Чистая выгода

Точка зору

Бороться с изменением климата сегодня уже не только полезно, но и выгодно. Это называется «заработать на экологии».

Но, несмотря на заверения нобелевских лауреатов, это не станет спасением для мировой экономики. Хотя и поможет материально многим компаниям

Украинская степь, побережье Азовского моря, 2014 год… Вместо выжженных солнцем пустых полей здесь, как в Голландии, стройными рядами уходят за горизонт «колышки» высоких «ветряных мельниц».

Именно так будут выглядеть украинские степи в районе Азова уже через пару лет. По крайней мере, если ДТЭК, одна из компаний Рината Ахметова, заявившая на днях о развитии ветряной энергетики как о своем новом приоритете, воплотит свои планы в жизнь. По словам генерального директора ДТЭК Максима Тимченко, уже в недалеком будущем это направление составит в портфеле мощностей компании не меньше 20%. И, потратив на него только в 2009 году 20 млн. грн., уже через пару лет ДТЭК запустит на украинских просторах ветряки со своим логотипом.

Итак, и до Украины докатилась, наконец, глобальная мода на возобновляемые источники энергии и щадящие экологию производства, тогда как на мировых рынках идея «зеленого» бизнеса уже становится настоящей эпидемией. О проблемах изменения климата пишут нобелевские лауреаты. СМИ посвящают этим проблемам отдельные рубрики. Забота о природе становится одним из признаков «цивилизованного ведения бизнеса» по всему миру.

Венцом этих обсуждений должно стать принятие нового соглашения о снижении выбросов парниковых газов в атмосферу. Которое, если повезет, уже в декабре станет более удачным преемником Киотского протокола, определит будущее экологической ситуации на земле и поможет «охладить» планету. Судьба этого документа обсуждалась в конце мая на специальной конференции ООН в Бонне. По мнению его сторонников, соглашение поможет миру сразу в двух вопросах: снизит угрозы для мировой экологии и станет толчком к росту мировой экономики. Насколько это реально и стоит ли ждать «реинкарнации» Киотского протокола?

Тектонический сдвиг

«Наша самая большая проблема – это мужчины после 45, – говорит о проблеме климатических изменений лауреат Нобелевской премии Альберт Гор. – Больше всего бороться с изменением климата хотят женщины до 30, имеющие детей».

Бывший кандидат в президенты США Гор умеет найти яркий образ и заставить собеседников обратить внимание на свою идею. И он таки прав: среди молодого поколения – тех, кого Гор назвал «женщинами с детьми», идеи защиты экологии Земли от ее населения становятся все более популярными. И небезосновательно. За несколько последних лет настроения экологов превратились из пессимистических в апокалиптические.

Впрочем, нынешний год может стать победой для «зеленых» всего мира. Проблемы экологии обсуждают не только в ООН. О них задумались, наконец, даже те, кто раньше к вопросам проблем мирового климата был равнодушен – США и Китай. Пекин в свое время отказался взять на себя в рамках Киотского протокола обязательства по снижению выбросов вредных газов в атмосферу. США «ответили взаимностью» и не захотели ратифицировать подписанный американской делегацией протокол, боясь, что тем самым снизят конкурентоспособность собственных производителей по сравнению с китайскими. Но с приходом нового президента США в ситуации наметились едва ли не тектонические сдвиги.

Еще в статусе сенатора Барак Обама пообещал пересмотреть позицию США по присоединению к Киотскому протоколу. В результате после длительных и упорных «боев» законодателей и бизнеса, потратившего многие миллионы на то, чтобы закон не прошел, 22 мая профильный комитет Конгресса США принял-таки исторический документ. «Акт об экологически чистой энергии и безопасности США» (American Clean Energy and Security Act), или «Акт Воксмана», как уже прозвали этот документ именем главы профильного комитета, должен установить уровень снижения выбросов парниковых газов американскими компаниями. Так, чтобы уже к 2020 году США снизили выбросы на 17% от уровня 2005 года, а к 2050-му снижение составило 83%. И добиться этого посредством введения квот для производителей.

При этом США не только сами рьяно выступают за ограничение выбросов в атмосферу, но и стремятся, чтобы новое соглашение по квотам было принято всеми странами мира. Прежде всего – Индией и Китаем. Китай, обогнавший США как крупнейший «производитель» вредных для атмосферы газов (выбросы парниковых газов в Китае за десятилетие – с 1996 по 2006 год – удвоились), в последние годы активно вкладывает в разработку возобновляемых источников энергии. И в начале июня специальный посланник госдепартамента США по вопросам климатических изменений Тодд Стерн специально отправился в Поднебесную, чтобы уговорить руководство Пекина поучаствовать в операции «спасение планеты Земля».

Таким образом, сегодня созрело главное условие для того, чтобы мир принял новое соглашение по борьбе с глобальным потеплением. Решающий шаг в этом направлении должен быть сделан в нынешнем декабре в Копенгагене – мировые государства должны подписать новое соглашение о снижении выбросов парниковых газов.

На чем сойдутся?

Судьба этого соглашения должна оказаться счастливее, чем Киотского протокола. «Переговоры о новом соглашении в Копенгагене станут «совсем другим случаем», говорит Иво де Боер, исполнительный секретарь Рамочной конвенции ООН по вопросам климатических изменений. Он уверен, что президент Обама сможет успешно вовлечь в переговоры Индию и Китай и убедить их подписать новый договор.

Правда, на чем именно сойдутся руководители государств по вопросам выбросов, пока непонятно. США и ЕС согласны сократить уровень выбросов вредных веществ в атмосферу на 80% к 2050 году, но вот в том, на сколько нужно сократить выбросы уже к 2020-му, у них согласия нет. ЕС готов уменьшить выбросы на 20% от уровня 1990 года. Барак Обама – лишь до того уровня, на котором американские компании загрязняли воздух в 1990 году, то есть на 16% от нынешнего. Но Тодд Стерн не исключает, что США могут согласиться и на большее снижение своих выбросов. Специалисты ООН и вовсе настаивают, что снижение должно составить до 40% от уровня 1990 года.

Впрочем, так или иначе, но новое соглашение будет принято. И будет означать снижение квот от уровня 1990 года. Кроме того, в нем будут содержаться обязательства по уменьшению (или ограничению) выбросов со стороны крупнейших развивающихся государств, таких как Китай. Наконец, по мнению экспертов, основным механизмом снижения выбросов, как и в Киотском протоколе, станет торговля квотами. «Международный рынок торговли квотами без сомнения станет частью нового глобального экологического распорядка», – уверен Стерн.

Выгодное предложение

Все это должно будет сократить объемы выбросов парниковых газов, приводящих к удушью мировой экологии. Но не только. Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии 2008 года, считает, что предпринятые по вопросам климатических изменений шаги могут стать одним из главных двигателей выздоровления мировой экономики.

Если мир примет новые правила снижения выбросов в атмосферу, каждая страна на национальном уровне будет стимулировать бизнес переходить на щадящие экологию технологии. Производства, загрязняющие атмосферу, станут нерентабельными. В результате компании будут вынуждены вкладывать средства в переоснащение этих производств. «Если к позиции США присоединится ЕС, а затем Япония, и начнутся консультации с развивающимися странами для того, чтобы включить их в эти переговоры, – говорит Пол Кругман, – это создаст огромный стимул для бизнеса инвестировать и готовиться к новым правилам выбросов парниковых газов». А это «разблокирует» те средства, которые в результате кризиса инвесторы пока предпочитают не тратить, и станет толчком для движения денег в экономике.

Как подсчитал американский Институт мировой экономики им. Петерсона, вложив в утепление жилых и офисных помещений $10 млрд., Вашингтон только на протяжении 2009-2011 годов создал бы до 100 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, экономия федерального бюджета от энергосбережения ежегодно в течение 2012-2020 годов составляла бы от $1,4 до $3,1 млрд.

Правда, хотя сама экономическая выгода от снижения выбросов в атмосферу сомнений не вызывает, ее глобальность все же сомнительна.

Главный бенефициар

Главными получателями экономической выгоды от снижения уровня выбросов в атмосферу станут, прежде всего, западные государства. Именно здесь сегодня наблюдается средоточие производств по созданию щадящих экологию технологий, а значит, основной массив заказов на «зеленые» технологии со всего мира направится именно в эти страны. Но при этом и там выгоду от «охлаждения» климата будут получать не экономики в целом, а отдельные отрасли и компании. Развитие ситуации в США – явное тому подтверждение.

Инициатива Барака Обамы по борьбе с изменением климата должна была сделать нерентабельными американские производства, не щадящие экологию. По задумке нового президента, Вашингтон должен продавать американским компаниям квоты на выброс вредных веществ в атмосферу и тем самым придавать им сразу два «импульса» для перехода на экологичную технику. Первый – за счет того, что они получат возможность торговать на открытом рынке неиспользованной частью квоты. А второй у компаний появится потому, что расходы на покупку квот будут закладываться в себестоимость продукции. Соответственно, она будет дорожать и становиться менее конкурентоспособной по сравнению с «чистой» продукцией. Как подсчитал Бюджетный комитет США, в результате снижения уровня выбросов американскими компаниями на 15% от уровня 2005 года федеральный бюджет ежегодно в течение 10 лет мог бы получать за счет продажи квот компаниям до $80 млрд.

Но реализацию этого плана Барака Обамы «затормозило» американское промышленное лобби. И если изначально планировалось, что все квоты будут продаваться с аукциона, после вмешательства лобби было решено, что 85% квот будут распределяться между промышленными предприятиями США и правительствами штатов бесплатно. (Конечно, если законопроект о снижении выбросов пройдет через все остальные законодательные инстанции США в нынешнем виде).

Таким образом, интересы отдельных компаний уже сегодня свели практически на «нет» возможные выгоды для американской экономики в целом. Другие вряд ли станут исключением. Главным «бенефициаром» изменений станет не экономика в целом, а только сектор «зеленых» технологий, который, впрочем, уже переживает настоящий бум.

А что же развивающиеся страны? Единственным шансом для них и их экономик выиграть от новых «экологических» правил (если квоты и дальше будут снижаться) станет финансовая помощь со стороны развитых государств. Как полагает Иво де Боер, договорившись о новых правилах бережного отношения к природе, развитые государства должны согласиться выделить развивающимся «коллегам» средства на адаптацию к этим правилам. По подсчетам европейских экономистов, озвученным на прошлой неделе, для борьбы с изменением климата беднейшим странам ежегодно до 2020 года будет требоваться помощь в размере 100 млрд. евро. А Пекин потребовал от развитых стран выделить на эти нужды сразу по 0,5-1% их ВВП. Правда, претензии Китая западный мир «за глаза» назвал слишком нескромными.

«Зеленый» бум

2,5 трлн. евро составит мировой рынок «зеленых» технологий уже через 10 лет.

Даже несмотря на кризис, «зеленый» бизнес во всем мире переживает период бурного роста. Как показывает исследование Greentech-Atlas консалтинговой компании Roland Berger, во время кризиса «зеленый» бизнес становится «отдушиной» для инвесторов и спасением для мировых экономик.

Не случайно, по мнению аналитиков, уже в ближайшие десять лет за счет стремительного спроса на щадящую экологию технику объем рынка «зеленых» технологий увеличится более чем вдвое. Так, мегарынком с годовым оборотом в 300 млрд. евро станет сфера производства экономных двигателей, гибридной техники и электромобилей. Только в Китае количество электромобилей к 2020 году увеличится втрое – до 100 млн. авто. В целом же, по прогнозам экспертов, в ближайшие 10 лет спрос на «зеленую» технику может возрасти до 2,5 трлн. евро.

Среди причин «зеленого» бума можно назвать следующие:
население земли увеличится на один миллиард, людям будут нужны энергия, вода и ресурсы;
традиционные источники энергии будут расти в цене;
мировые правительства будут уделять все больше внимания защите климата;
изменение позиции США предоставляет шанс подготовить новый документ по защите климата;
дополнительный толчок развитию отрасли дают пакеты финансовой помощи;
в результате снижения себестоимости установок по производству солнечной и ветряной энергии цены на возобновляемые виды энергии, как ожидается, будут снижаться;
все больше частных инвесторов вкладывают деньги в «зеленую» технику;
банки при финансировании настаивают на учете в балансе экологических составляющих.

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢