Укрзализныця вновь пытается поднять стоимость своих услуг

Новини

Принятие нового постановления об отмене тарифного регулирования вагонной составляющей, проект которого был недавно обнародован, направлено, в первую очередь, на повышение доходов "Укрзализныци" за чужой счет. Такое мнение высказал главный редактор портала "Центр транспортных стратегий" Владислав Решетняк.

Он отметил, что проект приказа "Об утверждении Изменений к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги" предусматривает рыночные ставки за использование собственного вагона ПАО "Укрзализныця", предоставленного для перевозки груза в пределах Украины.

"Иными словами, если и раньше плата за вагон устанавливалась сборником тарифов, то сейчас чиновники "УЗ" смогут сами устанавливать размер платы за вагоны ПАО "УЗ". Настораживает тот факт, что в проекте приказа никак не определяются референтные источники для оценки правомерности уровня тарифной ставки – есть ссылка только на статьи 4 и 11 Закона Украины "О ценах и ценообразовании", в которых говорится: "Свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен". То есть тарифная ставка может быть как значительно выше рыночной, так и значительно ниже, в зависимости от согласованных условий, что закладывает большие риски возникновения недобросовестной конкуренции, и как следствие предвзятости при распределении вагонов, а также коррупции", – считает В.Решетняк.

Эксперт выразил уверенность, что для начала нужно запустить в работу автоматизированную систему распределения порожних грузовых вагонов, которая должна снизить влияние человеческого фактора, а также поможет устранить коррупционную составляющую, о которой говорят игроки рынка. "В частности, в своем обращении к вице-премьеру Степану Кубиву, министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, председателю ПАО "УЗ" Войцеху Балчуну и руководству Антимонопольного комитета грузоотправители отмечают, что обеспечение одних частных грузовладельцев парком полувагонов "УЗ" не достигает 10%, в то время другие обеспечены данным ресурсом более чем на 90%. В таких условиях предоставление полномочий ПАО "Укрзализныця" относительно свободного ценообразования, очевидно, только углубит проблему коррупции при распределении парка", – напомнил он.

В.Решентяк также обратил внимание на то, что у "Укрзализныци" нет организационно и финансового выделенного оператора подвижного состава, а значит, финансирование программ по расширению/содержанию вагонного парка происходит за счет инфраструктурной составляющей тарифа. В последствии это приведет к дискриминации как грузовладельцев, так и других операторов, которые не имеют такого инструмента финансирования своих затрат.

Кроме того, эксперт напомнил, что за период с 2010 г. по 2016 г. грузовые тарифы выросли в 3,3 раза, а поступления от их повышения в последние годы попросту "проедались", при хроническом недофинансировании капитальных инвестиций. В частности, из полученных в 2015 г. от повышения тарифов 7,3 млрд грн. только 1,6 млрд грн. было направлено на обновление и ремонт инфраструктуры, остальные 5,7 млрд грн. – на текущие расходы (увеличение зарплат, электроэнергия, обслуживание долгов). А в 2016 году доля освоенных капитальных инвестиций в снизилась на 19% относительно 2015 г. и составила 54% от запланированных.

"Резюмируя, можно сказать, что бизнес не против повышения тарифов, однако хочет понимать, куда деваются деньги? Кстати, Войцех Балчун как-то говорил о том, что средства от повышения тарифов будут идти на целевой счет, и тратиться все будет исключительно на инфраструктуру и подвижной состав", – подытожил В.Решетняк.

МинПром

Новини

15 Квітня 2024

ЄС має надати Україні обладнання для децентралізації генерації електроенергії

Україна збільшила експорт ЗРС у 2,5 раза

Voestalpine зробив першу у світі катанку із зеленої сталі

Герус обіцяє, що тариф на е/е піднімуть не до ринкового рівня

З початку війни в Україні релокувалися майже 19 тис компаній

Усі шість блоків ЗАЕС переведені в холодний зупин

Українські підприємства наростили експорт брухту чорних металів на 52,2%

Українські підприємці отримали понад 27 млрд грн доступних кредитів

Україна у березні експортувала 92 тис тонн чавуну

Імпорт залізної руди в Китай зріс на 5,5%

Thyssenkrupp Steel планує скоротити виробництво на заводі в Дуйсбурзі

Укргідроенерго отримало кошти на захист ГЕС

Україна скоротила експорт феросплавів

Україна наростила імпорт міді на 47%

Металурги у березні скоротили експорт чавуну на 27,6%

В Україні створять перше виробництво водню та аміаку з ВДЕ

ВСІ НОВИНИ ⇢