Газпром затягивает удавку

Точка зору

На прошлой неделе президент Виктор Янукович сделал весьма примечательное заявление относительно украинской газотранспортной системы.

"Вообще, слово "приватизация" никогда не использовалось ни на каких переговорах. Ни с кем. Мы не употребляли слово "приватизация". Это все слухи или домыслы, возможно, даже провокация. Но мы не живем за счет слухов", – отметил он.

Если президент был искренен, то тогда ему стоило немедленно взять бумагу, ручку и одной подписью лишить должностей полный состав собственноручно назначенного Кабинета министров. Ибо в таком случае главные провокаторы этой страны – Николай Азаров, Сергей Арбузов, Юрий Бойко и далее по списку.

Почему? Хотя бы потому, что именно Кабмин Азарова не далее чем в конце апреля внес на рассмотрение парламента законопроект, позволяющий приватизацию "трубы" и прочих стратегических объектов.

"Экономическая правда" подробно объясняла суть правительственной инициативы как в вопросе ГТС, так и в вопросе сопутствующего "дерибана".

Еще дольше идут разговоры о том, что законодательное закрепление возможности манипуляций с "трубой" является одним из ключевых условий России на газовых переговорах.

Однако названные выше чиновники, вне всяких сомнений, никак не провокаторы и являются ответственными менеджерами, действующими в интересах государства. Другое дело, что государство – это "Я". И "Я", со всей очевидностью, несколько переборщил в желании обозначить крах идеи сдачи на милость России.

Ведь следующая цитата Януковича по вопросу модернизации "трубы" звучит так: "Сегодня есть большое желание сделать консорциум "Украина – Европа – Россия".

"Большое желание" украинского президента рассматривается его российским коллегой Владимиром Путиным в качестве банальной полумеры, с помощью которой Янукович пытается затормозить процесс перехода ГТС под российский контроль, но выбить скидку на газ. Соответственно, для Москвы это неприемлемо.

С чем связаны такие странные "качели": сначала законопроект, позволяющий приватизацию ГТС, а потом – "домыслы и провокация"?

По информации источников ЭП, ключевые события произошли в конце мая. Якобы незадолго до саммита в Астане Янукович попросил о встрече с Путиным, утверждая, что готов согласиться на вступление в Таможенный союз и сдачу газотранспортной системы. Ответным шагом предполагалось снижение цены на газ.

Российский президент согласился встретиться, но дело кончилось как всегда: Янукович начал стандартные маневры о неготовности прямо сегодня принять судьбоносное решение, а только в перспективе.

Можно представить себе раздражение Путина, который далеко не в первый раз слушает эту историю после первичных предложений о сдаче на милость.

Теперь Янукович публично заявил, что приватизации "трубы" не будет, но вместо громов и молний на строптивую Украину со стороны "Газпрома" полился елей.

"Милость" Москвы

26 июня стало известно, что российский монополист решил предоставить "Нефтегазу" очередной аванс за транзит газа в размере 1 млрд долл для приобретения голубого топлива и его закачки в хранилища.

Тут необходимы пояснения. По информации источников ЭП, в 2013 году газ в ПХГ еще не закачивался. Более того, до средины мая "Нефтегаз" вообще не покупал российское топливо, пытаясь чуть дешевле импортировать небольшие его объемы из Венгрии и Германии.

Поставки газа из России в основном шли через Ostchem Дмитрия Фирташа. 13 июня "семейный" министр энергетики Эдуард Ставицкий заявил: будут новые импортеры российского газа. Через несколько дней стало понятно, кого он имел в виду.

О желании импортировать российское топливо заявила группа "ВЕТЭК", бывшая "ГазУкраина-2009", младоолигарха Сергея Курченко.

Назывался даже возможный объем – 5 млрд кубометров. Что интересно, эти амбиции благословил даже давний соратник Фирташа, вице-премьер Юрий Бойко. По его словам, "правительство не возражает".

Последнее выглядит несколько странным, учитывая "высокие" отношения Курченко с условной группой "Росукрэнерго". Бойко, Фирташ и компания сами мечтают вновь стать газовыми посредниками, обеспечив себе неисчерпаемый поток.

В свою очередь Ставицкий уверил общественность, что "Нефтегаз" не пострадает от действий "ВЕТЭК". Впрочем, это заявление легко объясняется словом "Семья".

А что же "Нафтогаз"? Очевидно, все не очень хорошо. 21 июня стало известно, что госмонополия оформила кредит в государственном Укргазбанке на целых 2,5 млрд долл для расчетов за газ. Это весьма красноречиво говорит о ситуации.

У государства просто нет денег. Платить России за газ нечем, и вся описанная ситуация есть прямой дорогой к банкротству.

Как известно, "Газпром" уже выставил "Нафтогазу" штраф на 7 млрд долл за прошлогодний недобор топлива. Как писала ЭП, в том штрафе прослеживалась рука группы "газовщиков", пытавшихся стимулировать "Папу" вернуть им позиции эксклюзивных переговорщиков с Россией. Не помогло.

"Семья" пытается договориться с Россией своими силами. По имеющейся информации, получается так себе. Ставицкого в "Газпроме" категорически не воспринимают. Теперь в команде якобы произошла замена. Как рассказали информированные источники в Кабмине, в качестве возможного переговорщика с Россией рассматривается все тот же вездесущий Курченко.

Он якобы старается дружить с главой "Роснефти" Игорем Сечиным, обеспечивая "Семье" альтернативный канал связи с верховным российским начальством. Ну и параллельно помогает заработать, играя роль частного "Нефтегаза". Впрочем, позитивной динамики в газовом вопросе как не было, так и нет.

Что дальше

На этом фоне обычно строгий "Газпром" внезапно решил помочь Украине, предоставив очередной аванс за транзит.

Более того, официальный представитель российской компании Сергей Куприянов заявил, что "Газпром" пока не будет обращаться в суд с требованием заплатить за невыбранный по условиям take-or-pay газ и за прошлый, и за текущий годы.

Как уже отмечалась, за 2012 год такая претензия составляет 7 млрд долл. По словам Куприянова, за 2013 год претензии "тоже будут большими". Спикер "Газпрома" туманно объяснил, что решения отложить разбирательства мотивированы отсутствием понимания, чем "Нефтегаз" может рассчитаться.

Полезно также внимательно прочитать заявление пресс-службы "Газпрома" об авансе за транзит: "Общая сумма авансовых платежей за транзит газа с начала 2012 года составляет 5,15 млрд долл. По предварительным расчетам, остатка этой суммы достаточно для оплаты транзита российского газа до начала 2015 года".

До начала 2015 года. Именно тогда должны пройти очередные президентские выборы. К этому времени у Москвы уже будут железобетонные аргументы для будущего президента, кем бы он ни был.

Финансовое состояние "Нефтегаза" к тому времени явно не улучшится, а миллиардные штрафы за недобор топлива никогда не станут подъемными для украинского бюджета. Эти штрафы будут расти, ведь импортировать российский газ собираются частные структуры "Семьи" и "газовщиков", а не госкорпорация.

Более того, не придется рассчитывать и на платежи за транзит в Европу, которые будут проедены уже сейчас.

Можно предположить, что Россия просто выжидает. Зачем ей сейчас "прессовать" Януковича? Полтора года – не такой уж большой срок, можно подождать.

И пока жадная "Семья" будет увлечена возможностью заработать на импорте российского газа в свой карман, удавка на государстве будет затягиваться еще туже.

Сергей Щербина

Новини

19 Квітня 2024

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

ВСІ НОВИНИ ⇢