воровать. Так что лучше уж повышать зарплаты и пенсии.

Этот украинский замкнутый круг — то, чем мы заплатили за отсутствие Бальцеровича. За нежелание рисковать, наивную веру во власть и государственные возможности. За советскую ментальность даже самого обеспеченного из обеспеченных бизнесменов, не желающего видеть мир из-за забора резиденции на Лазурном берегу. И успокаивать себя тем, что экономические преобразования не уберегли от кризиса даже самые богатые страны Европы — не говоря уже о наших гораздо более скромно живущих соседях — не стоит. Потому что именно в противостоянии кризису вырабатываются новые экономические правила, строятся новые взаимоотношения между государством и частным бизнесом. Но никто не руководит страной в режиме ручного управления, как в наших условиях. Никто не воспринимает государство как механизм беспрерывного распределения убожества для одних и неслыханных преференций для других. Времена, когда страна существовала именно для этого, давно прошли. И если украинские власть и общество не осознают этого, то после кризиса наше государство так и останется для окружающего мира резервуаром нелегальной рабочей силы и дешевого сырья. Современному человеку в такой стране просто нечего будет делать.

Виталий Портников

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
20.11.17, ubr.ua
Воры создают мошеннические сайты и заражают устройства вирусами.
Кабинет министров планирует расширить список лекарств, которые украинцы могут бесплатно получать в аптеках.
20.11.17, 112.ua
Если посмотреть на структуру инвестиций за последние пять лет, то никак не складывается впечатление, что главной задачей украинских политиков и крупных чиновников были модернизация производств и технологическое преобразование экономики. Но есть надежда, что с приходом инвестиционных денег в капитал приватизированных предприятий будет обеспечена мощная капитализация современных технологий.
У Кабинета министров есть меньше месяца на то, чтобы выбрать четырех независимых членов в набсовет НАК Нафтогаз Украины. Правительству стоит поторопиться, в противном случае, НАК останется без кредитных средств ЕБРР на закупку и закачку газа. Чтобы успеть, чиновники даже пересмотрели процедуру формирования набсовета газовой госкомпании.
20.11.17, 112.ua
В связи с принятием нового закона, правила и процедуры на рынке жилищно- коммунальных услуг существенно изменяются: утверждены формы организации управления домом, расширены обязательства потребителей коммунальных услуг и формы их взаимодействия с поставщиками-монополистами, урегулированы множество других нюансов.
20.11.17, Deutsche Welle
По данным специалистов, потребление электроэнергии в мире продолжает расти. При этом ожидается, что к 2025 году. США обгонят Россию и станут мировым лидером в добыче нефти.
20.11.17, ubr.ua
В Киеве участились случаи прорыва труб, по которым жителям многоквартирных домов доставляют горячую воду и тепло.
Верховная Рада приняла законопроект о реинтеграции Донбасса в первом чтении еще 6 октября.
20.11.17, Сегодня
На льготные лекарства дают гораздо больше денег, а вот семейным врачам хорошо бы добавить миллиард.
20.11.17, Financial club
Депутаты приступили к легализации кредитного реестра НБУ, в который будет стекаться информация обо всех крупных заемщиках.
18.11.17
17.11.17
16.11.17


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!