Отрасль по сходной цене

Публікації

На одной из последних международных конференций по рынку минеральных удобрений, проходивших в Санкт-Петербурге, царила добродушная атмосфера. Участники с российской стороны проявляли непраздный интерес к украинскому рынку. «Как скоро вы загнетесь?», – не стесняясь, спрашивали менеджеры российских компаний своих коллег из соседней республики. Бурных протестов в ответ не следовало, поскольку уверенности в светлом будущем отечественных производителей удобрений нет. Украинские химзаводы на сегодняшний день – самые подготовленные объекты для поглощения более крупными игроками рынка.

Главные претенденты на них – российские компании. Во-первых, приобретая активы в Украине, они покупают своих непосредственных конкурентов. Во-вторых, они, как ни одна другая иностранная компания, знакомы со спецификой украинского рынка. И, в-третьих, огромную роль играет фактор приватизации Одесского припортового завода, который контролирует последнюю задвижку на пути экспорта как российского, так и украинского аммиака. Удержать свои активы отечественным бизнесменам все сложнее: уже сейчас их продукция неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке, не говоря уже о внешнем, где набирает силу экономический протекционизм.

Тяготы химиков лягут на аграриев

Объемы производства минеральных удобрений в нашей стране сжались как шагреневая кожа. Основные рынки сбыта нашей продукции быстро закрываются. Самый платежеспособный рынок – европейский – практически заключен в броню. Снижение объемов экспорта заставило местных производителей полностью переключиться на внутренний рынок, который теперь почти на сто процентов обеспечен собственной продукцией. Активно вводятся в ЕС и неценовые ограничения на импорт наподобие правил REACH, донельзя усложняющих процедуру ввоза и торговли удобрениями на европейских рынках.

Отдельные партии отечественных удобрений поставляются в регионы с бурно развивающимся сельским хозяйством (например, в Индию), которые испытывают острый дефицит удобрений. Но эти очаги спроса могут скоро угаснуть. Украинская продукция стремительно теряет свою конкурентоспособность. Газ, доля которого в себестоимости азотных удобрений превышает 70% – самое больное место химиков. Так, цена газа во втором квартале этого года составляет около 271 долл., тогда как, например, в соседней Румынии – это 193 долл. Спотовые цены на газ в Европе сейчас еще ниже. Конечная цена топлива для украинских промпотребителей, в том числе химиков, уже выше рыночных цен на их продукцию. Так, химики платят за газ примерно 330 долл./тыс. куб. м. Тогда как стоимость тонны карбамида, отправляемого на экспорт, не превышает 260 долл., аммиака – и того меньше. Понятно, что продавать свою продукцию за рубеж при таких параметрах просто невозможно.

Интересно, что в это же время цены на внутреннем рынке намного выше – в конце апреля тот же карбамид стоил около 340 долл. Отсюда следует печальный вывод: единственный способ выжить для химиков – это поставки на внутренний рынок. Печальный, потому что правительство, скорее всего, вынуждено будет блокировать импорт, предоставив возможность производителям поставлять удобрения на внутренний рынок по завышенным ценам. Ведь уже сейчас импортная продукция (например, российская селитра) стоит почти в два раза ниже аналогичной украинской. «В ближайшее время не исключено введение спецпошлин на импорт химической продукции в Украину, – прогнозирует начальник департамента АПК и химической промышленности компании «Госвнешинформ» Дмитрий Гордейчук. Это крайне непопулярная мера, но альтернатива ей – гибель отрасли».
Так что в ближайшее время и, особенно во время осенней уборочной кампании, украинским аграриям придется решать не только собственные проблемы, но и невольно спасать украинские химзаводы от банкротства.

Сначала давалец, затем – собственник

Проблемы украинских заводов тесно связаны с финансовыми затруднениями газовой монополии НАК «Нафтогаз Украины». До поры непонятно, соответствует ли резкое снижение объемов закупок газа у российского «Газпрома» реальному падению спроса на топливо на внутреннем рынке. Закупает ли НАК столько, сколько нужно, или столько, сколько может оплатить? Второе вероятней. Так, за недавними отключениями заводов, принадлежащих предпринимателю Дмитрию Фирташу – крымского «Титана» и «Ровноазота» – скорее всего, стоят не только политические причины, но и экономический расчет. Кому как не Фирташу отключать газ ввиду его дефицита лояльным премьер-министру менеджерам «Нафтогаза»? Именно эти предприятия могут стать первыми кандидатами на продажу.

Отчасти выживать химзаводам помогает и то, что они не полностью рассчитываются за потребленное топливо. Предприятия накапливают долги перед НАКом, который ничего не может с этим поделать. При этом химическое лобби в Верховной Раде (своих представителей там имеет «Стирол», северодонецкций «Азот», «Днепроазот» и др.) пытается застраховать себя от возможных отключений путем проведения через парламент нормы о невозможности сокращения подачи газа ниже уровня экологической безопасности. Понятно, что копить долги до бесконечности химикам не дадут. Да и такой кредитор как «Нафтогаз» владельцам предприятий ни к чему, ведь продать бизнес украинской газовой монополии в случае чего нельзя. Зато покупателем может выступить другая монополия – «Газпром». По сути, правительство уже разработало механизм получения контроля над украинскими химпредприятиями структурами «Газпрома».

Химическая дочка концерна – компания «Сибур» может выступить поставщиком газа на украинские химзаводы по давальческой схеме. Закупка газа по принципу толлинга у нерезидентов уже одобрена Минтопэнерго. Такая схема позволит предприятиям выжить в условиях кризиса, но приведет к смене владельцев предприятий. Фактически речь идет о возврате к практике 1990-х – начала 2000-х годов, когда бывшие давальцы становились акционерами предприятий. Именно это произошло в свое время с северодонецким «Азотом»: компания IBE Trade, поставлявшая на предприятие «итеровский» газ, впоследствии установила над ним контроль.

Постепенная смена владельцев, а не прямая продажа имеет свою логику. В условиях финансового кризиса, а также единственного возможного покупателя в лице «Газпрома», химпредприятия попросту не имеют рыночной цены. Простая продажа не выгодна их нынешним собственникам. Скорее они заинтересованы в максимальной ее отсрочке: заводы все еще генерируют неплохой денежный поток, который представляет немалую ценность. Под этот денежный поток, как минимум, все еще можно пробовать взять кредиты. По сути, если заводы и будут переданы новому собственнику, то с долгами и без оборотных средств.

Как ускорить передел

Больше других шансы выйти из кризиса с минимальными потерями у предприятий, имеющих диверсифицированную продуктовую линейку. Заводы, ориентированные на большой тоннаж (аммиак, карбамид, аммиачную селитру) конъюнктурно прибыльны. Действует простой принцип: если цена товара, скажем в порту «Южный», существенно превышает его себестоимость, которая в свою очередь зависит от цены газа, такое предприятие работает. Если нет – простаивает. Другое дело, если в продуктовом наборе есть продукция с высокой добавленной стоимостью. Таковой может похвастаться «Стирол», который кроме крупнотоннажки выпускает упаковку, лекарства, строительные материалы и т.п. Определенные возможности по диверсификации есть также у северодонецкого и черкасского «Азотов».

Наименее же диверсифицированным предприятием является самое новое из них – Одесский припортовый завод. Кроме аммиака и карбамида предприятие фактически ничего больше не выпускает. Интересно, что выжидательная позиция потенциальных покупателей химических активов в Украине во многом связана с позицией правительства в отношении приватизации ОПЗ. Ведь продав предприятие, на котором замкнут амииакопровод Тольятти-Одесса, Украина даст сигнал собственникам других заводов «продавать». Непосредственно зависят от трубы «Стирол» и северодонецкий «Азот» и, если на ее конце окажется российская компания – будь то «Сибур», «Еврохим» или «Тольяттиазот» – ничего другого как продаваться им не останется.

Можно смело утверждать, что украинское правительство сегодня прямо заинтересовано в продаже химпредприятий «Газпрому». Неработающие заводы не приносят прибыли, а значит, не платят налогов и не заводят в страну валюту. Им нужен собственник, который не только обеспечит их газом по приемлемым ценам, но и вложит в их развитие деньги, прежде всего – в снижение удельных затрат газа и расширение спектра удобрений (наладить выпуск гранулированного карбамида, NPK и т.п.). У нынешних владельцев предприятий таких денег нет: заработанные в «золотые» 2006-2008 гг. средства они не то что не приумножили, но даже и не сохранили. Большая их часть, вероятно, сейчас зависла в многочисленных американских и других инвестфондах, и вытащить их оттуда в ближайшие два-три года едва ли удастся.

Так что уже в ближайшие месяцы правительству предстоит принять непростое решение. Либо удерживать отрасль от падения до конца за счет предоставления различных льгот и преференций, которые могут больно ударить по другим секторам экономики. Либо же отпустить поводья и, последовав ницшеанскому принципу «падающего – толкни», дать старт масштабному переделу собственности в отрасли.

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢