Французские игры с украинским ураном

Публікації

Французский атомный концерн Areva заинтересовался разработкой Сафоновского месторождения урановых руд в Николаевской области. Впрочем, ожидать быстрого старта в этом проекте не приходится главным образом из-за политической нестабильности в Украине. Поэтому апрельские переговоры делегации Areva с руководством госконцерна "Ядерное топливо" по данному вопросу можно рассматривать как пробный удар по шару, если воспользоваться бильярдной аналогией.

Балансовые запасы Сафоновского месторождения оцениваются в 17 млн тонн. С одной стороны, это немного. Например, по Новоконстантиновскому месторождению в Кировоградской области запасы составляют 93,6 млн тонн. С другой стороны, это больше ресурсной базы тех месторождений, на которых сейчас работает Восточный ГОК, входящий в "Ядерное топливо". Так, на Мичуринском месторождении у него осталось порядка 10,3 млн тонн руды, на Ватутинском – 5,9 млн тонн (восточная площадь), на Центральном – 9,9 млн тонн (западная площадь).

Цинизм ситуации заключается в том, что располагая колоссальным потенциалом – 6 место в мире по запасам урановых руд, украинская уранодобывающая промышленность много лет не может выйти на соответствующие высоты. По объемам производства концентрата доля ВостГОКа составляет порядка 3% от мирового. До первой волны кризиса в 2008 Ингульская и Смолинская шахты ВостГОКа обеспечивали годовой выпуск немногим более 800 тонн концентрата урановой руды. При этом емкость внутреннего рынка в три раза превышает этот показатель. Остальное закрывали импортом, то есть тратили валюту и ухудшали платежный баланс страны. А еще стимулировали развитие зарубежных экономик.

Между тем отрасль вполне могла бы стать экспортно ориентированной. Развитие атомной энергетики ведется во многих странах. По консервативным оценкам МАГАТЭ, к 2030 году число ядерных энергоблоков в мире возрастет как минимум до 600 против 436 в начале нынешнего десятилетия. Это означает устойчивое увеличение спроса на уран. В том числе благодаря деятельности финансовых спекулянтов – западных инвестиционных хедж-фондов. Вот потому Areva и не прочь обосноваться на Сафоновском месторождении всерьез и надолго.

Хотя вообще-то изначально ВостГОК собирался его осваивать собственными силами. Уже в 2010-2011 в районе с. Николаевка Казанковского района Николаевской области должна была приступить к работе новая шахта с годовой производительностью 100-150 тонн в пересчете на концентрат. И оценивался данный проект, в общем-то, в совсем смешные деньги, если сравнить с масштабом инвестиций в горнорудную промышленность крупных корпораций. Всего – 465 млн грн. Правда, тут есть нюанс. Деньги предполагалось взять не из собственных средств ВостГОКа, "Ядерного топлива" или НАЭК "Энергоатом". Их хотели выделить из госбюджета.

А это многое объясняет. Ведь в украинском госбюджете денег никогда нет по определению. С трудом хватает на самое необходимое, на социальные выплаты. Чего уж там говорить о каких-то проектах развития. Так было при любых премьер-министрах и президентах. Это такая национальная особенность. Зато потом при обыске у одного бывшего министра находят несколько часов стоимостью свыше 500 тыс. долл. каждая пара, а у экс-президента – золотой батон, которому при эвакуации хозяина не хватило место в десятке КАМАЗов, вывозивших честно украденное непосильным трудом. Поэтому позднее производственные планы ВостГОКа были скорректированы.

Теперь уже первые тонны руды на Сафоновском месторождении хотели получить в 2012, а в 2013 выйти на 50 тонн и далее в 2014 работать в соответствии с проектной мощностью 150 тонн в год. Но и эти ориентиры оказались не выполнены. Конечно, сказать, что отрасль находится в стагнации или рецессии, нельзя.

Производство уранового концентрата, ВостГОК, Украина

Годы Объемы, тонн
2009 830,3
2010 848,7
2011 892,1
2012 960,2
2013 922

Прирост связан с завершением долгоиграющего проекта – вводом в эксплуатацию Новоконстантиновской шахты на одноименном месторождении. Но все равно эти цифры серьезно отстают от записанных в госпрограмме "Уран Украины". В соответствии с ними, уже в 2013 годовое производство уранового концентрата должно было выйти на уровень 2,5 тыс. тонн и, таким образом, полностью обеспечить работу украинских АЭС за счет собственного сырья. Наверстать отставание не представляется возможным. По оценкам ВостГОКа, до 2020 на реализацию его инвестпрограммы требуется 12 млрд грн. Из них 30% суммы опять же планируется взять из госбюджета.

То есть уже сейчас можно смело говорить, что программа будет недофинансирована на 30% по причинам, о которых говорилось выше. Это – так называемая проблема золотого батона. Кроме того, 6,6 млрд грн. ВостГОК хочет взять в виде кредитов в государственных Ощадбанке и Укрэксимбанке. Но не факт, что получит. Потому как эти почтенные финучреждения уже не первый год выступают в роли спонсоров НАК "Нафтогаз Украины" и госбюджета, выкупая у правительства облигации внутреннего госзайма. Потянут ли они такую дополнительную немалую нагрузку, сложно сказать. Но даже если и да, то все равно остается открытым вопрос, где взять еще 5,4 млрд грн.

Собственные инвестиционные возможности ВостГОКа мизерны. Он может выделять порядка 100-150 млн грн. в год на развитие. И это при том, что предприятию немножко помогает финансово "Энергоатом", покупая урановый концентрат по ценам выше мировых. Например, средняя цена закупки в 2011 году составила по тогдашнему курсу 107 долл./кг. Тогда как спотовые цены были 93 долл./кг. То есть, по сути, имеет место скрытая дотация производителя. Но атомщиков упрекать за излишнюю склонность к благотворительности не стоит. Они бы и рады перейти на рыночные отношения, но Кабинет министров Украины своим постановлением обязал их покупать концентрат у ВостГОКа в обязательном порядке.

Как следует из выступлений генерального директора комбината Александра Сорокина, в первую очередь предприятие хочет все-таки завершить начатое освоение наиболее крупного Новоконстантиновского месторождения. Это логично. Но тогда с учетом изложенной ситуации с финансированием работ делаем вывод, что до Сафоновского месторождения руки у ВостГОКа однозначно не дойдут.

Поэтому появление там Areva – вполне оправданный вариант. Другое дело, что сами французы в любом случае не будут спешить. Прежде всего их пугает перманентная нестабильность в Украине: каждая смена правительства несет изменения внешнеполитического вектора. То это евроинтеграция, то сотрудничество с Таможенным союзом и Российской Федерацией. Денонсируются межгосударственные соглашения, новые власти на неофициальном уровне начинают говорить о национализации собственности зарубежных компаний. Сегодня – российских, а чьих завтра? Ведь главное, как говорится, начать.

Кроме того, ценовая ситуация на мировом рынке уранового концентрата сейчас тоже не самая благоприятная. В I квартале текущего года средняя цена по спотовым контрактам составила 76 долл./кг. Напомним, в 2011 это было 93 долл./кг, а в 2012 – 114 долл./тонн. Правда, средняя цена по долгосрочным договорам в 2011-2012 заметно превышала спотовую. По данным компании Ux Consulting, контрактная цена за этот период была 143 долл./тонн. Но, как отмечают аналитики компании, тренд направлен на выравнивание спотовых и контрактных цен. Тех докризисно-спекулятивных 300 долл./кг уже в любом случае не будет.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

У чергах на кордоні з Польщею стоять 4 тисячі вантажівок

УЗ в 2023 році експортувала 63 млн тонн вантажів

Канада погодилася купувати до 1 млн тонн вуглецевих квот на рік

Виробництво сталі в Чехії за 9 місяців скоротилось на 21%

ВСІ НОВИНИ ⇢