Точечная реприватизация в Украине

Точка зору

В Украине началась новая кампания по реприватизации одного из крупнейших предприятий – «Лугансктепловоза». В 2007 году Фонд госимущества Украины (ФГИ) продал 76% акций завода российскому инвестору – Брянскому машиностроительному заводу, который входит в состав «Трансмашхолдинга», крупнейшего в России производителя подвижного состава для железной дороги и метро. С тех пор украинские бизнесмены пытаются оспорить сделку.

Ранее инициатором судебных разбирательств выступило украинское АО «Днепровагонмаш», которое, как и украинское ОАО «Марганецкий ГОК», не было допущено к участию в приватизационном конкурсе. Оба несостоявшихся претендента, по данным СМИ, входят в состав днепропетровской бизнес-группы «Приват». Два года назад комиссия ФГИ сочла, что у этих предприятий недостаточно опыта для организации эффективной работы «Лугансктепловоза». Российский покупатель, напротив, не только взялся выполнять все инвестиционные обязательства, но загрузил завод работой, обеспечив луганскому предприятию стабильные заказы со стороны Российских железных дорог (РЖД). Последний контракт на поставку тепловозов был выполнен в апреле, а в сентябре завод получил новую заявку от РЖД на производство пяти тепловозов.

Сотрудничество россиян с украинскими железнодорожниками вылилось в конфликт: пробный контракт на поставку четырех локомотивов был завершен успешно, однако попытка «Лугансктепловоза» повысить почти на 50% стоимость продукции вызвала резкое недовольство украинской стороны. Представители завода поясняют, что подорожание вызвано как обесцениванием гривны, так и сложностями с поставкой деталей, производимых в РФ.

Украинские компании, которые еще в январе добились решения Верховного хозяйственного суда Украины об изъятии пакета акций «Лугансктепловоза» у российского инвестора, не гарантируют обеспечения завода заказами. Они делают акцент на том, что приватизационный конкурс состоялся с нарушениями законодательства. Сейчас к ним присоединился и Фонд госимущества Украины, который, в свою очередь, обвиняет российских инвесторов в невыполнении обязательств. В частности, в том, что Брянский машзавод не вкладывает деньги в модернизацию производства в Украине. Российская сторона заявляет о бессмысленности инвестиций во время судебных тяжб.

На днях ФГИ отстоял в Хозяйственном суде Луганской области решение, которым регистратора ценных бумаг холдинговой компании «Лугансктепловоз» – компанию «Центр-Регистратор» обязали списать со счета управляющей компании «Брянский машиностроительный завод» 76% акций «Лугансктепловоза». Пакет по решению суда должен быть возвращен Фонду госимущества Украины.

Председатель правления «Лугансктепловоза» Виктор Быкадоров сказал агентству Proua: «Это было решение суда по новому иску с новой мотивацией. Иск был со стороны ФГИ под давлением сверху. Решение суда теперь прописано конкретно, оно обязывает регистратора это сделать и не спрашивать российского инвестора». Ранее представители российского инвестора отказывались выполнить решение Высшего хозяйственного суда Украины без подтверждения вердикта в российском суде. Замгенерального директора ЗАО «Трансмашхолдинг» Анатолий Мещеряков пояснил газете «Дело» суть процедуры: «Если вы хотите истребовать акции у российской компании, то должны, получив решение в Украине (или в любой другой стране), обратиться в российский суд, чтобы он верифицировал его и обратился к российской компании».

Новое судебное решение владельцы собираются оспорить в суде высшей инстанции. Руководитель Международного института приватизации Александр Рябченко пояснил «НГ», что тяжба может затянуться до президентских выборов. «Российскому инвестору не повезло: он честно купил завод, но нарушения допустил продавец – Фонд госимущества», – отмечает эксперт. Он считает возможным выходом из ситуации повторную приватизацию предприятия. По мнению Рябченко, если это произойдет, то реприватизация станет единичным случаем, а победу на повторном конкурсе скорее всего одержит тот же «Трансмашхолдинг»: «Это единственный на сегодня покупатель, который способен обеспечить завод выгодными заказами». При этом Рябченко отмечает, что правительство не заинтересовано в скандалах с инвесторами.

Это мнение подтвердил «НГ» руководитель центра «Политтех» Тарас Березовец: «Ни о какой масштабной реприватизации не может быть речи ни сейчас, ни после выборов. Правительство заинтересовано в хороших отношениях с эффективными инвесторами, в стабильном и благоприятном инвестиционном климате». Он отметил, что не украинская власть, а отдельные бизнес-группы стали инициаторами скандалов вокруг «Лугансктепловоза». Но поскольку нарушения в процессе приватизации были допущены, что уже доказано судами, то власть не может вмешаться в нынешние процессы.

Татьяна Ивженко

Новини

25 Квітня 2024

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

ВСІ НОВИНИ ⇢