Четыре конца украинской трубы

Точка зору

Власть готовится к приватизации последнего стратегически важного объекта – НАК «Нафтогаз Украины». Перед майскими праздниками правительство зарегистрировал в парламенте законопроект №2637, которым предлагается снять запрет на приватизацию госпредприятий, дочерних предприятий НАК «Нафтогаз Украины», а также предприятий, учреждений, организаций, образованных в результате их реорганизации. По замыслу Кабмина, для приватизации этих объектов не нужно будет решение парламента. Достаточно лишь доброй воли правительства.
Также правительство предлагает внести изменения в закон «О приватизации государственного имущества», чтобы разрешить аренду еще и объектов магистрального трубопроводного транспорта. Похоже, НАКа Кабмину мало. После прохождения данного документа парламентом, энергетический сектор ждет большой передел.

Профильный вице-премьер Украины Юрий Бойко говорит, что реформирование НАКа завершится после приватизации компании. Саму реформу он называет результатом выполнения рекомендаций ведущих зарубежных консультантов. «Приватизация повысит прозрачность холдинга и позволит часть денег от приватизации направить на погашение западных кредитов», – отметил Бойко.

Кто станет новым владельцем украинской трубы? Наверное, излишне напоминать, что нескрываемый интерес к ГТС Украины проявляет «Газпром». Интересуется украинской трубой и Европа, желая присоединения Украины к своей единой энергетической системе. Но в данном случае совместить эти интересы не удастся. О возможных вариантах развития событий на газовом рынке после принятия кабминовского законопроекта «День» спросил энергетических экспертов.

КОММЕНТАРИИ:

«ГОЛОСОВАНИЕ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ СТАНЕТ ИНДИКАТОРОМ РЕАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ВЛАСТИ»

Михаил  ГОНЧАР,  директор  энергетических программ центра «Номос»:  

– Есть  четыре возможных варианта развитии ситуации. Первый и наиболее вероятный – это отчуждение «Укртрансгаза» в интересах «Газпрома» (через механизм аренды или  консорциума). Российская сторона уже намекала на необходимость принятия законодательных изменений, если Украина хочет видеть  «Газпром» партнером в управлении ГТС. Именно для этого надо принять  соответствующий закон.
 Второй вариант направлен на реальное реформирование  НАКа и выполнение условий присоединения к Энергетическому содружеству. Хотя, это тоже может быть лакмусовой бумажкой для прикрытия иных планов: приватизации добывающих активов «Нафтогаз Украина» основными  олигархическими группами Украины и передача «Газпрому» в аренду  ГТС.

Третий вариант – принятие законопроекта «провалят» в парламенте, чтобы в очередной раз показать соседке, что, дескать, правительство не против, но парламент  не согласен  с этим. Так что вопрос аренды ГТС не актуален и «труба» сохранить статус кво. Важно, что голосование по этому вопросу станет индикатором реальных намерений власти.

Четвертый вариант (наименее вероятный) открывается путь к реформированию нефтегазового сектора, его реорганизации с выделением ГТС в отдельное предприятие (по примеру европейской практики) и создания на его базе международного консорциума при  участии группы иностранных компаний,  которые придут  в нефтегазовый сектор  с целью добычи традиционного и не традиционного газа.  В данном контексте может  привлекаться в консорциум и «Газпром».

На мой взгляд, наименее вероятный – четвертый вариант, а наибольше вероятный – второй.

«И РОССИИ, И ЕС НУЖНО РЕАГИРОВАТЬ НА КОНКРЕТНЫЙ ШАГ УКРАИНЫ»

Юрий КОРОЛЬЧУК, член наблюдательного совета Института энергетических стратегий

– Украина пытается вызвать у Росси и Евросоюза более активный интерес к переговорам по ГТС. С этой целью появился документ, который, будем откровенными, все уже давно заждались как в Москве, так и в Брюсселе. Заждалась и власть Украины, которая устала предлагать потенциальным участникам консорциума «кота в мешке»: участие в консорциуме на непонятно каких условиях собственности.

Теперь наконец-то Украина определились, что ГТС будет приватизирована и продана по частям.

Конечно лучше, чтобы ГТС оставалась в собственности Украины. И приносила дальше доход в бюджет. Но экономические проблемы нашей страны, падение транзита газа, невозможность договорится с Россией и ЕС на выгодных для Украины условиях – это все толкает к тому, чтобы решить все эти проблемы за счет продажи ГТС.

Фактически, законопроект о приватизации ГТС – это аргумент Украины в переговорном процессе. До этого, как известно, свои аргументы только предоставлял «Газпром» и ЕС. Со стороны России это претензии на сумму $7 миллиардов за недобор газа, сокращение транзита газа через Украину, и активность в вопросе строительства обходных газопроводов «Южный поток» и «Ямал-Европа-2». Со стороны ЕС – претензии относительно невыполнения обязательств относительно реформы «Нафтогаза» и его разделения.

К финишной прямой продажи ГТС еще далеко, но теперь и России, и ЕС нужно будет реагировать на конкретный шаг Украины.

Конечно же, больше всего этот документ рассчитан на Евросоюз. Ведь глава Минэнерго Эдуард Ставицкий инициировал появление этого законопроекта накануне проведения 3 мая «круглого стола» по ГТС в Брюсселе. Явно просматривается желание вынудить Еврокомиссию принять положительные решения относительно сотрудничества Украины и ЕС по вопросу ГТС. Для Украины позитивным результатом будет официальное заявление Еврокомиссии о вступление в переговорный процесс относительно создания консорциума и готовность выделить $2,5 миллиарда на модернизацию ГТС.

Проблема в том, чтобы в ЕС и России подобные шаги инициаторов законопроекта №2937 не восприняли как шантаж или шахматную «вилку», которую расставляют перед «Газпромом» и ЕС. Да и переговорный процесс с «Газпромом» это может ухудшить. И главное, чтобы не вышло как в поговорке: поспешишь – людей насмешишь. Ведь можно начать процесс приватизации ГТС, а с покупателями так и не договорится. Ни с Россией, ни с ЕС.

«ЗАКОНОПРОЕКТ ВЫПИСАНО ПОД ИНТЕРЕСЫ «ГАЗПРОМА»

Валерий Боровик, глава правления альянса «Новая энергия Украины»:

– Законопроект выписан так, чтобы у правительства Азарова и Президента был рычаг спокойно отдать в аренду, или продать ГТС. Этот законопроект развязывает руки  в вопросе приватизации  «трубы». И теперь очень важно посмотреть,  как будут реагировать депутатские фракции  во время его принятия,  будут ли блокировать парламентскую трибуну.  Голосование за этот законопроект покажет,  кто за, а кто против национальных интересов Украины. От результата голосования зависит доля ГТС: перейдет ли она в руки трехстороннего консорциума или отойдет «семье». Ответы на все вопросы услышим очень скоро. На мой взгляд, все идет к тому, что законопроект выписано под интересы «Газпрома». Но я очень удивлюсь, если власть пойдет на это шаг, ведь это фактическая сдача ГТС и энергетической политики  страны.  Но никто не отменял  сотрудничество с Энергетического содружеством. Чтобы отдать ГТС России, Украине придется выйти  из состава этой организации. Пойдет ли на этот резкий шаг власть?

Наталия Билоусова

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢