kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Ливийский кусок одесского пирога

размер текста:

В субботу компания «ЛУКОЙЛ-Украина» сообщила о решении остановить производство на принадлежащем ей Одесском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), мощности которого достигают 3 млн. тонн переработки нефти в год. Эксперты утверждают, что причиной беспрецедентного решения стал корпоративный конфликт с украинской бизнес-группой «Приват». Юлия Тимошенко заявила, что причина кроется в монополизации украинской нефтеперерабатывающей отрасли.

В Украине работает шесть НПЗ. Источник, близкий к правительству, пояснил «НГ», что с 2002 года российские компании, поставляющие на украинские заводы нефть, получили контроль над 90% мощностей нефтепереработки. «Леонид Кучма делал ставку на интеграцию с владельцами нефти. В начале 1990-х это было объяснимо и оправданно», – пояснил он.

«ЛУКОЙЛ» стал владельцем Одесского НПЗ в 1999 году, ТНК в 2000 году выкупила контрольный пакет акций ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» (ЛиНОС), российская НК «Альянс» в 2001 году стала владельцем Херсонского НПЗ. Крупнейший украинский завод, Кременчугский НПЗ, еще в 1994 году был трансформирован в ЗАО «Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания «Укртатнафта». Однако в 2007 году между акционерами этого завода разгорелся громкий конфликт. «В итоге оперативное управление над Кременчугским НПЗ оказалось в руках украинской бизнес-группы «Приват», а россияне в знак протеста заблокировали поставки нефти на этот завод», – рассказал «НГ» директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Эксперт считает, что попытка «Привата» обеспечить свое предприятие сырьем привела к конфликту с «ЛУКОЙЛом»: «Ранее российская нефть по Приднепровскому нефтепроводу поставлялась по маршруту Лисичанск–Кременчуг–Одесский НПЗ. Однако с 1 октября ОАО «Укртранснафта», являющееся оператором украинских магистральных нефтепроводов, решило использовать этот маршрут в обратном направлении, чтобы транспортировать азербайджанскую нефть на Кременчугский НПЗ».

«ЛУКОЙЛ-Украина» подтверждает эту информацию, уточняя, что предложенные «Укртранснафтой» замещающие маршруты «значительно удорожают стоимость сырья и таким образом приводят предприятие к убыточности». Специалисты российской компании сосчитали, что «маршрут граница Белоруссии–Броды–Одесса увеличивает транспортные расходы на 5,7 доллара США за одну тонну нефти».

Сергей Куюн уверен, что компромиссное решение будет найдено без вмешательства властей Украины и РФ: «Не стоит искать в этой ситуации чего-то большего, нежели корпоративный конфликт. В ней нет ничего, что было бы связано с государственной политикой». Однако ранее российские эксперты отмечали, что власть Украины не противодействует резкому усилению позиций на рынке украинской бизнес-группы «Приват».

Летом в комментариях информагентствам главный редактор журнала «ОйлМаркет» (Россия) Дмитрий Моссиенко выразил опасение: «Группа «Приват» уже сегодня контролирует почти половину нефтяной инфраструктуры Украины, и монополизация здесь намного серьезнее, чем в России». Он пояснил: «Под контролем «Привата» уже находятся свыше 25% всех украинских автозаправок, половина мощностей по выпуску нефтепродуктов, национальная нефтедобывающая компания «Укрнафта» и три из пяти крупнейших нефтяных терминалов… Если «Приват» получит «Укртранснафту», он автоматически получит четвертый из пяти морских терминалов Украины». Газета «Коммерсант-Украина» вчера отметила, что украинские чиновники, принимавшие решение об изменении маршрута поставок нефти на Одесский НПЗ, ранее работали в структурах «Привата». Украинская группа ситуацию не комментировала.

Ранее в украинских СМИ появлялась информация о том, что «Приват» собирался поставлять нефть на Кременчугский НПЗ по нефтепроводу Одесса–Броды и что именно по этой причине президент Ющенко полтора года требовал от правительства перевести нефтепровод на работу в проектном направлении. Это предполагало лишение российских компаний права использовать маршрут в противоположном направлении, с запада Украины на юг.

Еще весной сего года речь шла о том, что по маршруту Одесса–Броды Ливия готова поставлять 600 тыс. тонн нефти для Кременчугского НПЗ. Юлия Тимошенко подтвердила объем возможных поставок, не уточняя маршрут, и добавила, что ливийское правительство готово построить новый НПЗ в Одесской области, объем переработки которого составит 10 млн. тонн нефти ежегодно. «И судьба Одесса–Броды, и украинско-ливийские проекты никак не связаны с нынешней ситуацией на Одесском НПЗ», – уверен Сергей Куюн.

Юлия Тимошенко тоже связывает ситуацию не с новыми проектами, а с последствиями правления прежней власти: «В предыдущие 10 лет раздавали через абсолютно нечестную, теневую, преступную приватизацию нефтеперерабатывающие заводы, транспортные системы». Она уточнила: «После президентских выборов, когда можно будет назначить руководство Генпрокуратуры и можно будет навести порядок в Верховной Раде, когда можно будет привлечь к ответственности всех, кто усложняет жизнь в этой стране, я думаю, мы все это сделаем…»

Татьяна Ивженко

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Дайджест
Что происходит с золотовалютными резервами Нацбанка?
27.02.17, Deutsche Welle
Почти два года в аннексированном Россией Крыму продолжается громкий судебный процесс. Обвиняемым, участвовавшим в митинге в поддержку территориальной целостности Украины, грозят немалые сроки.
27.02.17, Financial club
Депутати звернули увагу на проблеми чотирьох десятків банків, які вже в липні повинні мати статутний капітал не менше 200 млн грн, і ухвалили в першому читанні законопроект про спрощення процесів докапіталізації, злиття банків або їх виведення з ринку.
Рассказами о своих антикризисных мерах на черный день Валерия Гонтарева толкает гривню к девальвации.
27.02.17, Сегодня
Самые большие пенсии получают судьи, однако большинство украинцев также могут обеспечить себе безбедную старость, считают эксперты
После более 2,5 лет работы в Нацбанке его председатель Валерия Гонтарева приняла решение уйти в отставку.
Бизнес верил, что мораторий на проверки сохранится до 2018 года. Оказалось, это не так. Кто наведывается чаще всего и как принимать гостей?
27.02.17, Сегодня
Среди специалистов продрынка нет единодушия в вопросе, надо ли снова делать подконтрольными цены на соцпродукты.
26.02.17
В современном мире энергоэффективность — маркер экономического успеха страны и показатель зрелости общественного развития. Пока что этот маркер для Украины неутешительный, но однозначно не безнадежный. У нас, украинцев, есть план, как кардинально уменьшить энергозатраты государства и украинских семей и приблизить их к показателям цивилизованного мира.
Даже если руководители ОРДЛО национализируют предприятия, заблокированные Семенченко, наладить сбыт продукции они не смогут.
25.02.17
24.02.17
23.02.17
22.02.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!