Противостояние

Точка зору

Дипломатическое противостояние Украины и Румынии ведет к реальным экономическим потерям. Ситуация с островом Змеиный оставила Украину без миллиардов кубометров нефти и газа. Канал «Дунай – Черное море» вместо миллионных прибылей приносит убытки. Без поддержки Евросоюза Украина проиграет.

Регенсбург стоит в самой северной точке Дуная. И жителям этого старинного немецкого города в сердце Баварии вовсе небезразлична судьба любимой реки. Это толкает некоторых из них в путь через десять объединенных Дунаем европейских государств. Туда, где река из связующего звена превращается в предмет конфликтов. В дельту, где столкнулись политические интересы Румынии и Украины. Немцы хотят понять, что происходит на самом деле.

А тем временем три комитета Верховной Рады – европейской интеграции, иностранных дел, нацбезопасности и обороны – в начале июля провели совместное заседание, посвященное состоянию украинско-румынских отношений. В связи с тем, что в этих отношениях «наметились некоторые негативные тенденции». Заседание прошло в закрытом режиме, и о его результатах ничего не известно. Но можно предположить, о чем шла речь. В истории Украины и Румынии есть много непростых моментов, и так сложилось, что победителем из этих ситуаций чаще выходила Румыния. Теперь в конфликтах, которые ведут к серьезным экономическим потерям, Румыния использует еще и свой статус члена ЕС. Что же в этой ситуации остается Украине?

Четыре проблемы на два государства

Еще в 2003 году на стенах домов в Одесской и Черновицкой областях можно было встретить объявление оригинального содержания. Оно говорило о том, что те граждане Украины, которые смогут доказать, что до Второй мировой войны их близкие родственники проживали на территории румынского государства, без особых проблем могут получить гражданство Румынии. Скандал по поводу объявлений последовал незамедлительно – руководитель Госкомитета по делам национальностей и миграции Геннадий Москаль заявил, что Бухарест выдает украинцам, имеющим румынские корни, свои паспорта. Таким образом, между Украиной и Румынией встала проблема двойного гражданства, запрещенного украинской конституцией. И к проблемам двусторонних отношений добавился еще один «неприятный» вопрос. В результате тихого, но упорного дипломатического противостояния Украины и Румынии таких вопросов сформировалось уже четыре.

Первый – уже упоминавшийся вопрос паспортов. Хотя и без их выдачи Румыния очень активно защищает интересы этнических румын, проживающих на территории Украины. Настолько активно, что из-за постоянных жалоб Бухареста на то, что права этих жителей не соблюдаются, ОБСЕ даже начала мониторинг положения украинского и румынского национальных меньшинств. Правда, результаты исследования показали, что жизнь румын в Украине на порядок лучше, чем украинцев в Румынии.

К паспортной проблеме добавилась вторая – вопрос претензий Румынии на молдавскую территорию. Бухарест мечтает вернуть в состав Румынии территории, принадлежавшие ей до Второй мировой войны, в том числе и Молдову. Молдова, в свою очередь, не намерена отказываться от Приднестровья, в решении проблемы которого задействована Украина. Но агрессивная позиция Румынии может серьезно усложнить не только это решение, но и взаимоотношения Киева с его соседями.

Впрочем, самая нашумевшая проблема двусторонних отношений – вопрос о статусе острова Змеиный, казалось бы, решена. Два государства десятилетие спорили о том, чем все-таки является небольшой скалистый участок в Черном море – островом или скалой. Статус первого означал бы, что прибрежная зона острова, в которой геологи обнаружили залежи нефти и газа, принадлежит Украине; статус скалы отдал бы эти энергоресурсы в ведение Румынии. В феврале этого года международный суд в Гааге постановил, что Змеиный, чей статус оспаривали государства, признан островом. «Теперь начат новый этап сотрудничества между странами, который открывает возможности для решения и остальных проблем», – отметил Леонид Кожара, член комитета Верховной Рады по иностранным делам. Но большинство экспертов в Украине считают решение по Змеиному поражением Киева. Несмотря на признание за Змеиным статуса острова, Черноморский шельф по решению суда был непропорционально разделен в пользу Румынии. Эксперты опасаются, что и в следующей очень наболевшей экономической проблеме между двумя странами Украина потерпит поражение.

Эпицентр проблемы – судьба канала «Дунай – Черное море». Сегодня у Украины нет глубоководного выхода из Дуная в Черное море по своей территории. Поэтому украинские суда вынуждены пользоваться румынскими каналами. Но в случае строительства канала «Дунай – Черное море» этот выход появится. Среди главных выгод для Киева от реализации проекта – то, что транспортные потоки частично будут перенаправлены в украинский канал. А значит – часть сборов, которые сегодня суда уплачивают за транспортировку грузов румынской стороне, потечет в казну Украины. Это позитивно повлияло бы на ситуацию с платежным балансом Украины.

Первая стадия строительства украинского канала уже завершена. Воспользоваться им сегодня могут суда с осадкой до 5 метров (глубина канала 5,5 м). Очередь – за второй стадией. На этом этапе канал должен быть углублен до 7,5 м. Но здесь проект и «застопорился». Хотя по планам в прошлом году строительство должно было уже закончиться, на деле реализация второго этапа даже не начиналась.

Проблема – в позиции Румынии. Чтобы развязать против Киева полноценную дипломатическую войну за судоходство на Дунае, Бухарест зацепился за простую формальность. Он заявил, что Украина не по форме, предусмотренной конвенцией ESPOO (Оценка воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте), проинформировала Румынию о возобновлении судоходства в русле Быстрое. Согласно конвенции, одна страна принимает окончательное решение об инфраструктурном проекте в приграничной зоне только тогда, когда вторая подтверждает его безвредность для экологии ее территории. В результате Украина оказалась перед необходимостью доказывать, что ее проект не несет большой угрозы экологии. Избежать нескольких раундов консультаций с другими государствами Дунайского бассейна Киев не смог. Но пока реализация канала «заморожена», в нем никаких строительных работ не ведется. В результате он быстро заиливается, и первые жертвы – суда, севшие в канале на мель, – уже есть.

Для отвода глаз

Парадоксальность ситуации заключается в том, что пока Румыния выставляет Украине претензии по поводу «неэкологичности» проекта, ее собственное поведение в этом вопросе далеко от идеального. На данный момент Бухарест имеет полное право называться «разрушителем» экологии дельты Дуная. Об этом говорят исследования международной организации WWF International, проанализировавшей «вклад» всех придунайских стран в загрязнение вод этой реки, рассказал «Инвестгазете» менеджер проекта WWF «Дельта Дуная» Михаил Нестеренко.

На фоне многочисленных обвинений в адрес Украины в уничтожении уникальной природы дельты Дуная и невыполнении международных конвенций в действительности сама Румыния наносит значительный экологический вред окружающей среде. Основная причина заключается в низких стандартах экологической политики Бухареста. Румынские предприятия, например, в производственном процессе по добыче золота используют цианиды, которые резко негативно влияют на окружающую среду. В результате низких экологических стандартов техногенные катастрофы на румынских предприятиях стали нормой для Дуная. Даже румынские экологические организации высказывают обеспокоенность обстановкой, сложившейся сейчас вокруг работы экологически опасных объектов на территории Румынии.

Один из последних примеров – ситуация с горнодобывающим заводом Cartel Bau SA, расположенным в румынском городе Бая Борша (повет Марамуреш). 16 апреля нынешнего года на станции очистки шламовых вод этого предприятия произошел прорыв трубопровода, в результате которого в приток Дуная – реку Тиса – попали вещества, которые, по оценкам экологической инспекции повета, содержат значительную концентрацию тяжелых металлов. МИД Румынии отказался комментировать этот факт.

В целом же начиная с 2000 года по вине Румынии в дунайской дельте произошло более 25 техногенных аварий. Они стали результатом невыполнения румынской стороной экологических стандартов и отсутствия необходимых условий для утилизации опасных токсичных отходов. При этом, как и в приведенном выше примере, румынская сторона ищет любой предлог, чтобы не предоставлять другим государствам информацию об аварии.

Кроме того, Бухарест не только покрывает компании-нарушители, но и сам занимается далеко не экологической деятельностью. Все последние годы румынская сторона скидывала в Килийский рукав Дуная грунт, полученный после проведения работ по углублению дна.

Другими словами, тезис о защите экологии Румыния использует не столько из-за заботы о собственной экологии, сколько для отстаивания своих экономических интересов. Бухарест – монополист на рынке транспортных услуг в Дунайском бассейне. А между тем Дунай – одна из крупнейших транспортных артерий Европы, входящая в 7-й Паневропейский транспортный коридор. Украина же хочет диверсифицировать рынок услуг. Если Киеву удастся построить канал «Дунай – Черное море», роль соседнего государства как транспортного монополиста будет снижена. Поэтому для Румынии вопросы экологии являются всего лишь достаточно эффективным механизмом для того, чтобы нивелировать угрозу конкуренции со стороны Украины.

Правда, Киев сам дал Румынии в руки пару козырей – в вопросе строительства канала из двух основных проектов он выбрал самый «легкий». Согласно этому проекту, разработанному ОАО «Речтранс-проект», канал пролегает через один из рукавов Дуная – Быстрое. На первом этапе это позволяло быстро и с минимальными денежными вливаниями запустить судоходство по украинской части дельты Дуная. Но при этом обрекало создателей канала на постоянную борьбу с заиливанием, так как рукав Быстрое относится к самым молодым «порождениям» дунайской дельты и там оседает много песка. Второй этап реализации этого проекта предполагал дальнейшее углубление канала. Правда, сам канал, по словам Михаила Нестеренко, в результате оказался бы очень дорогим в обслуживании – строителям пришлось бы постоянно бороться с «засильем» ила.

Другой, более сложный из предложенных проектов, предполагал строительство канала не в дельте, а на твердой материковой земле. Создание искусственного шлюзованного канала «Соломонов рукав – Жебриянская бухта» сняло бы угрозу стремительного заиливания. «А кроме того, это свело бы к минимуму негативное воздействие на среду, то есть обезоружило бы оппонентов украинского строительства», – объясняет Майя Димерли из ПКФ «Проектгидрострой», разработавшего этот проект. Правда, главной сложностью его реализации стало то, что он требовал от украинского правительства немалых финансовых затрат. Инвестиции в проект оценивались в $170 млн. Хотя варианты поиска этих средств предложили сами проектировщики – они, по словам Димерли, предлагали сделать канал, а затем и порт, который можно было бы построить возле канала, частным. Свою заинтересованность в проекте уже проявили компании из Австрии и России.

Впрочем, правительство Украины решило пойти по пути наименьшего денежного сопротивления и выбрало первый вариант. А значит, дало Бухаресту возможность усложнить процесс строительства. Тем не менее «промах» Киева ни в коей мере не оправдывает действия Румынии в этом вопросе и уж точно никак не связан с техногенными авариями внутри этой страны.

Куда смотрит ЕС?

Пока шансы на удачу у Украины невелики. Одна проблема – в слабости украинской переговорной позиции. Украина связана своими планами европейской и евроатлантической интеграции. А Румыния обещает помочь ей на этом пути. В результате, чтобы не утратить эту поддержку, Киев просто боится сказать Румынии хоть слово поперек. А та активно этим пользуется. Но есть и другая проблема. Это позиция, которую в украинско-румынском конфликте занимает ЕС. Пока что Брюссель на большинство «проделок» своего нового члена просто закрывает глаза.

Так, в Евросоюзе нет единого законодательства по вопросу гражданства, поэтому все, чем пока ограничилось руководство ЕС в проблеме выдачи румынских паспортов украинцам, – это высказало определенную настороженность в этом вопросе.

Намеки на то, что Бухарест не выполняет своих обязательств в сфере экологии, взятых в рамках интеграции в ЕС, комиссар по вопросам экологии ЕС высказал еще в 2007 году. Затем бить в набат начали уже венгерские экологи. По их оценкам, по некоторым показателям негативная экологическая ситуация в Румынии превышает все допустимые в ЕС параметры, что далеко не лучшим образом влияет и на трансграничные территории. Венгрии, правда, в отличие от Украины, которая больше всех пострадала от недружественной политики Бухареста в экологической сфере, удалось добиться некоторых успехов в противодействии Румынии. Так, по требованию Будапешта прекращены работы на золотых и серебряных рудниках Rosia Montana, где в процессе добычи использовались цианиды.

Но никаких санкций со стороны Евросоюза против румынского государства до сих пор не было. Хотя румынская пресса уже около месяца рассказывает о том, что Бухарест не успевает в срок выполнить свои обязательства в сфере экологии, что может закончиться штрафом в 20 тысяч евро за каждый день просрочки. По данным румынских СМИ, процедуру расследования по этому вопросу ЕС начал только полторы недели назад – 10 июля. Это обусловлено тем, что на настоящий момент большая часть требований румынской стороной не выполнена: отсутствует система стандартизации и база данных отходов, не ведется учет их происхождения, отсутствуют необходимые мощности для утилизации опасных отходов, предприятия не используют технологии, отвечающие экологическим стандартам ЕС.

Евросоюз имеет рычаги влияния на Румынию в случае невыполнения договорных обязательств. Но процесс использования этих рычагов слишком длительный. Так, по данным представительства Европейской комиссии в Украине, если срываются сроки, указанные в договоре, ЕС выносит предупреждение, устанавливает новые сроки и назначает наблюдателей. В случае их невыполнения может быть подан иск в Европейский суд справедливости. Однако до суда доходят единичные дела, поскольку все эти процедуры занимают многие месяцы, а за это время страны-виновницы устраняют причины, вызвавшие резкую реакцию ЕС.

Пока же украинская часть дунайской транспортной артерии продолжает страдать от зачастую неоправданных претензий с румынской стороны в отношении экологической опасности украинского проекта по восстановлению канала «Дунай – Черное море», а также от хозяйственной деятельности самой Румынии, которая в разговоре с Киевом фактически прикрывается статусом члена Европейского Союза.

Между тем результатом нынешнего статус-кво, в котором Румыния – нападающий, Украина – слабый защитник, являются прямые экономические потери для украинской стороны. В случае с островом Змеиный они, по некоторым оценкам, исчисляются 10 млрд. кубометров газа и 10 млн. тонн нефти. Запасы, правда, не Бог весть какие, считает ведущий эксперт энергетических программ Центра им.
Разумкова Владимир Омельченко, но в случае «единоличного» использования этих запасов Украина могла бы обеспечить себя энергоресурсами на 10 лет. Вопрос канала «Дунай – Черное море» также исчисляется миллионными цифрами. По предварительным оценкам авторов проекта, новый глубоководный выход к Черному морю должен был приносить государству не менее 50 млн. грн. в год. Еще столько же он мог бы сэкономить на эксплуатации чужих водных транспортных путей. Пока же строительство канала находится в подвешенном состоянии, сам канал стремительно заиливается, а Киев несет колоссальные убытки. Из-за затянувшейся экологической экспертизы строительство уже подорожало на 200 млн. грн.

Так что картина перед немцами из славного города Регенсбурга открылась невеселая. На фоне заинтересованности всех стран Дунайского региона в развитии и оживлении инфраструктуры на реке политическое противостояние Украины и Румынии оборачивается для Киева огромными экономическими потерями. И без помощи Евросоюза Украина в этой борьбе может проиграть.

Кристофер МЕТЦ

Новини

11 Лютого 2024

З виробниками зеленої енергії розрахувалися на 76,2%

9 Лютого 2024

Угорські фермери заблокували КПП Захонь на кордоні з Україною

Велика Британія може скасувати захисні заходи щодо гарячекатаного рулону

За тиждень літр автогазу подешевшав ще на 50 копійок

У січні зростання споживчих цін сповільнилось до 0,4%

В Україні зростає споживання електроенергії

Попит на електромобілі в Україні зріс у 2,8 раза

Експорт чавуну в Бразилії збільшився

Уряд створив промислово-оборонний комітет на чолі з прем’єром

В ЄС досягли попередньої угоди щодо закону про промисловість з нульовими викидами

У світі зростатиме конкуренція за високоякісний металобрухт

POSCO розпочала будівництво електродугової печі на заводі в Кван’яні

Outokumpu розраховує на збільшення поставок у першому кварталі

Польські фермери заблокували рух усіх видів транспорту в бік Шегині

США запровадили санкції за порушення обмежень цін на російську нафту

Vale та Hydnum Steel вивчать можливість будівництва заводу з виробництва залізорудних брикетів

ВСІ НОВИНИ ⇢