Корабли ИСД посадили на мель

Публікації

После долгих и скучных переговоров с Еврокомиссией Гданьской судоверфи, принадлежащей корпорации "Индустриальный союз Донбасса", удалось избежать банкротства. Но платой за спасение станет закрытие двух из трех стапелей на предприятии. Это означает, что с планами вернуть себе статус флагмана польского кораблестроения верфи придется попрощаться навсегда. О таком ли активе мечтала ИСД?

Гданьскую верфь компания ISD Polska – польское подразделение "Индустриального союза Донбасса" – приобрела в ноябре 2007 года. Серьезных конкурентов у украинского инвестора не было, несерьезных отсеяли еще на отборочном этапе, что дало основания некоторым польским политикам впоследствии утверждать, что тогдашний кабинет Казимежа Марцинкевича подыграл ИСД. Но уже через три месяца оказалось, что Виталий Гайдук с Сергеем Тарутой знали далеко не все о своей покупке. В феврале 2008 года Еврокомиссия выставила новым владельцам требование вернуть свыше 700 млн польских злотых (сейчас это около 230 млн долл., тогда доходило до 300 млн) финансовой помощи, которую гданьское предприятие получило от правительства Польши.

Свой ультиматум Брюссель мотивировал соображениями честной конкуренции. Мол, в других странах Евросоюза судостроители никаких бюджетных дотаций не получали. Но для украинцев это прозвучало как гром среди ясного неба. Они рассчитывали, что возвращать придется примерно раз в 10 меньше. Причем и спросить за недоразумение было уже не с кого. В Варшаве правительство в очередной раз поменялось. Новая команда во главе с Дональдом Туском претензии Еврокомиссии в основном признала резонными. При этом компанию ISD Polska к прямым переговорам с еврочиновниками даже не допустили.

Подоспевший кризис еще больше ухудшил позиции "Индустриального союза Донбасса" в Гданьске. Корпорация вынуждена была не только отказаться от амбициозных планов по покупке верфи в соседней Гдыне, чтобы в дальнейшем объединить два судостроительных объекта в единый холдинг, но и скрепя сердце пойти на ограничение мощностей на гданьском предприятии. К концу 2008-го стало ясно, что вернуть требуемые Брюсселем деньги ISD Polska не в состоянии, а на прикрытие со стороны официальной Варшавы рассчитывать не приходится. В такой ситуации украинским владельцам верфи пришлось браться за перо и расписывать план реструктуризации своего предприятия.

Правительству ЕС он понравился только в третьей редакции. Хотя даже сейчас документ еще окончательно не одобрен. Но в начале июня еврокомиссар по вопросам конкуренции Неели Кроэс по крайней мере заявила, что будет рекомендовать своему руководству данный план принять. "До сих пор еще ни одна рекомендация, которую давала госпожа Кроэс, не была отклонена", – утверждает пресс-секретарь ISD Polska Яцек Ленский. Похожего оптимистического мнения придерживается и Здислав Гавлик, вице-министр польского Министерства скарбу (органа, чьи функции близки к функциям украинского Фонда госимущества). По его словам, в Брюсселе уже пишется позитивный отклик на реструктуризационную программу Гданьской судоверфи.

Что ж, если это и считать победой, то не иначе, чем Пирровой. Согласно поданному в Брюссель плану, мощности Гданьской судоверфи должны сократиться со 170-180 до 100 тыс. CGT (compensated gross tonns – условная единица, которой измеряется валовой тоннаж судов). При этом один из трех стапелей предстоит закрыть сразу после утверждения плана, еще один – до конца 2009 года. По расчетам польских отраслевых экспертов, с одним стапелем верфь сможет выпускать не больше чем 2 больших или 4 малых судна в год, тогда как, заходя сюда два года назад, ИСД планировала спускать на воду 12-14 больших судов за год.

Компенсировать потери на рынке судостроительных услуг предприятие намерено за счет производства других видов продукции – в частности, мостовых опор и стоек для ветровых электростанций. Но в этих сегментах верфь пока чувствует себя новичком, а ИСД еще даже всерьез не занималась маркетинговым зондированием потенциальных рынков сбыта перечисленных выше конструкций.

Вступление в силу программы реструктуризации означает для ИСД, кроме прочего, и ослабление связки, существующей между верфью в Гданьске и металлургическим комбинатом в Ченстохове, который также принадлежит украинской корпорации. Именно последний поставляет листовую сталь гданьским корабелам. Но, ограничивая мощности, им придется ограничить и закупки. Теперь ISD Polska всерьез озабочена тем, чтобы удержать потребление стали в Гданьске хотя бы на уровне 20-22 тыс. тонн в год. Для Ченстоховской гуты – это капля в море, особенно если вспомнить, что в прошлом году она произвела более 800 тыс. тонн стали, а в перспективе планировала выйти и на миллионный рубеж.

По словам президента комбината Huta Czestochowa Анатолия Федяева, сегодня рынок толстого листа (именно из него и строят суда) переживает глубокий кризис; он гораздо глубже, чем по другим видам продукции. В частности, на Ченстоховском меткомбинате за I квартал 2009 года падение производства толстого листа составило 61,5% от уровня I квартала 2008 года, тогда как, например, выпуск труб упал лишь на 33,9%, выпуск металлоконструкций остался на прошлогоднем уровне.

Фактически надежды на рост заказов на толстый лист в Ченстохове теперь приходится связывать не с собственной верфью, а с ее конкурентами в Гдыне и Щецине. В мае контрольные пакеты двух этих предприятий выкупил голландский инвестфонд United International Trust N.V., действующий в интересах катарского капитала. По неподтвержденной пока информации, новые арабские владельцы намерены организовать в Польше строительство танкеров-газовозов. Поскольку у ISD Polska в собственности все еще остается 13% акций верфи в Гдыне, то компания может воспользоваться этим поводом, чтобы обеспечить себе будущие контракты на сбыт листа под этот проект. Тем более что раньше верфь в Гдыне, когда она еще работала, числилась среди VIP-клиентов Huta Czestochowa.

Но неизвестно, сколько придется ждать, пока арабские шейхи возьмутся за польское судостроение. В то же время содержать свою Гданьскую верфь Виталию Гайдуку и Сергею Таруте нужно уже сейчас. Причем ISD Polska связана обещаниями не сокращать численность рабочих на предприятии ниже 1900 человек. Сейчас там работает 2134 сотрудника, а примерно 400 рабочих уже было уволено с начала года.

Честно говоря, верфь сегодня стала для ИСД чемоданом без ручки. Очень вероятно, что дончане с радостью продали бы ее подвернувшемуся покупателю. Хотя бы тому же United International Trust N.V.

Кстати, подобная сделка помогла бы ИСД расквитаться, по крайней мере, с польскими долгами по кредитам. В 2006 году "Индустриальный союз Донбасса" занял примерно 275 млн долл. у консорциума трех крупных банков Польши (PЕKАO S.A., BRE Bank и PKO ВP.S.A.) с целью модернизации меткомбината Huta Czestochowa и увеличения оборотного капитала акционерного общества ISD Polska. Привлеченные деньги хоть и пошли по назначению, но эффект получился отложенным: модернизация Ченстоховского комбината не привела к росту его прибыльности, поскольку из-за кризиса возможности сбыта изготавливаемой здесь продукции резко сузились. После нескольких месяцев непростых переговоров, ИСД удалось в июне 2009 года реструктуризировать свою задолженность перед польскими банкирами. Но в корне это ситуацию не изменило.

Да, снизилась кредитная нагрузка на украинскую корпорацию, однако реальных подвижек с окупаемостью вложений в польский бизнес ИСД пока не наблюдается. Наоборот, в связи с пролонгацией кредитов и дополнительно начисленными процентами оные вложения все меньше себя оправдывают. Как следствие, корпорация Сергея Таруты и Виталия Гайдука уже приступила к частичной распродаже своих активов за Бугом.

Первой ласточкой стала майская продажа одной из польских угольных компаний (Zarmen) коксохимического комплекса, выделенного из Ченстоховской гуты. Еще менее года назад ИСД планировала самостоятельно развернуть здесь масштабное производство кокса, установить две новые батареи вместо устаревших, построенных в 60-х годах прошлого века. Но теперь эти планы утратили актуальность. По мнению аналитиков Варшавской фондовой биржи, сделка c Zarmen вполне способна стать предтечей целой серии транзакций по распродаже "Индустриальным союзом Донбасса" своих малоприбыльных активов за рубежом. Далее на очереди может оказаться именно Гданьская верфь, а возможно, и один из неукраинских металлургических комбинатов, контролируемых корпорацией – либо Huta Czestochowa в Польше, либо Dunaferr в Венгрии.

Распрощаться с последним ИСД будет, пожалуй, легче. При покупке он и обошелся ей дешевле, и лишних нервов съел меньше (за Ченстохову у Сергея Таруты шла весьма жесткая схватка с Лакшми Митталом), и работает сегодня хуже. Если в Ченстохове падение производства в 2009 году измеряется в целом примерно 30%, то в Дунайвароше, где расположен Dunaferr, налицо все 50% спада. Хотя если и с остальными кредиторами ИСД переговоры о реструктуризации долгов пройдут успешно, то сталеплавильные активы корпорация, скорее всего, постарается приберечь до лучших времен.

Ярослав Ярош

Новини

26 Грудня 2023

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

Уряд вніс до Ради законопроєкт про мобілізацію

Maersk готується поновити рух суден Червоним морем

З початку війни бізнес отримав 173,5 млрд грн пільгових кредитів

За дев’ять місяців 2022 року банки отримали 130 млрд грн прибутку

25 Грудня 2023

Туреччина стала нетто-імпортером сталі вперше з 2015 року

Споживання сталі в Чехії впало до десятирічного мінімуму

В портах Великої Одеси за добу розвантажують майже тисячу вагонів з зерном

Росіяни вкрали 8 млн тонн зерна на окупованих територіях України

Укрнафта запустила нову свердловину глибиною майже 3000 метрів

ВСІ НОВИНИ ⇢