«Игра по-крупному»

Точка зору

Похоже, между Россией и Беларусью вдобавок к «молочной» вскоре может разразиться газовая война. Введенный 6 июня Москвой запрет на ввоз белорусского молока многие эксперты объясняют нежеланием Минска признать независимость Абхазии и Южной Осетии. А поводом для газовой войны может стать неучастие белорусского президента Александра Лукашенко на саммите ОДКБ. Как отмечают в официальном Минске, белорусское руководство тем самым выражает «категорическое несогласие» с действиями российской стороны, «подрывающими экономическую безопасность» Беларуси, и поэтому отказывается от участия в очередной сессии ОДКБ. МИД Белоруссии также заявил, что без подписи президента Александра Лукашенко заключенное на саммите соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования недействительно, хотя российский МИД эту позицию оспорил.

В то же время в заявлении внешнеполитического ведомства России отмечается, «что попытки увязать решение возникающих вопросов двустороннего характера с развитием сотрудничества в таких многосторонних форматах, как ОДКБ, являются нерациональными и ущербными».

Премьер-министр России Владимир Путин также отметил, что «белорусская сторона излишне политизирует наши переговоры и делает крайне негативные заявления, которые осложняют решение проблем».

Как сообщил вчера российский «Коммерсант», кремлевские чиновники крайне негативно настроены по отношению к президенту Беларуси из-за того поступка. Один высокопоставленный сотрудник администрации Дмитрия Медведева в разговоре с «Коммерсантом» заявил: «У нас нет особого расстройства по поводу поведения Беларуси. Видимо, кое-кому просто надоело быть президентом этой страны». Также «Коммерсант» выяснил, что Кремль готовит «газовую атаку» на Минск. По словам издания, в первом квартале 2009 года Минск «не заметил» повышения цены на газ со 128 долларов до 210 долларов за тысячу кубометров и оплатил поставки по прежнему тарифу, накопив за зиму 2009 года долг перед «Газпромом» около 70 млн. долларов.

В чем причины дальнейшего обострения отношений между Москвой и Минском? Может ли быть разряжена ситуация между обеими странами и каким образом? Кто должен уступить? Удастся ли Беларуси выдержать газовую войну, если ее развяжет Россия? Об этом — в комментарии белорусского и российского экспертов.

КОМЕНТАРИИ

Роман ЯКОВЛЕВСКИЙ, политолог- международник, Минск:

— Продолжается эскалация конфликта между Минском и Москвой. Буквально сегодня довелось контактировать с белорусскими пограничниками. Они сказали, что уже работает созданная в субботу комиссия по выработке решений о введении пограничного контроля с Россией. Никаких признаков снижения накала этого конфликта я не вижу. И в связи с этим возникает вопрос — поскольку это касается и таможенного комитета — как все это согласуется с недавно принятой декларацией о таможенном союзе трех государств.

Что происходит в Минске? Это тоже нельзя назвать признаками на примирение или успокоение. На белорусском телевидении каждые два часа идут новостные в президентском варианте для разъяснения позиции официального Минска в отношении молочной войны. В Москве это воспринимается как усиление антироссийской пропаганды.

Думаю, что нас впереди ждут интересные события. В конце этой недели ожидается официальный визит Лукашенко в Туркменистан. Это может свидетельствовать о попытках Беларуси получать не только российский но и туркменский газ. Если такая реальность наступит, то туркменский газ пойдет через Украину. Я не считаю это свидетельством того, что замирение произойдет.

Факторов ухудшения отношений между Беларусью и Россией много. Все происходящее в двухсторонних отношениях, особенно непоявление Лукашенко в Москве на заседание ОДКБ невольно заставляет задуматься о том, состоятся ли на территории Беларуси уже объявленные российско-белорусские военные учения с присутствием большого количества российских военнослужащих. Мне кажется, что Лукашенко может пересмотреть планы проведения таких совместных учений именно из-за боязни угроз, которые раздаются из Москвы. По некоторым данным, чуть ли не накануне этих учений Лукашенко может появиться с официальным визитом в Киеве.

После встречи с Путиным разгневанный словами Кудрина о плачевном состоянии белорусской экономики Лукашенко сказал, что «начинается игра по-крупному и будьте к ней готовы», — так он обратился к белорусскому руководству. Поэтому я думаю, что все перечисленные выше события свидетельствуют о том, что действительно, игра по-крупному началась. И она заключается не только в защите Беларуси от российского империализма. Но и со стороны России я бы не исключал планы замены Лукашенко на кого-то более покладистого. Ведь за этими событиями следят не только на Западе и Востоке, но и за ними внимательно наблюдает белорусская номенклатура.

Ведь, по сути, используется метод удавки. Другой вопрос, будет ли он это выполнять…

Николай ПЕТРОВ, член научного совета Московского центра Карнеги:

— Мне кажется, что белорусско-российские отношения — как качели. С одной стороны, Лукашенко и Беларусь находятся в довольно сложном положении, Не обладая ресурсами, особенно в условиях кризиса они должны маневрировать между Западом, Евросоюзом, Россией и отчасти даже Китаем. Они тем больше могут рассчитывать на какую-то помощь, чем больше будут демонстрировать способность играть с другими игроками. И для России это очень важный сюжет, в первую очередь геополитический. Но тем не менее отношения между Россией и Беларусью строятся как постоянный и довольно жесткий публичный торг, в котором каждая из сторон хочет взять больше и дать меньше. То, что мы наблюдали сейчас, — очередной эпизод в этом торге. И вряд ли, последний. По всей видимости, как обычно, за этим резким обострением в отношениях последует какое-то примирение. Важно, на каких условиях оно будет достигнуто.

Проблема России в ее отношениях с соседями заключается в том, что при часто сложно складывающихся отношениях с действующими лидерами практически никогда нет в запасе реально оппозиционных фигур, которые могут прийти к власти, сменив действующее руководство, и которые для России заведомо являются более выигрышными. Кажется, при всем персональном измерении в российско-белорусских отношениях есть некоторая заданность. Кто бы ни был лидером Беларуси, так или иначе ей придется иметь два, а то и три главных вектора в своей внешней политике. Как бы ни порицали в российских политических кругах нынешнего президента Беларуси, я думаю, что это наилучший из возможных вариантов для российской внешней политики. Лукашенко может показывать, что он способен замириться с Западом и отколоться от России, перестать от нее зависеть. Однако ему лично это сложнее сделать, чем любому другому из белорусских политиков, который может прийти ему на смену. В этом, пожалуй, некоторые ограничения в политической игре Лукашенко, очевидные для Кремля. Несмотря на заявления и действия Лукашенко, российское руководство заинтересовано в продлении его политической жизни.

Мне кажется, что в возникновении очередного конфликта играют роль как экономические, так и политические противоречия между Минском и Москвой. В таком водовороте всегда сложно определить, что здесь главное. С одной стороны, когда Беларусь стала развиваться как независимая страна, какие-то экономические зависимости в ее взаимоотношениях с Россией стали играть особо важную роль. И наоборот, Россия, заинтересована в Беларуси как в союзнике, в том числе в военно-политическом плане. Хотя десять лет формально существует Союзное государство, ни одна из сторон не заинтересована в том, чтобы куда-то дальше продвигать этот проект. Потому что по-разному мы и Беларусь смотрим на вариант совместного проживания. С другой стороны, обе стороны заинтересованы в том, чтобы его сохранять, а не разрывать отношения.

Запрет на ввоз молока в Россию является серьезным экономическим рычагом. Потому что с этим молоком Беларусь сейчас никуда деться не может. Это демонстрация того, что если белорусское руководство сознательно идет на какое-то ухудшение отношений, то это ухудшение отношений будет сказываться на самых разных сферах, в том числе и бумерангом ударять по самому руководству Беларуси. В отношениях с Беларусью Россия все время пользуется самыми разными экономическими рычагами. И они имеют какое-то действие, хотя и ограниченное. Возможно, Россия хотела бы, чтобы Беларусь признала Абхазию и Южную Осетию. Беларусь этого не сделала, несмотря на длительную торговлю.

Стратегически у Минска нет альтернативы. Беларусь и Россия — ближние соседи, формально — это союзные государства. Есть огромное количество экономических игроков, заинтересованных в сохранении этих особых отношений. И есть колоссальные деньги, которые прямо или косвенно Беларусь получает от политического союза с Россией. Можно сказать, что во многом нефтегазовые отношения России с Беларусью строятся не так, как с любой другой соседней страной. Я думаю, что при Лукашенко в Беларуси другой альтернативы нет. Другое дело, невозможно ожидать, что Беларусь перестала бы использовать выгоды своего геополитического положения и перестала бы играть на двух конкурирующих игроков, всецело слившись с каким-то одним из них. Ей это просто менее выгодно.

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢