Завалить ЕС товарами не удалось

Точка зору

Планы стремительного покорения европейских рынков до сих пор не реализовали примерно 90% украинских компаний.

По данным таможни, за четыре месяца текущего года сумма экспорта украинских товаров в целом оказалась на 34,7% меньше, чем год назад.

В денежном эквиваленте за январь­апрель 2015 года экспорт потерял $6,7 млрд., составив всего $12,5 млрд.

Поставки на европейский рынок тоже сократились на 35% до $2,2 млрд. в сравнении с аналогичным периодом 2014 года.

По словам экономиста Александра Охрименко, процесс экспансии достаточно сложен из­за бюрократизации рынка ЕС. По его наблюдениям, резкое сокращение началось с января этого года, когда экспорт в ЕС упал на 31% — до $1 млрд. (Для сравнения: за весь 2014 год поставки в страны ЕС составили $17 млрд., что лишь на 2,6% больше показателей 2013 года. И заменить рынком ЕС 53%­ное падение поставок в страны СНГ в ближайшее время вряд ли удастся.)

В прошлом году украинский экспорт в Европу состоял в основном из продукции аграрного сектора. Поставки же металлопродукции — еще одной традиционной украинской товарной позиции для ЕС — сократились.

Это связано как с высоким урожаем зерновых в Украине, так и с влиянием торговых преференций ЕС. Однако уже в мае украинские сельхозпроизводители исчерпали годовые квоты на экспорт большинства продуктов в Европу.

ПРОБЛЕМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

«Безграничный торговый потенциал ЕС — любимый миф нашего бизнеса», — считает управляющий партнер и совладелец Trade hub Евгений Саранцов. По его словам, адекватного анализа товарных рынков ЕС в Украине просто не существует — ни у представителей профильных госорганов, ни у ассоциаций и экспортных структур, ни даже у консалтинговых компаний.

«Чиновники сконцентрированы на крупных рынках, которые занимают около 60% в структуре экспорта: АПК, продукция металлургии и переработка сырья. Именно их и лоббируют на государственном уровне. Все иное мимо кассы», — говорит Саранцов.

По словам партнера компании по управлению экспортом Abbottpm Сергея Карандина, основная проблема компаний, уже работающих с внешними рынками, заключается в недоверии зарубежных партнеров к контрагентам из страны, где ведутся боевые действия. «Вторая неприятность — действия нашего правительства. Все, что связано с валютными операциями, — большая проблема для экспортеров», — уточняет он.

Да и у самих предпринимателей отношение к рискам работы в ЕС недостаточно серьезное. К примеру, бизнесмены никак не могут свыкнуться с инертностью местных покупателей, которых в действительности очень сложно заинтересовать контрактами с новыми поставщиками.

Еще одна проблема — зарегулированность рынков ЕС разнообразными стандартами и техрегламентами. «Адаптация к ним украинской продукции требует много времени и зачастую сопряжена с затратами на модернизацию производства. К сожалению, чиновники так и не сделали никаких реальных шагов для упрощения работы с ЕС», — отмечает Карандин.

Так, законопроекты в сфере безопасности пищевых продуктов застряли в кабинетах Минагропрода. Пока европейцы не требуют от украинских экспортеров обеспечить контроль безопасности на всех этапах производства продукции — «от поля к столу». Но это может случиться в любой момент.

УЗКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

«Подписание соглашения об ассоциации с ЕС в одностороннем порядке и отмена экспортных пошлин для отечественных товаров даст положительный эффект не раньше, чем через десять лет», — отмечает Александр Охрименко. Однако уже сейчас отдельные отечественные предприниматели успели хорошо зарекомендовать себя в производстве специфических товаров. Мало кто знает, что Украина поставляет в ЕС продукцию, которая в общей статистике не отражена (спрятана в разделе «другое»). К примеру, органическая продовольственная продукция, соки, мед, алюминиевые упаковки для продуктов, оборудование для измерения уровня радиации и прочее. В структуре официальных данных это, возможно, мизер, но именно эти узкие ниши дают возможность представителям отечественного малого и среднего бизнеса верить в дружбу с Европой.

К примеру, крупнейшие европейские импортеры (Германия, Польша, Испания) съели за прошлый год около 20 тысяч тонн украинского меда.

Соки премиум­класса поставляют в ЕС компании Galicia (часть TB­Fruit) и «Галс Лтд».

Некоторые западноукраинские компании нашли свою хлебную нишу — работают с европейскими торговыми центрами, делая для них выпечку под private label.

За счет дешевой рабочей силы Украина стала интересной для выполнения заказов для целого ряда стран ЕС. И большинство экспертов единодушны во мнении, что, несмотря на большие амбиции, отечественным предпринимателям важно сейчас максимально приземлить себя и не упустить свой шанс стать вторым Китаем для европейцев.

«В условиях девальвированной гривни дифференциация на внешние рынки — это уже не вопрос дополнительной прибыли, это вопрос выживания бизнеса», — резюмирует Саранцов.

Новини

23 Лютого 2024

Ціни на газ в ЄС впали до рівня 2021 року

93% продукції українських аграріїв експортується через порти Великої Одеси та Дунаю

Через блокаду кордону з Польщею уряд розробляє низку логістичних проєктів

Вартість автогазу у мережах АЗС за тиждень зросла майже на гривню

З 1 березня Кабмін проіндексує пенсії, вони зростуть аж на 300 грн

США запроваджують нові санкції проти Росії

Блокада кордону шкодить і Україні і Польщі – Висоцький

Україна виходить на довоєнний рівень експортних обсягів – Шмигаль

Світове виробництво чавуну у січні залишається на стабільному рівні

Україна на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Україна експортує електроенергію у п’ять країн ЄС

Німецький газовий гігант планує інвестувати 500 млн євро у водневу інфраструктуру

Євросоюз ухвалив 13-й пакет санкцій проти Росії

Українські виробники сталевих труб збільшили експорт продукції на 51,6%

JSW Steel може придбати частку в австралійського постачальника вугілля

ArcelorMittal налагодила випуск рейок у Польщі

ВСІ НОВИНИ ⇢