Угли посоревнуются

Точка зору

Несмотря на критику, которую высказали представители металлургических кругов на февральском балансовом совещании в ОП «Металлургпром», энергетическое ведомство не оставляет попыток пролоббировать в Кабмине ограничение импорта коксующихся углей.

Новая инициатива Минэнергоугля, ориентированная на более широкое применение отечественного сырья металлургами, направлена на то, чтобы решить проблему образовавшихся запасов рядового угля, которые за зиму достигли 579,4 тыс. т. В министерстве полагают, что негативные тенденции на мировом и внутреннем рынке металлургической продукции привели к снижению спроса на коксующийся уголь, вследствие чего угольная продукция отечественных производителей не находит своего потребителя.

При этом, по данным Минэнергоугля, за период с января по декабрь 2011 г. в Украину было ввезено более 10 млн. т коксующихся углей. Шихта, марка «К» и «Ж» (57,67% от общего объема импорта) ввозятся импортерами с целью понижения серы в шихтах отечественных коксующихся углей. Данные марки составляют значительную конкуренцию отечественным производителям, полагают в министерстве.

Решить проблему предлагают простым методом: на уровне правительства ограничить импорт в Украину коксующихся углей российского, казахстанского и американского производства, который в прошлом году составил более 10,5 млн. т. И тем самым простимулировать украинских метпроизводителей к закупкам украинского угля так называемого «двойного назначения» — угля энергетического (марка «Г»), который в то же время в незначительных количествах и не на регулярной основе может использоваться в металлургическом производстве.

Отметим, что идея не нова. Каждый министр, курирующий угольный сектор, сталкивался со странной ситуацией: уголь в Украине добывают в большом количестве, однако коксохимики и металлурги используют его далеко не в тех масштабах, которыми хотелось бы бравировать в годовых министерских отчетах.

Дело в том, что марки коксующихся углей в Украине — дефицит, их добывают в недостаточных для нужд ГМК объемах. Необходимые для металлургического производства угли марок «К» и «Ж» ввозятся в страну ежегодно и составляют 25-30% от сырьевых потребностей коксохимических предприятий. А вот пресловутые угли «двойного назначения» металлурги относят к энергетической группе. Случаи использования этих углей для производства чугуна имели место только в авральных ситуациях, поскольку при такой технологии значительно возрастает расход кокса и природного газа, что удорожает себестоимость производства металлопродукции. После ряда модернизационных мероприятий, проведенных в последние годы на предприятиях горно-металлургического комплекса и направленных как раз на уменьшение энергоемкости производства и на экономию ресурсных материалов, использование углей марки «Г» выглядит экономическим нонсенсом. Действительно, зачем вкладывать миллиарды долларов инвестиций в оборудование, которое позволяет экономить, и при этом использовать материалы, которые ведут к значительному перерасходу ресурсов?

Примерно такие аргументы останавливали министерские инициативы прошлых лет.

Если же в этот раз они не подействуют и Минэнергоугля добьется решений по ограничению объемов импорта углей иностранного производства, ГМК вряд ли будет действовать в рамках того сценария. Без использования качественного импортного угля невозможно сформировать шихту для производства кокса надлежащего качества — такова позиция метпроизводителей.

Отраслевые эксперты говорят, что изменить эту позицию нереально даже перспективой удорожания ввоза иностранных коксовых углей. Впрочем, аналитики не сбрасывают со счетов и возможности по снижению уровня производства металлургической продукции. Слабая конъюнктура рынков сбыта, где сталеварам время от времени приходится мобильно снижать цены ради распродажи своих складских запасов, может только поспособствовать такому решению.

Виктория Подолянец

Новини

3 Травня 2024

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

ВСІ НОВИНИ ⇢