Украинские трубы ушли в оппозицию

Точка зору

Правительство Украины может запретить аренду национальной газотранспортной системы, на которую претендует российский «Газпром». Киев готов пойти на это, чтобы запустить реорганизацию «Нафтогаза» по схеме Евросоюза и привлечь инвестиции в модернизацию трубопроводов.

Правительство Украины может отказаться от передачи национальной газотранспортной системы в аренду. В пятницу замминистра энергетики и угольной промышленности страны Владимир Макуха заявил, что украинские власти поддерживают проект реорганизации газового концерна «Нафтогаз», предложенный оппозицией.

Документ в отличие от правительственного варианта содержит запрет на долгосрочную аренду газовых труб.

Правительство предлагало реорганизовать «Нафтогаз Украины» в соответствии с нормами европейского законодательства (разделить компанию на транспортное и добывающее предприятия, как того требуют положения Третьего энергетического пакета Евросоюза) и законодательно разрешить аренду трубопроводов. В частности, речь шла о снятии запрета на распоряжение фондами «Нафтогаза» и о том, чтобы разрешить реорганизацию госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта.

Этот проект парламент Украины пытался принять в первом чтении с начала года, но оппозиция неоднократно (в том числе и в пятницу) блокировала трибуну и президиум Верховной рады, требуя снять документ с рассмотрения.

Оппозиционные фракции считают, что передача ГТС в бессрочную аренду фактически означает приватизацию ключевого для экономики актива, несмотря на то что президент Виктор Янукович ранее неоднократно заявлял о намерении оставить газопроводы в собственности государства.

Правительство Украины утверждало, что о приватизации речь не идет, а принятие закона об аренде позволит быстрее начать модернизацию ГТС, так как можно будет привлечь сторонних инвесторов (по оценкам украинских экспертов, модернизация обойдется в $5—7 млрд).

«Сегодня мы уже имеем определенные проблемы, у нас фактически остановилась реализация первого пилотного проекта по модернизации ГТС Украины — модернизация газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, которая предусматривала привлечение средств европейских финансовых институций», — отметил Макуха.

По его словам, европейские финансовые организации отказываются предоставлять средства до тех пор, пока Украина не начнет реформирование нефтегазового комплекса, и принятие альтернативного законопроекта может стать первым шагом на пути реформы.
Такой проект (с запретом на приватизацию и долгосрочную аренду ГТС) предложил депутат Верховной рады Юрий Кармазин (фракция «Наша Украина — Народная самооборона»).

Если бы украинские власти приняли законопроект, разрешающий аренду, это дало бы возможность создать консорциум по управлению ГТС, о котором говорят уже несколько лет. Рассматривались варианты трехстороннего партнерства — с участием российского «Газпрома» и европейских компаний — и двустороннего — без европейцев.

Москва настаивала на втором варианте. В этом случае Украина могла бы получить скидку на российский газ, которой добивается почти два года.

На днях секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев заявил, что Киев не исключает создания консорциума и без участия Европы, если Украине будут предложены выгодные условия. Но в пятницу он заявил, что считает лучшим вариантом трехсторонний консорциум.

Председатель правления украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко полагает, что вариант консорциума окончательно не отвергнут. «Пока голосования по вопросу не было и правительство поддерживает проект оппозиции только на словах», — указывает политолог.

По его словам, власти пытаются снять напряженность вокруг вопроса аренды ГТС и демонстрируют готовность к компромиссу. «Это тактический ход, — говорит Фесенко. — Если будет достигнуто взаимоприемлемое соглашение по газу с Россией, Рада вполне может проголосовать за разрешение аренды: украинская оппозиция в таких вопросах ничего не решает, так как у нее нет большинства голосов».

Но глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин говорит, что окончательное инвестиционное решение по проекту «Газпрома» — газопроводу «Южный поток» — лишает смысла транзитный консорциум (инвестрешение должно быть принято в конце текущего года, после введения в строй «Южного потока» транзит российского газа через Украину упадет со 115 млрд кубометров до нуля).

«А газотранспортный консорциум, обеспечивающий монопольное положение «Газпрома» на Украине, Киеву не нужен», — указывает эксперт.

«Вариант с приглашением европейских бизнес-структур фактически отпал — ни одна компания не проявила заинтересованности, — добавляет глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Россия сейчас считает свои переговорные позиции настолько сильными, что согласится только на белорусский вариант: 50% ГТС «Газпром» получает сразу, причем не в аренду, а в собственность, а остальные позже, возможно, через несколько лет».

Алексей Топалов

Новини

10 Травня 2024

Європейські металурги побоюються виникнення дефіциту металобрухту

ArcelorMittal розпочала будівництво електродугової печі на іспанському заводі

Україна може повернутись до графіків погодинних відключень електроенергії

Уряд виділяє понад 7 млрд грн на відбудову енергосистеми

Інфляція у квітні уповільнилась до 0,2%

Шмигаль заявив про складну ситуацію в енергетиці і закликав до економії

Виручка від експорту чорних металів наблизилась до 1 млрд дол

Бразилія скорочує експорт чавуну

Морським коридором експортовано 45 млн тонн вантажів

Практика вирішення спорів щодо трансфертного ціноутворення відбувається у несприятливих обставинах – експерт

Україна збільшила імпорт електроенергії на третину, експорт скоротився у 13 разів

Японська J-Power планує здати на металобрухт декілька вугільних блоків ТЕС

У ЄС проведуть повторне розслідування щодо імпорту китайського прокату з полімерним покриттям

В уряді обговорюють можливість підвищення тарифів на електроенергію

Таксі у Вінниці: Зручне та надійне перевезення у місті

Енергетики продовжили обмеження постачання е/е для промисловості

ВСІ НОВИНИ ⇢