kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Европейские законы в украинских реалиях: невозможное — возможно?

размер текста:

Подписав 24 сентября 2010 года Протокол о присоединении к Договору об учреждении Энергетического сообщества (ДЭС), Украина остановилась в нескольких шагах от зоны внутреннего энергетического рынка Европейского Союза. Окончательная ратификация Верховной Радой законопроекта об участии в ДЭС обязывает нашу страну имплементировать директивы и регламенты ЕС о реформировании энергетического рынка Украины, а также о комплексном предотвращении загрязнения окружающей среды. Именно проблема внедрения европейских стандартов в сфере экологии побудила Фонд им. Фридриха Эберта и Международный центр перспективных исследований (МЦПИ) организовать круглый стол на тему «Интеграция экологической и энергетической политик: вызовы членства в Европейском Энергетическом сообществе», который состоялся 8 декабря.

«Без сомнений, Европейское Энергетическое сообщество станет нашим экономическим трамплином на европейский энергорынок, — поделился мнением эксперт МЦПИ и генеральный директор госпредприятия «Региональные электрические сети» Игорь Богатырев. — Тем не менее существует большой риск срыва соглашения из-за низкой готовности Украины к выполнению европейских требований».

Наибольший интерес участников мероприятия вызвал отдельный пункт европейского законодательства в сфере экологии, а именно — Директива 2001/80/ЕС об ограничении выбросов некоторых загрязняющих воздух веществ от крупных установок сжигания, непосредственно относящаяся к тепловой электроэнергетике. Действие директивы, призванной обеспечить комплексное уменьшение объема выбросов пыли, оксидов азота и диоксида серы, распространяется на установки расчетной тепловой мощностью 50 МВт и больше. Игорь Богатырев высказал предположение: «Одна из причин, по которой Украине будет трудно выполнить требования ЕС, — это устаревшие технологии производства энергии. Оборудование на многих ТЭС было спроектировано еще в 60—70-е годы прошлого столетия, а уровень износа ТЭС уже составляет 62—65%».

Установленный срок имплементации Директивы 2001/80/ЕС — до 31 декабря 2017 года — также смутил присутствующих. Директор департамента перспективного развития и инвестиций НАК «Энергетическая компания Украины» Юрий Трофименко заявил: «Согласно требованиям ЕС мы должны реконструировать все энергоблоки, на которых не были предусмотрены ни электрофильтры, ни средства серо- и азотоочистки. Это невозможно сделать за то ограниченное время, которое у нас есть для имплементации директив». Более того, в «ЭКУ» уверены, что окончательное переоснащение старых и строительство новых энергоблоков, а также выведение из эксплуатации устаревшего оборудования завершится не ранее 2030 года.

По предварительным оценкам НАК «ЭКУ», экологическая модернизация электростанций в соответствии с требованиями Директивы 2001/80/ЕС обойдется компании минимум в 6,8 млрд. долл. Такие подсчеты натолкнули НАК с уставным фондом около 2 млрд. грн. на размышления: является ли экономически целесообразной установка дорогостоящего оборудования на низкоэффективные энергоблоки, которые, вероятнее всего, будут вскоре закрыты? По словам представителя энергокомпании Ю.Трофименко, именно из-за финансовых ограничений степень экологичности производства автоматически отходит на второй план, уступая место другому приоритету — модернизации силового производства для обеспечения безопасных и бесперебойных поставок электроэнергии потребителям.

Представители НАК «ЭКУ» и крупного бизнеса просят Европейское сообщество о помощи, сетуя на то, что на украинском энергорынке отсутствует опыт строительства соответствующих газоочистительных установок (для снижения выбросов оксидов азота и серы), а также отсутствуют необходимые инфраструктура и технологии для утилизации соответствующих отходов и отходов, образующихся в процессе очистки дымовых газов.

Таким образом, участники круглого стола совместно определили три возможных варианта развития событий: реализация всех условий Директивы 2001/80 ЕС (но эксперты склонны считать такой исход практически невозможным), срыв выполнения обязательств либо наиболее приемлемый для Украины выход — пролонгация сроков внедрения европейских стандартов.

«Необходимо отсрочить имплементацию Директивы 2001/80/ЕС для Украины до 2028—2030 годов, а также разработать Национальный план по уменьшению выбросов загрязняющих веществ», — резюмировал Ю.Трофименко.

В то же время участвующий в обсуждении руководитель отдела энергетики, транспорта и окружающей среды делегации Еврокомиссии в Украине Ханс Райн деликатно выразил сомнение, что Европейское сообщество сможет пойти на уступки Украине: «В основном договоре не может быть изменений. Единственный существенный аргумент, который я услышал, — это то, что выполнение директивы является большим финансовым бременем. Кроме того, в Европейском Энергетическом сообществе существует консультативная группа, которая может помочь Украине во многих вопросах».

Представитель Еврокомиссии в Украине напомнил, что не менее важна для Украины и Директива
97/11/ЕС, также касающаяся сферы охраны окружающей среды. В этом документе содержатся четкие требования оценки влияния государственных и частных энергетических проектов на здоровье людей, качество жизни, видовое разнообразие и способность экосистемы к восстановлению.

Все же 15 декабря Верховная Рада приняла Закон «О ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического сообщества». Напомню, что, кроме семи региональных рынков, которые включают только страны — члены ЕС, в рамках Европейского сообщества формируется восьмой регион, к которому уже присоединились Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Сербия, Хорватия, Черногория и Косово. После завершения ратификационных процедур Украина сможет стать членом именно этого Энергетического сообщества Юго-Восточной Европы.

Виктория Аксаковская

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
Профильный комитет парламента рекомендовал проголосовать за законопроект о продлении пошлины на вывоз металлолома – стратегического сырья для украинских металлургических предприятий. Зачем нужна эта пошлина?
Дональд Трамп хочет заменить безвозмездную помощь Украине на кредиты.
Евровидение подняло гривну, но эффект будет недолгим.
22.05.17, Financial club
Минфин предлагает отстранить парламент от назначения наблюдательных советов госбанков. Большинство набсоветов сформируют из независимых членов, а вмешательство в работу набсовета или правления станет уголовно преследоваться.
22.05.17, Deutsche Welle
Білий дім пропонує відмовитися від надання безоплатної військової допомоги кільком країнам, замінивши її на кредити, повідомляє The Wall Street Journal. У переліку цих країн є і Україна.
Как распределить скудный бюджет, почему украинский пенсионер в 2021 году будет получать 140 долларов, в лучшем случае, и что, сможет ли Украина и дальше жить без пенсионной реформы.
22.05.17, Газета.Ru
Россия подала в ВТО иск к Украине в связи с вводимыми ограничениями и запретами в отношении РФ.
22.05.17, Сегодня
Нововведения коснется только украинцев, которые имеют право выходить на пенсию раньше.
20.05.17
В жарких спорах за право собственности на газораспределительные системы (ГРС), управление ими и плату за их использование (кем бы то ни было) почему-то на второй план отнесли проблему учета поставок и использования природного газа.
20.05.17, ubr.ua
Компании-поставщики не согласны разоряться на экономности украинцев.
19.05.17
18.05.17
17.05.17
15.05.17


Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!