Антимонопольная политика государства: предпосылки для реформирования

Публікації

Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.

Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие государства: объемы производства продукции, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые отчисления, объем инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояния потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также оказывать содействие экономическому росту государства в целом, решению социальных, экологических и других проблем.

Современное развитие мировой экономики характеризуется процессами глобализации производства и торговли, консолидации активов в ведущих областях хозяйства, перенесением производственных мощностей в регионы с низкой себестоимостью и доминированием мощных транснациональных корпораций (далее – ТНК). Конкурентоспособную экономику формируют конкурентоспособные компании, а конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке зависит от финансовой мощности ее ТНК. Несмотря на свой международный статус, ТНК имеют вполне определенную страну регистрации или в более широком смысле – страну базирования, где обычно и аккумулируется прибыль компании, платится подавляющее большинство налогов, концентрируется управленческий и научный потенциал.

Любое государство должно быть заинтересовано в результативном взаимодействии с корпоративным сектором, создании условий для его развития и международной экспансии. Консолидация национальных компаний путем слияния (в том числе и с зарубежными компаниями) является сегодня единственной возможностью противостоять поглощениям со стороны ведущих мировых ТНК. Но действующее антимонопольное законодательство не позволяет украинским компаниям эффективно противодействовать глобальным вызовам. При этом правительства развитых стран всячески поощряют создание и развитие собственных ТНК, которые являются движущей силой прогресса их экономик.

В настоящее время эксперты всего мира с интересом наблюдают за ходом сделки по поглощению австралийской горнорудной компании Rio Tinto ее ближайшим конкурентом BHP Billiton. Еще в начале года почти никто не верил даже в саму возможность создания столь крупной объединенной компании. Ведь поглощение Rio Tinto сделает BHP Billiton неоспоримым лидером на глобальном рынке: объединенная компания будет контролировать более трети мирового производства железной руды и значительно укрепит свои возможности давления на рынок и формирования мировых цен на железорудное сырье. Но антимонопольные службы Австралии одобрили условия оферты BHP Billiton, посчитав, что конкуренты от этого не пострадают. Ранее оферту одобрили в США, и сейчас англо-австралийская компания ждет одобрения только Еврокомиссии, которое должно появиться до 15 января 2009 года. Это слияние имеет все шансы стать одной из крупнейших сделок в истории M&A.

Но вернемся к отечественным реалиям. 10 апреля 2008 года Верховная рада Украины ратифицировала протокол присоединения нашего государства к Всемирной торговой организации. Также органы власти постоянно высказывают свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли со странами Евросоюза и СНГ. Но указанные процессы интеграции Украины в мировую экономику могут быть эффективными лишь при условии внесения соответствующих изменений в антимонопольное законодательство, которое на сегодня по многим параметрам более строгое, чем законодательство подавляющего большинства стран мира, в том числе стран ЕС и Российской Федерации.

Действующее в Украине антимонопольное законодательство основано на устаревшей немецкой модели, которая в современных условиях уже давно потеряла свою актуальность и не используется ни в одной стране, включая и непосредственно Германию. Несовершенство национального антимонопольного законодательства ставит отечественные компании в заведомо неравные условия конкурентной борьбы с ведущими корпорациями мира, сдерживает инновационный, инвестиционный и экспортный потенциал украинской экономики.

Таким образом, уже давно назрела необходимость внесения изменений в Закон Украины "О защите экономической конкуренции" (далее – Закон) с целью приведения нормативной базы национального антимонопольного законодательства в соответствие с лучшей мировой практикой в этой области.

Основная цель изменений должна состоять в модернизации национального антимонопольного законодательства и дальнейшем применении объективного экономического анализа в оценке концентраций, односторонних и коллективных действий (к которым относятся злоупотребление монопольным положением или согласованные действия, включая сговоры). Украине нужен Закон с более гибким и эффективным механизмом анализа, при котором оценке конкуренции и вмешательству государства в эти процессы отводится важная роль, но указанное вмешательство применяется лишь в тех случаях, когда оно действительно необходимо.

В результате Антимонопольный комитет Украины будет иметь возможность сосредоточиться на оценке и преследовании наиболее вопиющих нарушений антимонопольного законодательства, которые существенно влияют на национальных потребителей и экономику, вместо не всегда обоснованного расходования ресурсов на изучение концентраций и других действий, которые по своей природе не могут иметь значительного влияния на условия конкуренции.

Обновленное антимонопольное законодательство должно содействовать установлению правил и нормативов, которые обеспечат прозрачность и беспристрастность рассмотрения дел антимонопольным органом, предсказуемость таких рассмотрений и их результатов и, со временем, предоставят компаниям и профессионалам четкие инструкции относительно самостоятельной оценки последствий запланированной концентрации, единоличных и коллективных действий на рынке.

В соответствии со статьей 1 Закона, "рынок товара (товарный рынок) – сфера оборота товара (взаимозаменяемых товаров), на который на протяжении определенного периода времени и в границах определенной территории есть спрос и предложение". Данное определение слишком обобщено и не дает ответа на ключевой вопрос: для каких групп товаров конкурентной средой можно считать только внутренний рынок, а для каких региональный или глобальный товарные рынки.

Антимонопольное законодательство ведущих стран мира содержит более широкое понятие товарного рынка, который учитывает специфику большинства современных товарных рынков как региональных, так и глобальных, т. е. таких, которые выходят за пределы государственных границ и подвергаются влиянию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами государства. Указанный подход позволяет антимонопольным органам при осуществлении анализа товарного рынка определять состояние конкуренции на нем с учетом наличия зарубежных производителей (продавцов, потребителей) соответствующего товара.

Поєтому, изменения  должны предусматривать новый подход к определению географических границ товарного рынка. Это необходимо для уверенности в том, что антимонопольный орган применяет объективные критерии, когда исследует конкурентные последствия единоличных/коллективных действий или запланированных соглашений на определенном рынке, который может быть значительно более широким, чем национальный рынок или его часть. Следует признать, что Антимонопольный комитет Украины де-факто уже неоднократно руководствовался указанным пониманием границ товарного рынка. В качестве примера можно привести анализ рынка ЖРС для принятия решения о разрешении недавней консолидации горнорудных активов "Метинвест Холдинга" и "Смарт-холдинга". Решение о разрешении данной концентрации абсолютно обоснованно принималось антимонопольным органом с учетом существования зарубежных (прежде всего российских) поставщиков ЖРС на украинский рынок. В результате был создан игрок мирового масштаба с украинской пропиской, вошедший в шестерку крупнейших производителей ЖРС с годовым объемом производства почти 40 млн тонн.

Статья 12 Закона говорит, что "монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35%, если он не докажет, что подвергается значительной конкуренции". Порог в размере 35% доли рынка, как признак доминирования, не отвечает общемировой практике.

Страны Европейского Союза, Российская Федерация устанавливают указанное ограничение в размере не менее 50% от доли товарного рынка. Антимонопольное законодательство в странах Евросоюза уже давно не является преградой для создания крупных компаний. Слияние нескольких компаний из разных стран ЕС, как правило, не ведет к созданию монополий, как это случилось бы при слиянии двух крупных корпораций в рамках национального рынка. В большинстве развитых стран определение монопольного (доминирующего) положения субъекта хозяйствования на определенном товарном рынке осуществляется только на основании совокупности факторов, каждый из которых, взятый отдельно, не может быть определяющим, а именно:

• размера доли субъекта хозяйствования на рынке товара;

• наличия возможности для вхождения других субъектов хозяйствования на рынок товара и/или его расширения;

• социальных, экономических, экологических и других последствий деятельности субъекта хозяйствования.

Любые формы слияний и поглощений трактуются действующим в Украине законодательством как концентрация. Осуществление концентрации требует обязательного получения предварительного разрешения Антимонопольного комитета Украины, если совокупная стоимость активов или объем реализации всех участников концентрации с учетом отношений контроля за последний финансовый год, в том числе за границей, превышает сумму 12 млн евро и, в то же время, совокупная стоимость активов или объем реализации в Украине хотя бы у одного участника концентрации с учетом отношений контроля превышает 1 млн евро.

Таким образом, под влияние данной нормы попадают практически все средние и крупные компании Украины. Для сравнения, в странах ЕС, США, Канаде и Японии эти нормативы как минимум в 100 раз выше. Сегодня просто необходимо приблизить указанные показатели к размерам, принятым в большинстве развитых стран мира.

Кроме того, концентрацией считается непосредственное или опосредствованное приобретения, обретение в собственность другим способом или получение в управление долей (акций, паев), которое обеспечивает достижение или превышение 25% голосов в вышестоящем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования. Такое количество голосов фактически является только лишь "блокирующим пакетом", т. е. не приводит к возникновению контроля или влияния в понимании антимонопольного законодательства и не дает возможности активного управления субъектом хозяйствования, его активами, деятельностью, что является одним из признаков концентрации. Однако наличие в Законе такой нормы усложняет для украинских субъектов хозяйствования даже заключение незначительных соглашений по приобретению акций, корпоративных прав и т. п. Увеличение доли голосов в вышестоящем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования хотя бы до 50% является насущной необходимостью для адаптации украинского законодательства к реалиям более глобализированных и интегрированных рынков.

Сегодня концентрация или согласованные действия при определенных условиях могут быть разрешены Кабинетом министров Украины, даже если есть запрет Антимонопольного комитета. Кабмин является высшим органом исполнительной власти, тогда как Антимонопольный комитет – это орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты экономической конкуренции.

АМКУ имеет квалифицированный персонал и другие необходимые ресурсы для самостоятельного определения всех положительных и отрицательных факторов концентрации и согласованных действий субъектов хозяйствования. Поэтому вполне логичным было бы передать указанные компетенции Кабмина Антимонопольному комитету. Другими словами, только АМКУ должен предоставлять разрешение на концентрацию или согласованные действия даже в частных случаях, когда существуют формальные признаки монопольного доминирования, но предполагается значительный положительный экономический, социальный, экологический или другой эффект указанных действий для общественных интересов.

Совершенствование правил контроля над слияниями и поглощениями в Украине должно стать мощным толчком для содействия созданию инновационных и конкурентных компаний с конечной целью обеспечения доступа потребителей к более совершенным, дешевым и разнообразным товарам и услугам.

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢