Подробнее Запомнить город


Минск уступил Москве

размер текста:

Единственной преградой для того, чтобы вплотную заняться организацией поставок в Белоруссию каспийской нефти, в Минске называли «отсутствие экономической целесообразности». Последний раз такого рода формулировка звучала из уст президента Александра Лукашенко в ноябре минувшего года в интервью азербайджанскому информационному агентству Trend News. «На сегодняшний день пока экспортная цена азербайджанской нефти высоковата. Не складывается экономика на другом конце этой трубы – на нефтеперерабатывающих заводах», – сказал тогда Лукашенко и многозначительно добавил: «Но это пока». «Россия – дружественная нам страна, но мы не можем зависеть только от одного поставщика», – пояснил он.

«В ситуации, когда в нормальном рабочем порядке решается вопрос поставок российской нефти, наверное, нет смысла увеличивать финансовые затраты, покупая каспийскую нефть», – говорил примерно через неделю после заявления президента заместитель генерального директора Мозырского НПЗ Сергей Солодовников.
Тогда даже самые пессимистично настроенные по отношению к российско-белорусской интеграции эксперты не могли предположить, что уже с начала нового года экономика «на другом конце трубы» существенно изменится. По данным на 25 января, объемы поступающей в Белоруссию нефти упали в два раза. За 24 январских дня на белорусские НПЗ поступило 600 тыс. тонн нефти, что в два раза меньше привычных объемов. Заговорили о вынужденной остановке НПЗ. Российская нефть в одночасье стала слишком дорогой для того, чтобы «экономика сложилась».

В краткосрочной перспективе ситуация, конечно, сложная, поскольку до сих пор Белоруссия вопросы поставки каспийской нефти только «прорабатывала», не делая никаких конкретных шагов. Однако в более отдаленной перспективе она вполне решаемая. Страны-соседи давно зовут Белоруссию участвовать в новых проектах транспортировки нефти в Европу. В частности, речь идет о так называемом проекте Одесса–Броды–Гданьск. Специалисты утверждают, что технически его реализация возможна. Для этого на территории Белоруссии нужно протянуть перемычку между трубопроводами Одесса–Броды и белорусской «Дружбой». Напомним, что в настоящее время по нефтепроводу Одесса–Броды идет российская нефть в реверсном направлении. В то же время изначально он и задумывался как нефтепровод для транспортировки каспийской нефти в Центральную Европу и Прибалтику. Планируется дотянуть трубу до Гданьска и включить в систему белорусскую «Дружбу». Сегодня активность в возобновлении этого проекта проявляют Польша и Украина. Шла даже речь о том, что частично этот проект может профинансировать ЕС. Об этом проекте Александр Лукашенко говорил во время недавней встречи с Виктором Ющенко. «Мне кажется, этот вариант возможен, абсолютно без проблем мы можем поставить в Мозырь очень качественную каспийскую нефть», – утверждал тогда Лукашенко. Причем, по его словам, «Беларусь уже несколько раз подходила к решению вопроса о поставках углеводородного сырья из Азербайджана, в частности – нефти, и достаточно серьезно просчитала эти варианты».

Напомним, что весной в Варшаве на общем собрании акционеров пятистороннего международного нефтетранспортного предприятия «Сарматия» было даже утверждено технико-экономическое обоснование данного проекта. Отмечалось, что нефтепровод не будет испытывать проблем с недостатком нефти. По оценкам экспертов, добыча нефти в Каспийском регионе до 2015 года должна возрасти на 100 млн. тонн в год, а в период до 2025 года – на 150 млн. тонн в год. Что касается Азербайджана, то озвучивалась возможность поставки по нефтепроводу Одесса–Броды до 5 млн. тонн азербайджанской нефти в год.

До недавних пор неконструктивную позицию занимал Казахстан, без нефти которого европейский нефтепровод не заработает на полную мощность. Однако не так давно посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов заявил, что Казахстан готов поставлять нефть на белорусские НПЗ. «Это заявление посол сделал не без согласования со своим руководством», – тут же с удовольствием подчеркнули некие неназванные эксперты в Минске. Даже не беря в расчет на последовавшие вслед за высказыванием посла сомнения казахстанских нефтепереработчиков в скорой осуществимости этого проекта, готовность Казахстана хотя бы рассматривать его – это уже шаг к реализации проекта.

Напомним также, что Белоруссия сама добывает нефть в Венесуэле – первый миллион тонн был добыт осенью минувшего года. На начальной стадии реализации проекта с Венесуэлой шла речь о том, что в перспективе Белоруссия сможет добывать там около 4 млн. тонн нефти. Меньше официальной информации об успехах в Иране, где у Белоруссии также созданы нефтедобывающие предприятия. Однако о том, что там уже «в тестовом режиме» добывается нефть, сообщалось более года назад. По оценкам экспертов, геологические запасы месторождения «Джофеир» в Иране, где ведет нефтедобычу белорусско-иранское совместное предприятие, оцениваются в 2,1 млрд. баррелей. Венесуэльскую нефть тамошний партнер уже продает на мировом рынке, и пока речь не шла о том, чтобы везти ее танкерами в Белоруссию. Лукашенко говорил, что Россия вынудила его добывать нефть на другом континенте, чтобы заработать деньги и рассчитаться с Россией. Однако «упрямый» Лукашенко если понадобится, то и танкерами привезет ее в Белоруссию.

Та договоренность, которой Москва и Минск достигли после долгой и продолжительной нефтяной войны, вероятнее всего, только подтолкнет Александра Лукашенко к реализации проекта Одесса–Броды и соответственно оттолкнет от России. Несмотря на «хорошую мину» белорусского руководства, в нефтяной войне они понесли большие финансовые потери. Очевидно, что Белоруссия перестала быть нефтяным офшором. В то же время, судя по позиции России, от своих позиций Минск не отступил и продать свои заводы россиянам не согласился. Это может означать только одно – у Александра Лукашенко имеются другие планы относительно использования мощностей этих предприятий. Эксперты с большим нежеланием комментируют возможные последствия нефтяной войны, однако думается, что независимо от ее нынешнего исхода в более отдаленной перспективе она принесет Москве больше минусов, чем плюсов. Конечно, если вести речь о геополитических интересах Кремля, а не о финансовых – нефтяников и бюджета.

Еще недавно в Минске эксперты по энергетическим вопросам сокрушались по поводу того, что Белоруссия не торопится с диверсификацией, несмотря на планы диверсифицировать 20% энергоносителей. Предполагалось, что к обсуждению проекта Одесса–Броды–Гданьск Белоруссия может подключиться лишь после 2012 года, когда заработает БТС-2. Сегодня, однако, есть все основания предполагать, что этот процесс может ускориться. Интересно, что в день неудачного окончания нефтяной войны Александр Лукашенко принимал у себя в Минске главу администрации президента Ирана Эсфандияра Рахима Машаи. Накануне посол этой страны в Минске Сейед Абдолла Хосейни говорил о том, что его страна заинтересована «в расширении белорусского присутствия на иранском нефтяном рынке». Возможно, визит главы администрации предшествует официальному объявлению о добыче нефти на совместно эксплуатируемых месторождениях. А может, и старту новых нефтяных проектов. Да и настойчивое приглашение Польши и Украины участвовать в проекте Одесса–Броды–Гданьск тоже как нельзя кстати.

Антон Ходасевич

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
25.11.17, Сегодня
Цены на продукты растут, а таможня придумала, как бороться с челноками.
Как пенсионеру-предпринимателю вернуть удержанные 15% пенсии.
24.11.17
24.11.17, ubr.ua
После взыскания залога эти доходы считаются заработком на чужом имуществе.
24.11.17, INSIDER.PRO
Оскар Юнс­сон, кан­ди­дат наук из Ко­ро­лев­ско­го кол­ле­джа в Лон­доне, о том, какое вли­я­ние блок­чейн ока­жет на меж­ду­на­род­ную по­ли­ти­ку и го­су­прав­ле­ние.
24.11.17, ubr.ua
В отдельных регионах страны цены на сало выросли боле чем в 2 раза.
Как чиновники договариваются с депутатами о госбюджете, о проблемах с выплатами субсидий и о финансировании ВУЗов - в интервью замминистра финансов Сергея Марченко.
24.11.17, ubr.ua
Евросоюз вводит новые визовые правила, чтобы решить проблему нелегальных трудовых мигрантов
24.11.17, Сегодня
Заметен ли экономический эффект от ноябрьских распродаж?
24.11.17, ubr.ua
За год самый популярный праздничный салат вырос в цене на 25%.
24.11.17, Сегодня
В Украине есть два способа провезти автомобиль без растаможки. Оба предназначены для иностранцев. Но украинцы нашли щели в законе.
23.11.17
22.11.17
21.11.17


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!