Заправки снизили цены

Точка зору

Угроза принятия предложений Минэкономики вместе с укреплением гривни, профицитом топлива на рынке и мировой конъюнктурой, помноженные на ценовую политику отдельных трейдеров, привели к тому, что стоимость нефтепродуктов на украинских автозаправках начала уверенно ползти вниз, без прямого вмешательства Кабмина.

На вчерашнем правительственном заседании, где рассматривалась ситуация на отечественном рынке нефтепродуктов и «принятые меры по недопущению его дестабилизации», правительство осталось удовлетворенным результатами, заслушав отчеты по этому вопросу министра экономики Богдана Данилишина, министра топлива и энергетики Юрия Продана и и.о. председателя Антимонопольного комитета Александра Мельниченко. В частности, по словам главы Минтопэнерго, падение цен на нефтепродукты происходит не в последнюю очередь благодаря действиям госценинспекции Минэкономики и АМКУ. Напомним, что оба ведомства провели специальные проверки работы операторов нефтерынка, по итогам которых каждая из сторон и представила рекомендации по реформированию его работы.

Таким образом, потерял актуальность вопрос о введении ценового госрегулирования через госценинспекцию Минэкономики. На сегодняшнем заседании министерской экспертно-аналитической группы (ЭАГ) по вопросам функционирования нефтерынка, где, как предполагалось ранее, реформа формульного расчета будет обсуждаться с трейдерами, он рассматриваться не будет. По мнению наблюдателей рынка, на фоне снижения цен на топливо внимание со стороны исполнительной власти к ситуации с топливной розницей ослабнет. Начиная с конца прошлой недели, стоимость горючего на украинских АЗС, предвосхищая пожелания правительства, пошла вниз — бензины и дизтопливо потеряли в цене в среднем около 10-15 коп./л, что наталкивало на мысль о намеренности действий трейдеров.

Впрочем, если этот фактор и имел место, то был лишь одним из многих. Во-первых, сильно потянул вниз цены на стелах конфликт между контролируемой «Приватом» компанией «Укртатнефть» и ее бывшим лицензиаром «УТН-Восток». В результате его обострения на прошлой неделе розничный оператор форсированными темпами начал демонтаж товарного знака на своих АЗС, заменив его временным знаком. «Дабы не потерять потребителя, которого может озадачить отсутствие бренда на станциях, компания «УТН-Восток» пошла на снижение цены, став продавать, например, бензин А-95 по 7,45 грн./л. О чем по возможности поставила в известность остальных участников рынка, которые по этой причине также ушли вниз»,— объяснил директор одной из киевских сетей АЗС.

Между тем, по мнению и экспертов, и профильных чиновников, горючее дешевеет и будет в ближайшую неделю дешеветь еще в основном благодаря объективным факторам. «Свою роль сыграли прекращение девальвации гривни и падение стоимости нефти и нефтепродуктов на внешних рынках»,— констатирует директор госпредприятия «Укрнефтехимпереработка» (на его базе создана ЭАГ) Владимир Емелин. В частности, за последний месяц на европейском рынке котировки бензина и дизтоплива откатились на 14,5% и 12,5% соответственно, согласно мониторингу «Консалтинговой группы «А-95». Ощутимое падение оптовых цен наблюдалось по оптовым предложениям украинских заводов. Так, на этой неделе появились предложения бензина А-95 по 8200-8400 грн./т.

Давит на рынок и профицит топлива, образовавшийся ввиду активного импорта и одновременного увеличения объемов переработки нашими НПЗ. По данным компании UPECO, за три недели сентября было ввезено 112 тыс. т бензинов и 113 тыс. т дизтоплива, в то время как в этом же месяце украинским заводам удалось переработать более 1 млн. т сырья. «Не исключено, что под воздействием этих факторов уже на следующей неделе бензин А-95 будет продаваться на заправках в среднем по 7,30-7,20 грн./л. А в сетях группы «Приват» цена вообще достигнет 7 грн./л»,— прогнозирует аналитик UPECO Александр Сиренко.

Наталья Давыденко

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢