Потому что мы мафия

Публікації

Похоже, правительство просто устало бороться с нефтетрейдерами: постоянный мониторинг рынка, «вычисление» бизнесменов, которые, пользуясь своим монопольным положением, завышают стоимость топлив, склоки на бесконечных заседаниях рабочих групп – слишком утомительное занятие. А, как известно, если не можешь управлять процессом – возглавь его.

Сейчас Министерство топлива и энергетики, а также работающая под его крылом экспертно-аналитическая группа (ЭАГ), буквально соревнуются с трейдерами за первенство в повышении цен. Не успел бензин преодолеть отметку в 6 грн/л, как уже штурмует цифру «7». ЭАГ тем временем без устали повышает расчетный коридор цен на нефтепродукты, тем самым санкционируя даже самый радикальный рост значений на стелах АЗС. Особой смелостью отличились сети WOG, «Лукойл», «ОККО», «УТН-Восток», которые с удовольствием пользуются рекомендациями правительства и даже выходят за пределы индикативной цены.

Но рост цен – хороший сигнал для рынка только тогда, когда он подкреплен спросом или такими объективными факторами, как рост себестоимости товара. Нефть на мировых биржах действительно выросла, а значит, стоимость нефтепродуктов тоже должна увеличиться. Но как быстро и до каких значений? Розничные торговцы в Украине так стремительно реагируют на рост нефтяных котировок в Лондоне, что невольно задумаешься о том, не наладили ли операторы доставку топлива авиатранспортом?

Кроме шуток, цены европейского агентства Platt’s – далеко не зеркальное отражение ценовой ситуации в нашей стране. Местные НПЗ потребляют недорогой Urals, а не европейский Brent, а также украинскую нефть, которая уходит с аукционов по ценам в полтора-два раза ниже справедливой стоимости. А ведь из этой нефти изготавливается пятая часть всех нефтепродуктов. Затраты на логистику у местных заводов тоже ниже: Украина куда ближе к России, чем европейские государства. При этом половина бензинов на рынке – отечественные. Получается, что, ориентируясь на европейские цены нефтепродуктов, правительство поддерживает импортеров, хотя при прочих равных украинское топливо сейчас способно быстро вытеснить заграничное.

А ведь было время, когда доля бензинов и ДТ местного розлива превышала 85% (2004 год). Небольшая часть импортных топлив была в основном представлена качественными премиальными марками, тогда как потребность в обычном «92-м» или «95-м» вполне могли удовлетворить Кременчугский, Лисичанский, Одесский и другие заводы.

Высчитываемая экспертно-аналитической группой формула сегодня легализирует неоправданный рост цен. Если учесть в ней оптовые цены украинских заводов (наряду с Platts, в соотношении 50/50), получим расчетную стоимость на 15-20 копеек ниже той, что «рекомендует» ЭАГ. И чем выше цены на нефть – тем существеннее разрыв между справедливой и «рекомендуемой» ценами на бензин.

Болеет того, формула обсчитывает дважды: она не только сама по себе генерирует более высокие цены, но и значения, подставляемые в нее, не всегда соответствуют действительности. Сравнивая оптовые цены по Platt’s и таможенную статистику по импорту нефтепродуктов, часто можно обнаружить, что реальная стоимость ввоза куда меньше заложенной в формулу. Все это полностью противоречит изначальному предназначению индикативных цен – сдерживать спекулятивные скачки стоимости топлив. Возникает логический вопрос: а не изжила ли себя формула? Не нарушен ли баланс интересов продавцов и потребителей топлива в работе экспертно-аналитической группы? И насколько последняя в принципе эффективна?

В 30-е годы прошлого века американская мафия претерпела серьезные изменения. Яркие, неординарные лидеры мафиозного мира, наподобие Аль Капоне, которые вели открытую публичную жизнь, ушли в прошлое. Они были бельмом на глазу для общества и полиции и вскоре оказались в тюрьмах. На рынке мафиозных услуг больше не было места независимым от синдиката гангстерам. Отныне мафиози стали бизнесменами, координируемыми единым совещательным органом, состоявшего из глав крупнейших мафиозных семей. Все, кто был вне этой организационной структуры, быстро теряли свое влияние и прибыли. Этот орган санкционировал, учитывал и покрывал большую часть преступлений, творящихся в Нью-Йорке да и во всех США. Синдикат обладал могуществом подкупать даже самых высоких чиновников, в том числе и в полиции.

Возможно, это радикальное сравнение, но система ценообразования на украинском рынке нефтепродуктов сегодня сродни организационной структуре гангстерского движения Америки. Оно обладает тем же набором признаков: единый совещательный орган – экспертно-аналитическая группа в тесном контакте с правительственными структурами отстаивает, прежде всего, интересы нефтетрейдеров и в последнюю очередь – потребителей. Инструмент контроля превратился в инструмент попустительства и злоупотреблений.

Остается надеяться, что игра в мафию на рынке нефтепродуктов не продлится долго. Когда запрос общества на справедливые цены на топлива станет достаточно сильным, таким структурам, как ЭАГ, придется либо откорректировать свою работу, либо самоликвидироваться.

Глеб Простаков

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢