kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Вашингтон хочет поссорить Лукашенко с Медведевым

размер текста:

США намерены надавить на Беларусь, опасаясь неконтролируемого оружейного экспорта «государствам-изгоям». Однако этот шаг может иметь и другие цели. Например, усилить напряжение в отношениях между Минском и Москвой. Предполагается, что в случае утверждения законопроекта Госдеп США будет ежегодно представлять Конгрессу отчеты об «объемах и механизмах экспорта вооружений и сопутствующих услуг правительством Беларуси и белорусскими предприятиями, включая доходы от таких сделок». Конгрессмены указывают на военно-технические контакты Минска со «странами, поддерживающими терроризм или отказывающимися от сотрудничества с США в контртеррористических операциях». В законопроекте говорится, что, по данным Исследовательской службы Конгресса, оружейный экспорт Беларуси в период с 1999 по 2006 год достиг $1 млрд., что ставит Минск на 11-е место в списке ведущих экспортеров оружия. В числе покупателей белорусского оружия преобладают страны, «поддерживающие терроризм». В частности, в законопроекте говорится, что Беларусь является крупным поставщиком ракет, минометов, противотанковых средств и мин палестинским экстремистским группировкам, а также Сирии и Ирану. Кроме того, Тегерану были проданы боевые самолеты и двигатели к ним, а Судан и КНДР приобрели у Минска российскую бронетехнику. В числе покупателей также упоминается Венесуэла, которая «отказывается от сотрудничества с США в контртеррористических операциях»

Особый интерес Конгресс проявляет к «потенциальной роли правительства и предприятий России в этом экспорте». В законопроекте содержится предположение, что Москва использует Беларусь каждый раз, когда не хочет афишировать свои сделки. В частности это касается поставок зенитных комплексов С-300: предполагается, что ракеты, которые Москва со значительной скидкой продала Минску, на самом деле предназначены для Сирии и Ирана.

ДАВНЯЯ ИСТОРИЯ

США давно имеют зуб на Александра Лукашенко в связи с его «нечистоплотными оружейными связями». Так, еще в апреле 2003 года (сразу после начала войны в Ираке) помощник заместителя госсекретаря США по делам Европы и Евразии, бывший посол США в Украине Стивен Пайфер заявил, что Вашингтон встревожен контактами Беларуси с «нежелательными» режимами. «Мы недовольны тем, что правительство Беларуси поддерживало отношения с режимом Саддама Хусейна», — заявил тогда Пайфер. Он также предположил, что Беларусь могла продавать вооружения в страны, против которых действуют международные санкции, в частности в Иран. Кроме того, США, по словам Пайфера, обеспокоены вероятными продажами белорусского оружия в горячие точки Африки.

В итоге США наложили санкции на белорусское предприятие «Белвнешпромсервис». Однако это не повлияло на Лукашенко, который в мае 2005 года заявил, что готов сотрудничать с Ираном «во всех направлениях». Тем временем белорусский парламент ратифицировал соглашение о сотрудничестве с Исламской Республикой в военной сфере.

Естественно, когда США говорили об оружейных поставках из Беларуси, всегда имелась в виду и Россия: способность белорусской оборонки самостоятельно выполнять заказы всех «стран-изгоев», особенно в таких сферах, как техника ПВО и авиация, экспертное сообщество расценивает скептически.

Правда, тогда все обвинения остались недоказанными, и тема белорусских «спонсоров терроризма» перешла в разряд штатных теоретических дискуссий на различных международных конференциях.

НЕ В ОРУЖИИ ДЕЛО?

Нынешняя актуализация белорусской темы на первый взгляд логично ложится в канву американской политики в отношении Ирана. Усиление контроля над его контактами с возможными поставщиками оружия напрашивается само собой.

Кроме того, ввиду «перезагрузки» отношений США было бы очень выгодно косвенно обвинить Россию в двойной игре. Если американцам удастся доказать поставки в Иран российского оружия, то главный ущерб будет нанесен не военно-экономическим и не военно-политическим интересам РФ, а эмоционально-психологическим амбициям «Новой Великой России» — если ты говоришь о своем величии, то или откровенно поддерживай Иран и бери ответственность за это, или проводи открытую политику в плане давления на Иран. Короче говоря, российскому руководству прозрачно намекают, что пора уходить от этого ребячества, смеси советской политики и желания урвать пару баксов.

Однако такая подоплека «Акта об учете поставок оружия Беларусью» лежит на поверхности. Более интересной выглядит версия, что попутно с понятным стремлением надавить на Беларусь и РФ в иранском вопросе США были бы не прочь усилить напряжение в отношениях между Минском и Москвой. Речь идет о том, чтобы на фоне нефтяных, электроэнергетических, газовых и абхазско-осетинских споров между Лукашенко и Медведевым — Путиным вбросить еще одно зерно взаимного недовольства.

Здесь может быть ставка на то, что раздраженные друг другом союзники рассорятся из-за американских обвинений. Реальная прибыль России от предположительной нелегальной торговли оружием через Беларусь на фоне остальных статей российского экспорта несущественна. Единственный дивиденд, который получала Россия за поддержку Лукашенко, — демонстрация безоговорочной лояльности и «расширения зон влияния России». После отказа Беларуси признавать независимость Южной Осетии и Абхазии этот дивиденд оказался под большим сомнением.

Александру Лукашенко причисление к «спонсорам терроризма» сейчас еще менее удобно. В условиях, когда Россия откровенно говорит о переходе на рыночные отношения в нефтегазовой сфере, исчезает главный мотив лояльности Минска к Москве — экономические преференции. И, естественно, это заставит Лукашенко искать новые формы работы с Западом. А неразборчивость в оружейных связях в глазах ЕС может оказаться куда большим злом, чем склонность к диктатуре. Кстати, экономическая составляющая оружейного экспорта и здесь не может идти в сравнение с другими областями внешнеэкономической деятельности. В законопроекте Конгресса идет речь об $1 млрд. доходов с оружейного экспорта за восемь лет (еще несколько сот миллионов можно накинуть за секретные сделки). Возможно, очередной миллиард за неопределенный срок принесут задекларированные оружейные контракты с Каракасом. Но сейчас в нефтяном споре с Россией говорится о белорусских потерях в $1–2 млрд. за год.

Некоторые обстоятельства развития внутренней и внешней политики Беларуси также указывают на существование почвы для дальнейшего раскола с РФ. В конце прошлого года Минск объявил о намерении разработать новую «Систему национальной безопасности». Изюминкой этого документа может стать положение об обеспечении энергетической безопасности с намеком на трения с Россией. Кроме того, Александр Лукашенко активно развивает двусторонние отношения с туркменским коллегой, опять-таки для обеспечения прямых поставок энергоносителей. Следует вспомнить и об углублении контактов Беларуси с МВФ. Кстати, последний пытается играть роль посредника в нефтяном споре между РФ и РБ.

Все это говорит о том, что напоминание Конгресса США о нелегальном оружейном бизнесе Беларуси может иметь многоплановое приложение к текущей ситуации. Конечно, полагать, что сам по себе этот шаг может рассорить Москву и Минск, оснований нет. Но в совокупности с другими факторами это может сыграть определенную роль. Во всяком случае, возможность такой многоходовки со стороны Конгресса США исключать не стоит.

Михаил Самусь

 


Комментарии
комментариев: 1
14:21 | 31.01.2010
Погранец.
Что это за страны изгои, кто их определил.Страны которые причастны к террору,кто их обозначил.США беспокоиться о том куда постовляются серьезные вооружения.Только от того что у них есть планы на их уничтожение,Пора с этим заканчивать.(ПАДЦАНЫ).

...


Дайджест
25.09.17, Газета.ru
Порошенко: канадский бизнес готов прийти на Украину.
25.09.17, ubr.ua
Эксперты назвали ТОП-3 изменений, которые помогут снизить цену на газ для населения.
Кирилл Журенков — о сырьевом кризисе, с которым может столкнуться рынок хай-тека.
Начиная с сентября месяца этого года банки существенно ужесточили операции клиентов - физических лиц.
Через скандал в НАК Нафтогаз України під загрозу поставлено основний козир України у переговорах з ЄС та у спорі в Стокгольмському арбітражі — українська ГТС.
25.09.17, Financial club
Держбанки виграли конкуренцію за гроші страхових компаній. Страховики довірили їм 41% своїх депозитів. Така динаміка спровокована минулим банкопадом і жорсткістю вимог регулятора. Страховики кажуть, що крім держбанків віддають перевагу банкам з іноземними капіталом, а також установам, які готові до спільного бізнесу.
Служба безопасности Украины не допустила окончательную продажу контрольного пакета акций запорожского предприятия Мотор Сич в Китай.
25.09.17, Сегодня
Украинцы поддерживают реформу, а социологи считают, что главное уже сделано.
Нацбанк стремится предотвратить панику на валютном рынке.
25.09.17, Дело
На что Украина потратится в следующем году, на чем планирует зарабатывать и как намерена удержать дефицит бюджета в пределах 2,4% ВВП.
23.09.17
22.09.17
21.09.17
20.09.17


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!