kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Как страна живет без бюджета

20.01.10 , Дело
размер текста:

Мэр Запорожья Евгений Карташов сообщил, что городу не хватает 7 млн. грн., чтобы выплатить людям зарплату. Еще 11 млн. грн. нужны коммунальным предприятиям для обеспечения жизнедеятельности города.

Губернатор Ривненской области Виктор Матчук заверил: январскую зарплату бюджетникам они еще выплатят, но за счет тотальной экономии. Однако он с трудом представляет, как область будет жить дальше.

По словам главы Львовского областного совета Мирослава Сеныка, у них возникли проблемы с закупкой медикаментов и продовольствия. «Цены на эти товары возросли по сравнению с прошлым годом, а мы ограничены в тратах», — поясняет чиновник.

И так в каждом в регионе. Причина одна: отсутствие бюджета на 2010 год. Из-за отсутствия принятого основного финансового документа страна живет по постановлению Кабмина «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году» от 29 декабря 2009 года. Основополагающей для правительства является и 46-я статья Бюджетного кодекса, которая вводит «жесткие рамки» расходования бюджетных средств.

Эти ограничения порождают главную проблему, которая ждет страну в связи с несвоевременным принятием бюджета, — существенное сокращение расходов. Финансируются только статьи текущих расходов бюджета. О капитальных инвестициях нужно забыть: они запрещены Бюджетным кодексом до принятия основного финансового документа.

Главное требование Бюджетного кодекса к правительству и местным властям в «безбюджетный» период — расходование в месяц не более 1/12 суммы трат, запланированных в бюджете предыдущего года.

Расходная часть общего фонда госбюджета-2009 была принята в размере 194,4 млрд. грн. Следовательно, верхняя планка ежемесячных расходов государства в 2010 году установлена на уровне 16,1 млрд. грн., а ежеквартальных — 48,3 млрд. грн.

Разрешенный правительству и местным властям максимальный уровень расходов не позволяет удовлетворить даже текущие нужды. По сравнению с прошлым годом они существенно увеличились: расходы растут из-за инфляции, а также принятого парламентом в прошлом году повышения с 1 ноября 2009 года прожиточного минимума и минимальной зарплаты. Согласно прогнозам Секретариата президента, в I квартале из государственной казны (общий фонд) только на финансирование защищенных статей расходов придется потратить 51 млрд. грн. (лимит — 48 млрд. грн.).

Табу на займы

Если бы бюджет-2010 был принят своевременно, образовавшийся дефицит средств Кабмин мог бы покрыть за счет привлечения денег на долговом рынке. Но Бюджетный кодекс в данных условиях запрещает это делать. Правительство при отсутствии бюджета на текущий год может выпускать облигации госзайма только на ограниченный перечень целей, в числе которых погашение сформированного основного госдолга (привлекать деньги на долговом рынке для выплаты процентов запрещено), докапитализация банков и наполнение Стабилизационного фонда. О финансировании текущих расходов речь не идет. «Правительство имеет право одалживать только в рамках погашения старых долгов, — отмечает экс-министр финансов Виктор Пинзеник. — Если бы Украину не ждал столь низкий показатель доходов бюджета в этом году — по моим оценкам, около 180 млрд. грн. общего фонда (против запланированных в проекте бюджета 219 млрд. грн. — «ДЕЛО»), — то ситуация не была бы столь критичной».

Все в ее руках

Правда, у правительства есть лазейки, которые позволяют уменьшить сокращение бюджетных расходов. Во-первых, Бюджетный кодекс запрещает до принятия бюджета осуществлять из казны любые капитальные инвестиции. «Отсутствие капитальных трат, а также уклонение от повышения социальных стандартов (правительство абсолютно законно отказывается поднимать прожиточный минимум и минимальную зарплату в этом году, так как такое повышение не предусмотрено в бюджете-2010, да и самого бюджета нет. — «ДЕЛО») создает некий резерв для правительства, который можно направить на иные расходы», — отмечает глава подкомитета комитета Верховной Рады по вопросам расходов бюджета Павел Жебривский. Кроме того, по словам Жебривского, отсутствие бюджета дает возможность правительству управлять финансовыми потоками в ручном режиме, например, используя средства спецфонда на нужды общего фонда и т. п. «Это и есть главный риск», — отмечает народный депутат. О том, что правительство намерено играть с бюджетом «в темную», говорит тот факт, что в этом году бюджетные расходы в «безбюджетный» период регулирует не специальный закон (как в предыдущие годы, которые Украина начинала без бюджета), а всего лишь постановление правительства. Парламентарии уже подали представление в Конституционный Суд, оспаривая такое решение Кабмина. Вчера Конституционный Суд начал рассмотрение этого дела.

Во-вторых, Кабмин может проводить заимствования на внутреннем рынке, привлекая средства в Стабилизационный фонд. Бюджетный кодекс позволяет выпускать облигации госзайма, если полученные средства зачисляются в Стабфонд. Под этим действием можно «маскировать» эмиссии ОВГЗ на другие цели, что Кабмин успешно проделывал в прошлом году (например, так было проведено увеличение уставного фонда НАК «Нафтогаз Украины» за счет выпуска облигаций госзайма на 18,6 млрд. грн. в обход парламента). В конце декабря правительство издало постановление об очередном увеличении уставного фонда НАК «Нафтогаз Украины» — на 12 млрд. грн., которое, скорее всего, также будет осуществлено через механизм Стабфонда.

В последний раз Украина вступала в новый год без бюджета 10 лет назад. Бюджет на 2000 год готовили два премьера: Валерий Пустовойтенко и сменивший его в декабре 1999-го Виктор Ющенко. Учитывая большую сумму выплат по госдолгу в 2000 году, а также прогнозируемый низкий показатель доходов из-за введенных налоговых льгот, министр финансов Игорь Митюков настаивал, чтобы бюджет-2000 был профицитным. Кабмин подал в Верховную Раду проект бюджета с профицитом 554 млн. грн. В то же время бюджетная резолюция запрещала принимать бюджет-2000 с профицитом. В конце концов правительству и бюджетному комитету ВР удалось согласовать проект бюджета с нулевым дефицитом и доходами в 40,75 млрд. грн. и добиться его принятия в 1-м чтении. Однако Кабмин отклонил предложение комитета и в проекте бюджета ко 2-му чтению увеличить доходную часть до 53,5 млрд. грн. Но в итоге избранный на второй срок президент Леонид Кучма сменил премьера: вместо Валерия Пустовойтенко пост занял Виктор Ющенко. Новый премьер желал предложить свой проект бюджета на следующий год.

Владимир Вербяный

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
26.07.17, ubr.ua
Какие антидемпинговые меры вводила Украина за последние три года.
26.07.17, Deutsche Welle
Согласно соцопросу, сторонников реформы децентрализации на Украине вдвое больше, чем ее противников. DW выясняла, как идет реформа передачи украинской власти от центра на места.
26.07.17, 112.ua
Было бы хорошо, чтобы зарплата в Украине достигла бы уровня 300, а лучше 500 долларов. Ибо текущая зарплата в 200 долларов явно больше расстраивает украинцев, чем радует. Но процесс начался, и теперь главное, чтобы он не затих на ровном месте. Слово за бизнесом.
26.07.17, ubr.ua
Финансисты не исключают возврат к 26,0 грн/долл.
Ровно год назад в Украине заработал принятый еще в октябре 2015 года закон о государственном финансировании политических партий.
Жителям Крыма хотят простить украинские долги, Киеву есть, чем ответить.
26.07.17, ubr.ua
Чиновники готовы менять критерии, но не отказываться от автоматической остановки НН.
25.07.17
Несмотря на бесконечные разговоры о кризисе, несколько вполне благополучных отраслей экономики Украины демонстрируют устойчивую положительную динамику, и вот почему.
Украинская газотранспортная система может оказаться не готовой к предстоящему отопительному сезону.
25.07.17, Сегодня
В правительстве уверены: без радикальных реформ из сложной ситуации не выбраться.
24.07.17
22.07.17
21.07.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!