Госсектор выжмут насухо

Публікації

Правительство в последнее время максимально усилило контроль за финансовыми потоками в государственном секторе экономики. Наблюдатели связывают это с приближением президентских выборов.

Все началось с решения о переводе в «Укрэксимбанк» и «Ощадбанк» счетов госпредприятий. Что было представлено как необходимость укрепления позиций государственных банков в период финансового кризиса. Однако помимо этого премьер-министр, от которой исходила инициатива, надеялась получить контроль за движением денежных средств госпредприятий в режиме on-line. Ведь до сих пор механизм правительственного контроля за состоянием госфинансов выглядел архаично: ГлавКРУ, находящееся в распоряжении Кабмина, проводило проверки, имея дело с уже свершившимся фактом, который оно могло разве что задокументировать для правоохранительных органов. Но вернуть средства, ушедшие в нежелательном направлении, на данной стадии в большинстве случаев невозможно.

Впрочем, довольно быстро стало понятно, что новый подход, хотя и дает правительству контроль в виде возможности заблокировать при необходимости движение средств госпредприятия, однако не позволяет видеть картину во всех деталях и соответственно реагировать.

Поэтому логичным продолжением выглядел следующий шаг – в виде решения о переводе в Госказначейство счетов всех госпредприятий, оказывающих платные административные услуги. Следует отметить, что нововведения, по понятным причинам, были восприняты без особого энтузиазма. Из 1500 таких предприятий в мае лишь 89 выполнили данное распоряжение. Обещание премьера уволить замминистров, ответственных за данное направление, не оказало стимулирующего действия. После чего был найден следующий выход: все финансово-хозяйственные операции, связанные с передачей в аренду и отчуждением имущества, закупкой товаров и услуг, в том числе с привлечением аудиторских, юридических и страховых компаний, Кабмин обязал согласовывать с ГлавКРУ, возглавляемым вполне надежным для премьера Николаем Сивульским. Понимая, что нельзя объять необъятное, было решено остановиться на 41 наиболее крупном предприятии, относящихся к категории монополий.

«Теневое» перераспределение доходов госсектора экономики в Украине традиционно осуществляется через бюджет. Для этого со временем изобретались все более изящные схемы, создающие иллюзию законности принимаемых решений. Но первичной все равно остается задача наполнения бюджета – иначе в схемах по выводу средств просто не будет необходимости. Известно, что основным донором для бюджета является НАК «Нафтогаз Украины». Итоги его деятельности за I квартал выглядят впечатляюще: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года нефтегазовая монополия в 3 раза увеличила чистую прибыль, до 32,1 млрд грн. Валовая прибыль составила 3,2 млрд грн. по сравнению с убытком в 0,9 млрд грн. за I квартал 2008 года. И это при январских перебоях с поставками газа, когда его потребление промышленностью почти прекратилось? Любопытно, что при этом добыча газа «Нафтогазом» за 4 месяца возросла всего на 4% – до 6,71 млрд куб. м, а нефти с газоконденсатом и вовсе сократилась на 5,1%, до 1,245 млн тонн. Для сравнения: российский «Газпром» в I квартале сократил чистую прибыль в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 33,043 млрд руб. Одним словом, на фоне всеобщего негатива финансовые успехи отечественной нефтегазовой монополии выглядят не очень естественно.

Не менее подозрительно смотрятся достижения украинских морских торговых портов, находящихся в управлении Министерства транспорта и связи. Так, за I квартал консолидированная чистая прибыль МТП выросла в 4 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – до 522,39 млн грн., доходы – на 66%, до 2,26 млрд грн. При этом грузооборот крупнейшего в Украине Одесского МТП за январь-март уменьшился на 19%, до 7,352 млн тонн, Ильичевского МТП, также одного из основных портов – на 9,8%, до 4,304 млн тонн. И так по всем портам. Откуда в таком случае рост чистой прибыли? Сам глава транспортного ведомства признал, что это искусственные показатели и пояснил, что они достигнуты за счет занижения стоимости основных фондов в портах, ведущей к уменьшению амортизационных отчислений и увеличению чистой прибыли. Он также отметил, что такая практика ведет к «проеданию» имеющихся производственных активов и что администрации всех портов, кроме Одесского, проигнорировали рекомендации Минтранссвязи провести дооценку основных фондов.

Зато этим рекомендациям в 2008 году внял железнодорожный монополист. И при этом опять же сумел продемонстрировать позитив: чистую прибыль за январь-март в размере 8 млн грн. по сравнению с убытком 19,9 млн грн. за I квартал прошлого года. Результат впечатляющий, если учесть падение объемов грузоперевозок за указанный период на 30%, что привело к недополучению дохода на 3,5 млрд грн. – по подсчетам самой «Укрзализныци». Таким образом, на фоне глубокого экономического спада во всем мире украинские госмонополии демонстрируют невиданный рост доходов и, как следствие, увеличение поступлений в бюджет. Происходит это в том числе за счет сворачивания программ развития и уменьшения капитальных инвестиций. Иными словами, средства из госмонополий выжимают, словно воду из мокрой тряпки.

Особняком в данной ситуации стоит национальный монополист в сфере проводной связи – «Укртелеком». Несколько лет компания постепенно наращивала финансовые показатели, а в 2008 году вдруг задекларировала чистый убыток 1,526 млрд грн. по сравнению с чистой прибылью 267,19 млн грн. годом ранее. И в I квартале продолжала его увеличивать: с 97,55 до 181,59 млн грн. Следует отметить, что резкое ухудшение финансовых показателей является основанием для внеплановой проверки деятельности любой компании, причем не только государственной. Однако если «Нафтогаз» и «Укрзализныця» регулярно проверяются ГлавКРУ и другими контролирующими органами, то о результатах проверок «Укртелекома» общественность как минимум никто не информирует. Что опять же выглядит странно с учетом того пристального внимания, которое уделяется правительством для освещения деятельности «Нафтогаза Украины» и «Укрзализныци».

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢