В Украине меняют закон об услугах ЖКХ: главные новшества

Точка зору

Действующий закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах" был принят в 2004 году. В 2009 – 2015 гг. в него 14 раз вносились изменения, но они не смогли превратить его в рыночно ориентированный, направленный на защиту прав потребителей и развитие конкуренции в сфере ЖКХ (если такая цель вообще ставилась). Кроме того, даже в последней редакции этот закон плохо учитывал появление в отрасли такого важного участника, как ОСМД.

Кабмин в декабре 2014 г. зарегистрировал законопроект №1581, которым предлагался новый вариант закона о ЖКУ. По мнению депутатов, законопроект нуждался в существенной доработке, поскольку имел много недостатков: неточные формулировки терминов; неопределенность особенностей предоставления ЖКУ в одноквартирных домах, общежитиях, в жилом фонде социального назначения; отсутствие полного перечня требований к кандидатам в управляющие и т.п.

Но главное – в документе не было предложений, как решить проблемные отраслевые вопросы, таких как:

  • углубление демонополизации ЖКХ и создание конкурентной среды на рынке услуг, совершенствование системы управления предприятиями отрасли, повышение эффективности деятельности предприятий;
  • техническое переоснащение отрасли, сокращение удельных затрат энергетических и материальных ресурсов, создание действенного механизма стимулирования использования альтернативных источников энергии и видов топлива;
  • возможности накопления средств и их использования для проведения капитальных ремонтов, реконструкции и модернизации многоквартирных жилых домов.

Поэтому в ноябре 2015 г. законопроект отправили на доработку в профильный комитет ВР, и 10.12.2015 г. был зарегистрирован обновленный вариант – №1581-д. Его инициаторами (авторами) названа группа народных депутатов, неформально возглавляемая Аленой Бабак, заместителем председателя комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ.

В пояснительной записке отмечено, что в доработанном проекте учтены замечания и предложения Главного научно-экспертного управления аппарата ВР. Он согласован с заинтересованными сторонами: Министерством регионального развития, строительства и ЖКХ; Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг; профильными ассоциациями и общественными институтами.

2 февраля текущего года законопроект № 1581-д был принят за основу (242 голоса "за"). 21 сентября профильный комитет ВР утвердил текст документа ко второму чтению и рекомендовал ВР принять его. Всего поступило 413 поправок от 25 народных депутатов, 261 из них учтены (редакционно, частично и по существу), а 152 отклонены как противоречащие концепции и задачам проекта. 

В сессионном зале законопроект во втором чтении на сегодняшний день не рассматривался.

Новации исходного законопроекта

Как показал анализ текста законопроекта, его авторы исходили из таких базовых принципов:

  • отрасль ЖКХ внутри себя допускает существование различных укладов, форм работы, которые должны быть юридически равноправными;
  • отрасль обречена иметь дело с монополистами, поэтому их деятельность должна быть регламентирована;
  • предоставляемые отраслью ресурсы дорогие сами по себе, высока и стоимость их утилизации. Платить за все должен потребитель, но при этом должны быть государственный контроль процедур ценообразования (тарифов) и наличие системы субсидий. Также необходимы строгий учет объема предоставляемых услуг и контроль их качества;
  • все ЖКУ должны предоставляться только на основе договоров потребителей с поставщиками. Типовые договора (положения которых нельзя ухудшать для потребителей) утверждаются Кабмином.

Реализация этих принципов в тексте одного закона – задача очень сложная, да все прописать и невозможно. Но закон, как минимум, задает рамки, в пределах которых детализация может осуществляться другими законами и подзаконными актами.

Что изменилось при подготовке ко второму чтению

Уточнены некоторые термины и полномочия госорганов в сфере ЖКХ. Зафиксировано, что участниками правоотношений в сфере предоставления ЖКУ являются потребители (индивидуальные и коллективные), управляющий и исполнители.

Разграничены понятия жилищной и коммунальной услуги. Первая – это услуга по управлению многоквартирным домом. Она включает уборку внутридомовых помещений и придомовой территории, выполнение санитарно-технических работ, содержание лифтов, покупку электроэнергии для обеспечения функционирования общего имущества, текущий ремонт общего имущества и т.д. Коммунальные услуги – это поставка природного газа, электрической энергии, тепловой энергии, горячей и холодной воды, водоотведение, обращение с бытовыми отходами.

Права потребителя дополнены двумя положениями:

  • без дополнительной оплаты получать от исполнителя ЖКУ информацию о ценах и тарифах, общей стоимости месячного платежа, структуре цены, нормах потребления и порядке предоставления соответствующей услуги, а также о ее потребительских свойствах;
  • расторгнуть договор о предоставлении коммунальной услуги (кроме поставок тепловой энергии), предупредив об этом исполнителя не менее чем за два месяца до даты расторжения договора.

Обязанности индивидуального потребителя дополнены:

  • информировать управляющего, исполнителей коммунальных услуг об изменении собственника жилья и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в жилье;
  • предоставлять исполнителю услуг показатели индивидуальных приборов учета в порядке и сроки, определенные договором.

Появился новый пункт о правах и обязанностях коллективного потребителя. 

Изменена редакция пункта "Цены (тарифы) на ЖКУ устанавливаются по договоренности сторон, кроме случаев, когда в соответствии с законом они являются регулируемыми".

Определено, что в ряде случаев (они указаны в законе) дополнительно к плате за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией, горячей и холодной водой, водоотведению, обращению с бытовыми отходами потребитель вносит плату за клиентское обслуживание для возмещения исполнителю ряда его расходов.

В новой редакции изложены статьи, посвященные договорам на предоставление ЖКУ, порядку их составления, внесению изменений и прекращению. Указано, что в случае перерыва в предоставлении услуг на ликвидацию последствий аварии исполнитель обязан сообщить потребителю о таком перерыве не позднее трех часов с его начала.

Определено, что коммерческий учет коммунальных услуг (кроме обращения с бытовыми отходами) осуществляется домовым узлом. Учет услуг по поставке газа и по снабжению электроэнергией – индивидуальными узлами. Распределение показаний домовых узлов по потребителям осуществляется на основе показаний индивидуальных счетчиков.

Максимальный размер пени за просрочку оплаты коммунальных услуг уменьшен в 10 раз

Все обслуживание индивидуальных счетчиков осуществляется за счет их владельцев. Но если индивидуальными потребителями заключены договора с исполнителями услуг, то все затраты по обслуживанию счетчиков ложатся на исполнителя (он их включает в плату за клиентское обслуживание).

Максимальный размер пени за просрочку оплаты коммунальных услуг уменьшен в 10 раз, до 0,01% суммы долга за день.

Появился новый пункт, определяющий порядок отключения должников (за просрочку более 30 дней) от предоставления услуг (кроме электроэнергии и газа – там свои нормы). Предоставление услуги возобновляется в течение одного дня после полной оплаты или заключения соглашения о реструктуризации задолженности.

Вдвое сокращено время прибытия исполнителя услуги на вызов потребителя – не более суток.

Если исполнитель услуги или управляющий в течение пяти рабочих дней не реагирует на требования потребителя, изложенные в акте-претензии, то претензии считаются признанными.
Четко прописана процедура несанкционированного доступа представителя исполнителя в помещения для проведения ремонтных и восстановительных работ.

Вступление закона в силу

Определено, что существующие договоры о предоставлении коммунальных услуг действуют только в течение года со дня вступления в силу нового закона. То есть коммунальщикам и потребителям предстоит пережить тяжелейшую кампанию по подписанию новых договоров.

Новый закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования, но начнет действовать через три месяца со дня опубликования. Соответственно ныне действующий закон о ЖКУ станет бывшим. При этом ряд норм будут отсрочены. Так только с 1.01.2018 г. можно будет требовать с управляющего и исполнителей коммунальных услуг штрафы за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ; с этой же даты потребители начнут платить пеню.

На 1.01.2019 г. отнесено начало предъявление к управляющим квалификационных требований профессии "менеджер (управляющий) жилого дома". С этой же даты планируется, что предусмотренные законодательством льготы и субсидии на оплату ЖКУ, начнут выплачиваться потребителю в денежной форме. Но вопрос подобной монетизации субсидий очень сложный, поэтому до этой даты он просто может быть не урегулирован правительством.

Сергей Гусев

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢