kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Европейские законы в украинских реалиях: невозможное — возможно?

размер текста:

Подписав 24 сентября 2010 года Протокол о присоединении к Договору об учреждении Энергетического сообщества (ДЭС), Украина остановилась в нескольких шагах от зоны внутреннего энергетического рынка Европейского Союза. Окончательная ратификация Верховной Радой законопроекта об участии в ДЭС обязывает нашу страну имплементировать директивы и регламенты ЕС о реформировании энергетического рынка Украины, а также о комплексном предотвращении загрязнения окружающей среды. Именно проблема внедрения европейских стандартов в сфере экологии побудила Фонд им. Фридриха Эберта и Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) организовать круглый стол на тему «Интеграция экологической и энергетической политик: вызовы членства в Европейском Энергетическом сообществе», который состоялся 8 декабря.

«Без сомнений, Европейское Энергетическое сообщество станет нашим экономическим трамплином на европейский энергорынок, — поделился мнением эксперт МЦПИ и генеральный директор госпредприятия «Региональные электрические сети» Игорь Богатырев. — Тем не менее существует большой риск срыва соглашения из-за низкой готовности Украины к выполнению европейских требований».

Наибольший интерес участников мероприятия вызвал отдельный пункт европейского законодательства в сфере экологии, а именно — Директива 2001/80/ЕС об ограничении выбросов некоторых загрязняющих воздух веществ от крупных установок сжигания, непосредственно относящаяся к тепловой электроэнергетике. Действие директивы, призванной обеспечить комплексное уменьшение объема выбросов пыли, оксидов азота и диоксида серы, распространяется на установки расчетной тепловой мощностью 50 МВт и больше. Игорь Богатырев высказал предположение: «Одна из причин, по которой Украине будет трудно выполнить требования ЕС, — это устаревшие технологии производства энергии. Оборудование на многих ТЭС было спроектировано еще в 60—70-е годы прошлого столетия, а уровень износа ТЭС уже составляет 62—65%».

Установленный срок имплементации Директивы 2001/80/ЕС — до 31 декабря 2017 года — также смутил присутствующих. Директор департамента перспективного развития и инвестиций НАК «Энергетическая компания Украины» Юрий Трофименко заявил: «Согласно требованиям ЕС мы должны реконструировать все энергоблоки, на которых не были предусмотрены ни электрофильтры, ни средства серо- и азотоочистки. Это невозможно сделать за то ограниченное время, которое у нас есть для имплементации директив». Более того, в «ЭКУ» уверены, что окончательное переоснащение старых и строительство новых энергоблоков, а также выведение из эксплуатации устаревшего оборудования завершится не ранее 2030 года.

По предварительным оценкам НАК «ЭКУ», экологическая модернизация электростанций в соответствии с требованиями Директивы 2001/80/ЕС обойдется компании минимум в 6,8 млрд. долл. Такие подсчеты натолкнули НАК с уставным фондом около 2 млрд. грн. на размышления: является ли экономически целесообразной установка дорогостоящего оборудования на низкоэффективные энергоблоки, которые, вероятнее всего, будут вскоре закрыты? По словам представителя энергокомпании Ю.Трофименко, именно из-за финансовых ограничений степень экологичности производства автоматически отходит на второй план, уступая место другому приоритету — модернизации силового производства для обеспечения безопасных и бесперебойных поставок электроэнергии потребителям.

Представители НАК «ЭКУ» и крупного бизнеса просят Европейское сообщество о помощи, сетуя на то, что на украинском энергорынке отсутствует опыт строительства соответствующих газоочистительных установок (для снижения выбросов оксидов азота и серы), а также отсутствуют необходимые инфраструктура и технологии для утилизации соответствующих отходов и отходов, образующихся в процессе очистки дымовых газов.

Таким образом, участники круглого стола совместно определили три возможных варианта развития событий: реализация всех условий Директивы 2001/80 ЕС (но эксперты склонны считать такой исход практически невозможным), срыв выполнения обязательств либо наиболее приемлемый для Украины выход — пролонгация сроков внедрения европейских стандартов.

«Необходимо отсрочить имплементацию Директивы 2001/80/ЕС для Украины до 2028—2030 годов, а также разработать Национальный план по уменьшению выбросов загрязняющих веществ», — резюмировал Ю.Трофименко.

В то же время участвующий в обсуждении руководитель отдела энергетики, транспорта и окружающей среды делегации Еврокомиссии в Украине Ханс Райн деликатно выразил сомнение, что Европейское сообщество сможет пойти на уступки Украине: «В основном договоре не может быть изменений. Единственный существенный аргумент, который я услышал, — это то, что выполнение директивы является большим финансовым бременем. Кроме того, в Европейском Энергетическом сообществе существует консультативная группа, которая может помочь Украине во многих вопросах».

Представитель Еврокомиссии в Украине напомнил, что не менее важна для Украины и Директива
97/11/ЕС, также касающаяся сферы охраны окружающей среды. В этом документе содержатся четкие требования оценки влияния государственных и частных энергетических проектов на здоровье людей, качество жизни, видовое разнообразие и способность экосистемы к восстановлению.

Все же 15 декабря Верховная Рада приняла Закон «О ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического сообщества». Напомню, что, кроме семи региональных рынков, которые включают только страны — члены ЕС, в рамках Европейского сообщества формируется восьмой регион, к которому уже присоединились Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Сербия, Хорватия, Черногория и Косово. После завершения ратификационных процедур Украина сможет стать членом именно этого Энергетического сообщества Юго-Восточной Европы.

Виктория Аксаковская

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
23.06.17, Дело
Сколько украинская экономика потеряла из-за банковского кризиса, на чем зарабатывают госбанки и от чего больше всего недоумевают в Нацбанке? Главных тезисах третьего отчета НБУ о финансовой стабильности.
23.06.17, Сегодня
Эксперты обещают, что литр бензина может подешеветь в июне еще на гривню, литр сжиженного газа – га 50-60 коп.
23 июня в Украине празднуют День государственной службы. За последние три года в госсектор приходило немало людей из бизнеса. Часть из них уже ушла, признавшись, что с системой бороться почти бесполезно.
Министр финансов Александр Данилюк рассказал почему вопрос увеличения пенсионного возраста закрыт на долгую перспективу и почему не стоит ожидать еще одного резкого повышения минимальной зарплаты.
23.06.17, Сегодня
Трудовой стаж будут оценивать по-новому, а заработать на пенсию будет сложнее.
22.06.17
Экономический прогноз правительства может быть существенно скорректирован.
22.06.17, Газета.Ru
Кабинет министров Украины рассчитывает почти на 11-процентный рост ВВП к 2020 году.
22.06.17, Deutsche Welle
О ключевых темах предстоящей встречи лидеров ЕС и решениях, которые они собираются принять, в том числе - о разных подходах Берлина и Брюсселя к проекту Северный поток-2.
Владимир Гройсман хочет, чтобы деньги из местных бюджетов помогли справиться с системным кризисом неплатежей в теплокоммунэнерго.
22.06.17, Газета.Ru
Польша остановила получение российского газа из Германии.
21.06.17
20.06.17
19.06.17
17.06.17
16.06.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!