Путин объявил новую холодную войну Украине

Точка зору

Обновленная редакция Концепции внешней политики Российской Федерации четко декларирует цель реинтеграции стран СНГ под эгидой Москвы.

В соответствии с устоявшейся традицией в течение года после избрания президент России утверждает новую редакцию концепции внешней политики. Так было и в 2000 году, и в 2008­м (менее чем через полгода после вступления в высшую должность Дмитрия Медведева). Подписанный на минувшей неделе Владимиром Путиным документ очень точно воспроизводит идеологические установки его программной статьи как кандидата в президенты, опубликованной в «Московских новостях» год назад. Это позволяет рассматривать концепцию не просто как декларацию, а как реальный план действий на международной арене.

2015: ДЕДЛАЙН ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО МИРА

Новая редакция документа четко отображает возросшую самоуверенность Путина и его команды. В тексте впервые говорится не просто о стремлении России быть одним из влиятельных центров мировой политики, но и о том, что Москва «всецело осознает свою особую ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровнях». Этим, а также акцентом на «самостоятельном и независимом внешнеполитическом курсе» подводится идеологическая база под демонстративно отличную от западной позицию по Сирии, Мали, Ирану и другим проблемным точкам на планете. Кремль открыто претендует на фактически равную с Соединенными Штатами роль в формировании нового мироустройства и дает понять, что по каждому вопросу Западу придется проводить с Россией отдельные переговоры и искать компромисс. Рассчитывать на поддержку по умолчанию ввиду совпадающих ценностей или идеологических установок Вашингтон более не может.

Авторы этой редакции концепции в отличие от разработчиков варианта 2008 года изображают мировые тенденции почти исключительно в темных тонах. Это и глобальный экономический кризис, и сокращение возможностей исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике, и «тенденция на реидеологизацию международных отношений» (хотя в концепции 2008 года провозглашалось «прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия холодной войны»). Россия в этом море хаоса мнится конструкторам нового внешнеполитического курса островом стабильности и предсказуемости.

Похоже, именно желанием воспользоваться глобальной турбулентностью и отвлечением США на проблемы Ближнего Востока объясняется тот факт, что консолидация постсоветского пространства под началом Москвы определяется в качестве ключевой цели российской дипломатии. Многие западные аналитики, кстати, именно оглядкой на Запад объясняют назначенный Владимиром Путиным срок создания Евразийского союза — к 1 января 2015 года. Именно к тому времени Вашингтон свернет миссию в Ираке, радикально сократит военное присутствие в Афганистане и тем самым освободит финансовые и военно­политические ресурсы для включения в «большую игру» в Евразии.

НИКТО КРОМЕ НАС

Пространство СНГ традиционно определялось в качестве приоритетного направления внешней политики России во всех концептуальных документах с середины девяностых годов. Однако никогда еще этому вектору не уделялось столько места в тексте концепции, как в ее нынешней редакции. О целях и задачах российской дипломатии на постсоветском пространстве сказано больше, чем об отношениях с ЕС, США и Китаем вместе взятыми.

Ключевое отличие от установок пятилетней давности — четкий акцент на стремлении реинтегрировать страны СНГ в рамках полностью контролируемого Москвой проекта. В 2008 году утверждалось, что «Россия подходит к торгово­экономическим связям с государствами­участниками СНГ с учетом достигнутого уровня сотрудничества, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений». Сейчас словосочетания «рыночные принципы» в документе не найти, что дает основания предполагать коренной перелом в отношении российского правящего класса к региону: очевидно, Москва будет постепенно отходить от прагматичного стремления «монетизировать» отношения с соседями. За построение империи необходимо платить. Путин же долгое время надеялся доминировать на постсоветском пространстве, одновременно переводя отношения с потенциальными сателлитами на рыночные рельсы. В результате Россия едва не лишилась последнего союзника в лице Беларуси. Новая редакция концепции признает неизбежную необходимость идти на экономические уступки в обмен на политическое лидерство. Следуя этой логике, в Москве закрывают глаза на продолжающееся субсидирование белорусской экономики, перенос российских производств в рамках Таможенного союза на территорию более либерального Казахстана и необходимость фактически кормить Киргизию после ее вхождения в интеграционный блок.

Далее в концепции утверждается, что «строящийся на универсальных интеграционных принципах новый союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско­Тихоокеанским регионом». Главное в этом пассаже даже не претензия на построение независимого и от ЕС, и от Китая блока, а словосочетание «новый союз». Создатели документа не могли не понимать, с каким именно союзом подобные слова будут ассоциироваться у всех жителей одной шестой части суши. К слову, еще в декабре гневно отреагировав на высказывания госсекретаря Хиллари Клинтон об угрозе «восстановления Советского Союза под другой вывеской», МИД РФ нынче фактически подтвердил оправданность ее опасений.

Впервые в истории современной России в концептуальном документе по вопросам ее внешней политики отдельным пунктом прописаны цели в отношении Украины: «выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам». Теперь втягивание Киева в участие в евразийской интеграции — не просто ежедневная практика, но и официально задекларированная задача дипломатии РФ.

Особый интерес для нас представляет такой пассаж в документе: «Уважая право партнеров по Содружеству на выстраивание отношений с другими международными субъектами, Россия выступает за всеобъемлющее выполнение государствами­участниками СНГ взятых на себя обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием». Никогда еще в такого рода текстах Москва не признавала свое желание ограничить геополитический плюрализм в регионе, стремление бывших союзных республик войти в интеграционные объединения без российского участия. Российская сторона откровенно заявляет: любые интеграционные обязательства перед Москвой не допускают интеграцию куда­ либо еще.

Путин взялся за строительство нового политического союза под своим руководством с вовлечением в него постепенно всех стран СНГ. Причем взялся с такой уверенностью в своих силах, что даже не пытается скрывать за рассуждениями о росте товарооборота и выгодах экономической интеграции намерение через Евразийский союз определять будущее государств СНГ. Это недвусмысленный намек на то, что в процессе «принуждения к дружбе» могут быть использованы любые средства убеждения вплоть до торговых войн. Тем же, кто готов капитулировать перед этим кнутом, Москва намекает на возможность получения пряника — в виде послабления экономического режима и дотаций. С обязательным условием идеологической лояльности к Кремлю.

Владимир Карбивничий

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢