Высвобожденная энергия

Публікації

Либерализация экспорта электроэнергии из Украины не дается просто. Утвержденные парламентом поправки к закону "Об экспорте электроэнергии", накануне ветировал президент Виктор Ющенко. Вслед за министерством топлива и энергетики глава государства выдвинул к документу ряд претензий. Их суть сводится к необходимости отложить введение аукционов на доступ к сечению (экспортному каналу) до тех пор, пока не будет реформирован внутренний оптовый рынок электроэнергии. Учитывая же, что главным проводником реформы энергорынка выступает минтопэнерго, чье руководство откровенно лоббирует интересы группы Korlea Invest чешского предпринимателя Василия Бечваржа, изменение схемы организации поставок электроэнергии можно ждать очень долго. Глава государства пытается максимально отсрочить ликвидацию монополии продавца ("Укинтерэнерго") и покупателя (Korlea) на экспорт электроэнергии. Судя по всему Бечварж, чей бизнес оказался под угрозой, пошел на отчаянный шаг, использовав административный ресурс главы секретариата Виктора Балоги.

Но это не помогло. Закон был утвержден 416 голосами. За почти месяц, прошедший с момента голосования в парламенте, из числа тех, кто был «за» выбыло всего восемь человек: 14 марта преодолел вето президента силами 408 депутатов. По сути, против были только депутаты из фракции «Единый центр».

Если пугать нечем, пугайте Россией

Реакция Виктора Ющенко на закон выглядит как минимум странно. В частности, он потребовал, чтобы изменения к закону заодно урегулировали вопросы импорта и транзита электроэнергии по территории Украины. По мнению главы государства, существует реальная угроза перераспределения прибылей от экспорта электроэнергии в пользу поставщиков более дешевой российской электроэнергии. Президент опасается, что закон "Об электроэнергетике" в его нынешнем виде благоприятствует реэкспорту электроэнергии из Украины. Чтобы этого избежать Виктор Ющенко предлагает дополнить закон пунктом, согласно которому вся импортированная электроэнергия должна продаваться на внутреннем рынке Украины.

"Эти дополнения не столько вредны, сколько бесполезны, – считает генеральный директор компании IMEPOWER Consulting Юрий Кубрушко. Дело в том, что экспортные каналы контролирует госкомпания "Укрэнерго", без ее ведома и разрешения никакой реэкспорт российской электроэнергии невозможен". Наоборот, попытки президента урегулировать вопросы импорта и транзита, другими словами – на законодательном уровне прописать правила доступа к украинским сетям со стороны импортеров – чреваты энергетической экспансией России на наш рынок. Как только будут прописаны правила импорта и транзита, российские компании получат четкое руководство к действию: какие формальные процедуры необходимо пройти, чтобы получить возможность поставлять электроэнергию в Украину. До тех пор, пока вопросы импорта полностью находятся в компетенции государственных компаний (в частности ГП "Энергорынок" и "Укрэнерго").

Чего действительно стоит опасаться президенту, так это прямых потерь государственных компаний и бюджета вследствие оседания прибылей от экспорта на счетах компаний-нерезидентов. Так, в марте украинская электроэнергия экспортировалась исключительно через структуры Василия Бечваржа. В минувшем месяце покупателями украинской электроэнергии, экспортируемой "Укринтерэнерго" в страны Восточной Европы, являлись компании Ukrenergy Trade (250 МВт экспортной мощности), Energy Capital (105 МВт) и Korlea Invest (95 МВт). Последние две полностью контролируются Бечваржем, а доля "Укринтерэнерго" в СП Ukrenergy Trade не превышает 24% акций. Абсурдность ситуации стала очевидна еще в прошлом году. Не сумев накопить необходимые для отопительного сезона объемы угля на теплоэлектростанциях, Украина решает временно начать импорт электроэнергии из России. Несмотря на то, что нет ничего проще, чем контракт по импорту между ГП "Энергорынок" и "Интер РАО ЕЭС", компанию Korlea Invest умудряются впихнуть даже сюда.

В результате Украина закупала российскую электроэнергию гораздо дольше, чем это было объективно необходимо. Закупки начались 15 сентября, прекратились 1 декабря. Это притом, что уже в октябре наша страна почувствовала дыхание экономического кризиса, начался резкий спад в промышленности, вследствие чего начали быстро высвобождаться мощности тепловой и атомной генерации. По подсчетам специалистов, Украина полтора-два месяца закупала российскую электроэнергию без необходимости, имея все возможности заместить эти объемы собственным ресурсом.

Капойи – уже не конкурент

Еще в начале марта этого года правительство распорядилось возобновить аукционы по продаже электроэнергии. Предполагалось, что первые аукционы пройдут еще в прошлом месяце, но этого не случилось. Непосредственный исполнитель правительственного решения – "Укринтерэнерго" пытается максимально оттянуть его реализацию. Делать это можно тоже бесконечно долго. Например, начав разрабатывать новый, более совершенный порядок проведения аукционов. Для этого можно нанять юридическую фирму, естественно, отобрав ее на конкурсе, как велит закон о госзакупках. Затем долго отклонять и править различные варианты и т.п. Очевидно, что принятые Кабмином решения игнорируются и на уровне профильного министерства. Очевидно и то, что Юлия Тимошенко слишком уж вяло реагирует на бездействие своих подчиненных. И дело здесь, вероятно, не столько во влиянии ближайшего советника премьера – Виталия Гайдука, чей человек в Минтопэнерго – заместитель министра Олег Бугаев является одним из главных лоббистов монополии "Укринтерэнерго". Главная ставка сделана на внедрение системы аукционов на доступ к сечению, что и предписывает ветированный президентом закон.

Подготовка к аукционной системе доступа к сечению ведется и вне Украины. Об этом, в частности, говорят последние события в Венгрии. Так, в конце марта венгерская компания Elektra Energia выиграла тендер венгерского государственного оператора MAVIR, получив доступ к 175 МВт сечения Украина-Венгрия. Elektra Energia входит в немецкую энергетическую группу S4E Group GmbH, которая, в свою очередь, связана с российской "Интер РАО ЕЭС". В частности, эти компании совместно экспортируют электроэнергию в Финляндию. В том же тендере на сечение участвовала и компания Ukrenergy Trade, которая также получила 175 МВт мощности. Стоит отметить, что ранее MAVIR отказывалась предоставлять доступ к сечению любым другим операторам, кроме компании System Consulting венгерского бизнесмена и политика (лидера местной социал-демократической партии) Ласло Капойи. Последний долгое время пользовался покровительством бывшего премьер-министра Венгрии Ференца Дюрчаня, но после того, как тот 21 марта подал в отставку, тут же ее потерял.

По неофициальной информации Elektra Energia сейчас ведет переговоры с НАК «ЭКУ» в отношении возможности поставок электроэнергии в Венгрию. Более того, госкомпания накануне получила у НКРЭ лицензию на поставку 7 млрд КВт/ч электроэнергии на экспорт, что почти соответствует всему годовому экспортному объему в западном направлении.

Устали от монополии

Сейчас в парламенте сложилась уникальная ситуация: практически все политические силы, кроме лояльной президенту части "Нашей Украины – Народной самообороны", поддерживают аукционы. Свои интересы преследует руководитель НУНС Николай Мартыненко, имеющий влияние на руководство "Энергоатома" – госкомпании, которая не против получить доступ к экспортным доходам. Среди других заинтересованных сторон – руководитель НАК "Энергетическая компания Украины" Владимир Зиневич, балансирующий между интересами группы "Приват", бизнесмена Константина Жеваго и неформальной группы влияния во главе с министром топлива и энергетики Юрия Продана. В либерализации экспорта прямо заинтересована и "ДТЭК" Рината Ахметова, что, в свою очередь, обуславливает позицию в отношении закона Партии регионов.

Видимо, игроки этого рынка настолько устали от монополии "Укринтерэнерго" и Korlea Invest, что решили попросту снести всю систему организации поставок электроэнергии на экспорт. Именно ликвидировать, а не заменить одну монополию другой или же получить контроль над существующей. Внедрение аукционов на сечение – логичный шаг, учитывая, что узким местом сейчас является не столько доступный для экспорта ресурс электроэнергии (часть украинских генерирующих мощностей простаивает), а именно пропускная способность экспортных магистралей. Либерализация экспорта важна даже не столько с точки зрения обеспечения большей прозрачности этого бизнеса, сколько направлена на расширение экспортного потенциала Украины в энергетике. "Энергоатом", ДТЭК, НАК "ЭКУ" – все эти компании обладают потенциалом производить больше электроэнергии. Но им нужен стимул в виде возможности поставлять часть ресурса на экспорт. Для этого нужно, чтобы пропускная способность была не 600 мегаватт, как сейчас, а на тысячу или две больше", – считает Юрий Кубрушко. Покупателей этой энергии достаточно: немало крупных европейских энергетических компаний потенциально заинтересованы в покупке украинской электроэнергии. Однако ни одна из них не войдет на рынок Украины и не начнет привлекать финансирование для реализации инфраструктурных проектов в энергетике (вставки постоянного тока на "Бурштынском энергоострове", форсированное присоединение в UCTE и т.п.) до тех пор, пока не увидит, что "внутривидовая борьба" в сфере экспорта энергии в Украине закончилась.

Сегодня бизнес по экспорту электроэнергии – это бизнес инсайдеров. По большому счету, главное конкурентное преимущество таких компании, как Korlea Invest, System Consulting, Emfez или Ukrenergy Trade – это связь с конкретными политическими фигурами в Украине или соседних государствах, от которых напрямую зависит успех их бизнеса.

Временная мера

Закон, который способствует либерализации экспорта электроэнергии, был объективно необходим. При этом нужно понимать, что его принятие – это временная мера. И в этом смысле прав Виктор Ющенко, который говорит о том, что переход к новой модели энергорынка (двусторонние контракты, балансирующий рынок) все изменит. Новая модель будет нуждаться в радикальном обновлении законодательной базы, в частности – в переписывании закона "Об электроэнергетике", а не в небольших правках, как сейчас. Но не стоит подменять понятия и играть со смыслами. Создание конкурентного поля в сфере экспорта электроэнергии никак не мешает переходу к новой модели оптового энергорынка и, наоборот – дает ей больше стимулов. Кроме того, закон сыграет на ускорение перехода Украины на синхронную работу с европейской энергосистемой.

Новини

22 Грудня 2023

Україна та Молдова підписали домовленості про спільний контроль на пунктах пропуску на кордоні

Країни G7 погодили відтермінування виплати Україною держборгу до 2027 року 

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

У чергах на кордоні з Польщею стоять 4 тисячі вантажівок

УЗ в 2023 році експортувала 63 млн тонн вантажів

ВСІ НОВИНИ ⇢