Врадиевский эффект

Точка зору

Стартовавший во Врадиевке марш против милицейского произвола 18 июля добрался до Киева. И тут же раздвоился: в столице прошло две акции под одним "брендом" – причем с разным эффектом. Николаевская драма продолжает влиять на события в стране. Но на ошибках готовы учиться не все – политикам и правоохранителям это дается тяжело.

"Раздвоенный" удар

Трагические события в Николаевской области, без преувеличений, всколыхнули Украину. По всей стране проходят "родственные" акции протеста, а в местах, где у митингующих появляются "свежие" вопросы к милиции (например, в Киеве и Фастове) – происходят куда менее масштабные, но все же убедительные попытки штурмовать здания райотделов. Но пока политологи обсуждают перспективы и долговременность бунт-настроений народа, многие политики спешат присоединиться к стихийно поднявшейся волне – с переменным, надо заметить, успехом.

Обвинение сотрудников правоохранительных органов (заботливо пестуемых руководством страны – в том числе, и финансово) в совершении тяжких преступлений, как и сопровождающий эти обвинения взрыв народного гнева, не могли пройти незамеченными для политикума. Неудивительно, что информационно-организационную поддержку взбунтовавшимся жителям Врадиевки и их последователям тут стали оказывать не только закаленные общественные активисты, но и представители политических партий. Бесполезной такую помощь назвать нельзя. Тот же пока еще неприкосновенный статус народных депутатов регулярно служит серьезным подспорьем для участников акций, которым грозят столкновения с "силовиками". Однако опыт предыдущих лет показывал, что не все "низовые" протесты благополучно переживают пристальное внимание политиков. Увы, "Врадиевский марш" рискует дать схожий эффект.

Возникшее после прогремевшего на всю страну штурма желание некоторых жителей Врадиевки потребовать ответа непосредственно у сильных страны сей изначально обещало заложить хорошую базу под череду акций протеста по всей Украине. Традиция пеших маршей "на Киев" в нашем государстве сильна, и подобные идеи находят сочувствие у многих украинцев. Даже символический поход врадиевцев (а СМИ внимательно следили за тем, сколько именно жителей поселка идут с протестующими и с какой регулярностью) поддерживал интерес к поднятым протестующими проблемам. Но вот финальный аккорд у него прошел даже слишком интересно.

То, что 18 июля в Киеве пройдет сразу две акции с врадиевским "оттенком", для многих сочувствующих стало сюрпризом. Один митинг прошел днем под зданием МВД. Второй – ближе к вечеру и на Майдане. И хотя акции вышли из одного и того же марша, во многом они разнились – числом участников, наличием/отсутствием партийных флагов, ролью парламентариев, вниманием министра, а главное – последствиями для протестующих.

Судя по всему, решение провести два протеста организаторы и участники похода приняли, не в последнюю очередь, по политическим мотивам. Во всяком случае, именно в акции у Министерства внутренних дел приняли участие представители некоторых политических партий – включая и "ударовца" Сергея Каплина, который оказался одним из главных парламентских "кураторов" зарождающегося протестного движения (собственно, во многих городах "антимилицейские" пикеты прошли под эгидой "кличковцев"). Несмотря на то, что без потасовок дело не обошлось, эта акция прошла сравнительно спокойно. И именно ее делегаты (включая нардепов-оппозиционеров), в конечном итоге, получили возможность пообщаться с главой МВД. Правда, внимания милиции не избежали участники и следующего митинга. Но вряд ли это внимание было приятным.

После того, как Виталий Захарченко побеседовал с представителями одних митингующих, другим – собравшимся на Майдане независимости – было предложено оставить заявления в передвижной приемной МВД. Более людная акция на Майдане, куда политические флаги не допускались (делая исключение только для общественной "Спільної справи"), планировалась основательнее. Именно там участники марша разбили палаточный лагерь для бессрочного протеста. Но организовать стационарный пункт до времен "пока требования не будут выполнены" участникам не удалось. После того, как ближе к ночи большая их часть уже разошлась, на Майдане появились "беркутовцы" и автозаки. Около полуночи акция против милицейского произвола была сметена, а десяток протестующих – арестован. По словам сотрудников МВД, активисты позже были отпущены, а на утро их ждали административные суды. Фемида к арестованным отнеслась по-разному, но большинство из них были-таки оштрафованы. Правоохранители, тем временем, в законности своих действий не сомневаются. "Спецподразделение "Беркут" действовало согласно всем требованиям внутренних инструкций и предписаний. Никаких нарушений со стороны милиции не было", – заявил начальник Главного управления МВД в Киеве Валерий Коряк. Но возмущающие на Майдан все равно вернулись – и обещают пока его не покидать.

Майдан здесь не уместен?

С учетом нынешнего положения дел, остается надеяться на то, что организаторы и "соучастники" не слишком увлекутся выяснением того, кто именно имеет право говорить от имени врадиевцев, а кто – так, походил на общих основаниях. Впрочем, с учетом жгучего политического внимания к сложившейся ситуации, одним из элементов которой остаются требования об отставке главы МВД, пожалуй, избежать такого поворота было непросто. Но теперь многое зависит от того, куда он выведет.

Врадивский случай – соблазнительный инфоповод даже для тех партий, которые не оказывают заметной поддержки протестующим. Неудивительно, что для оппозиционеров этот соблазн оказался практически неодолим. К тому же сам повод предоставляет широкий простор для лозунгов: от близких врадиевцам надежд на справедливость и наведение порядка в зонах злоупотребления до куда более "размашистых" воззваний "Всех отставить и всех реформировать!".

С другой стороны, наметившийся в "антимилицейском" протесте раскол не только бросает тень на политическую сторону дела, но и служит неплохим подарком второй стороне. Судя по всему, в МВД не без удовольствия берут на вооружение подход "Есть правильные протестующие и неправильные провокаторы". Во всяком случае, в скандале вокруг штурма Святошинского РОВД он уже был использован. "Действительно, во Врадиевке произошли события, которые все знают, а в Святошино – это группа активистов фактически спровоцировала штурм, и мы сказали, что людей, которых вывели пошатать и повалить этот забор, мы привлекать не будем, но провокаторов тех мы, конечно, привлечем к ответственности", – пообещал Виталий Захарченко. "Киевско-врадиевская" ситуация с ее политическим оттенком, казалось бы, позволяет сделать тоже самое: в интернете распространился видеоролик, в котором "опытные" активисты рассуждают о возможностях платного предотвращения акций протеста, а офис УДАРа уже пикетировали "профессиональные акционисты", что возмутило однопартийцев Виталия Кличко.

Делегимизация протестов в целом на "политическом" основании – подход простой, но по-своему эффективный. Примечательно тут и то, что МВД, с одной стороны, всячески поддерживает право врадиевцев на выражение мнения – в том числе, не только тех троих, с кем беседовал министр, но и всех, кто собрался на Майдане. С другой стороны, разделение протестующих на группы по интересам продолжается. "В результате вчерашних событий к админответственности привлечено 11 человек, еще один к уголовной. Кстати среди задержанных есть несколько человек с криминальным прошлым, которые отбывали наказание за уголовные преступления", – уверяет Валерий Коряк. Кроме того, нардепом от УДАРа Сергей Каплиным правосудие готово интересоваться и в "майдан-контексте", поскольку его имя было в заявке на проведение бессрочной акции… А если учесть, что представители правящего лагеря протесты именно на Майдане Независимости приветствуют редко и стараются предотвращать, разделение на беспроблемных "просто митингующих" и злостных нарушителей общественного порядка, скорее всего, продолжится.

В целом, после того, как первая волна возмущения немного утихла, руководство правоохранительных органов, по всей видимости, берет курс "Спасибо, разберемся сами". Увольнения проблемных сотрудников и обещания переаттестовать всех и вся органично сочетаются с попытками определить, у кого "проблемы", а у кого – требования. "Граждане ко мне пришли со своими проблемами, с наболевшими вопросами, и их вообще не интересуют политические вопросы. А народные депутаты, которые привели с собой партийцев, они, конечно, пришли с такими требованиями. На врадиевских событиях кое-кто хочет заработать себе политические бонусы", – так подытожил вчерашнюю встречу с делегатами Виталий Захарченко. В то же время "силовики" определенно осознают ущерб, нанесенный их репутации. "Системе придется и потом, и кровью смывать Врадиевку. И все будет зависеть от того (имидж милиции и возвращение доверия украинцев, – "Подробности"), насколько системными и эффективными будут эти реформы", – высказался глава Профсоюза работников милиции Украины Анатолий Онищук. Но, похоже, протестующим право определять, что именно можно считать "потом и кровью", МВД отдавать не спешит. Или, по крайней мере, далеко не всем протестующим… Несмотря на широкий общественный резонанс, вероятность того, что эта общественность будет серьезно влиять на возможные изменения, не так уж и велика. Менять общую линию, вероятнее всего, если это произойдет в ближайшее время, будут привычным "сверху вниз"."То, что мы сейчас наработали, те изменения и реформы, которые мы предлагаем провести, они носят очень системный характер, и, на наш взгляд, если мы это проведем, то это пойдет на пользу государству, прежде всего гражданам", – рассказывал еще в начале июля главный милиционер. А гражданам лучше согласиться заранее и митинговать поменьше?

Ксения Сокульская

Новини

18 Квітня 2024

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

Україна у лютому експортувала 148 тис тонн плоского прокату

Українська енергосистема залучає аварійну допомогу трьох країн 

Держборг України у 2024 році може зрости до 94% – МВФ

Україна має затвердити стандарти з переробки будівельних відходів

ВСІ НОВИНИ ⇢