Дамба тендерного раздора

Точка зору

Глубоководный судовой ход "Дунай—Черное море" — амбициозный украинский проект, который может вывести Украину в лидеры регионального судоходства. Тем более что стоимость прохода судов здесь ниже, чем у румынских конкурентов на 40%, судоходство может осуществляться круглосуточно и практически на всей протяженности в двустороннем режиме.

Осталось завершить два вида работ: по углублению дна на отдельных участках речной части, что позволит пропускать суда большой осадки, и по строительству специальной ограждающей дамбы, которая воспрепятствует заиливанию подходного канала у выхода устья Быстрое. Однако в стратегический для государства проект вмешался конфликт интересов: компании, проигравшие тендер на достройку дамбы, оспаривают результаты конкурса. Теперь обо всем по порядку…
Для справки: Решение о строительстве глубоководного судового хода (ГСХ) "Дунай—Черное море" принято Кабмином 12 мая 2004 года. Экспериментальный режим на ГСХ по устью Быстрое был открыт 26 августа 2004 года. Начало 2005 года стало фатальным для проекта, так как в связи с незавершением строительства ограждающей дамбы и в результате целого ряда неверных управленческих решений тогдашнего руководства госпредприятия "Дельта-лоцман" (оператор ГСХ и заказчик работ) глубины на морском подходном канале ГСХ были полностью утрачены, а из-за искусственной приостановки все тем же руководством государственной экспертизы рабочего проекта работы были приостановлены и возобновились только в ноябре 2006 года, после утверждения положительного заключения экспертизы.

В начале 2007 года было возобновлено судоходство по каналу. Сам глубоководный судоходный ход, проходящий по устьям Быстрое и Старостамбульское в дельте Дуная, расположен на территории Одесской области.

Национальные и зарубежные судовладельцы уже оценили конкурентные преимущества украинского судового хода: навигационные (удобное соединение с морем, двустороннее движение по естественным рукавам Дуная) и экономические (соответственно более низкие затраты). Поэтому спрос на прохождение судов постоянно растет. По оценкам Минтранса, в конечном итоге канал переключит до 60% дунайского грузопотока в украинскую дельту Дуная. Для сравнения: раньше показатель оценивался всего в 1—2%. А Румыния выступала монополистом в сфере предоставления транспортных путей для судов через дунайскую дельту.
Конкуренция между украинским и румынским каналами то и дело являлась тормозом для дальнейшего развития проекта. Но недавно и эти препятствия были в значительной степени сняты.

"Правительство Украины продолжает уделять внимание вопросам реализации проекта возобновления ГСХ "Дунай—Черное море", — рассказывает вице-премьер Украины по вопросам евроинтеграции Григорий Немыря. — С этой целью еще в апреле 2008 года был создан Межведомственный координационный совет по вопросам реализации Конвенции Эспоо, который я возглавил, чтобы лично контролировать и координировать деятельность причастных к проекту органов исполнительной власти.

Очередное заседание совета состоялось 9 июля 2009 года и еще раз подтвердило, что Украина продвигается в правильном направлении и предпринимает все необходимые шаги для последующего урегулирования вопросов, связанных с возобновлением ГСХ "Дунай—Черное море".

Да, 15—16 июля 2009 года в Киеве были проведены украинско-румынские консультации, предметом которых стал вопрос реализации проекта возобновления ГСХ "Дунай—Черное море". По результатам переговоров с румынской стороной подписан протокол, согласно которому она до 3 августа 2009 года передаст нам в письменном виде вопросы и комментарии по проекту. По получении комментариев украинская сторона может переходить к следующему этапу — принятию окончательного решения.

Также между правительствами двух стран готовится к подписанию Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и проработки проекта концепции проведения общего мониторинга окружающей среды дельты Дуная. Среди ближайших мероприятий — проведение 17-го заседания Комитета по внедрению Конвенции Эспоо, намеченное на 14—18 сентября 2009 года в Женеве". Казалось бы, самое трудное — это урегулирование экологических вопросов в рамках международных конвенций — успешно решается и находится в завершающей фазе. И тут появилось новое искусственное препятствие — конфликт подрядчиков вокруг строительства дамбы…

Дамба. Заказчиком работ по созданию глубоководного судового хода через устье Быстрое является государственное предприятие "Дельта-лоцман", которое в соответствии с действующим законодательством привлекает подрядчиков на разные виды работ, в частности и на строительство дамбы.
По словам губернатора Одесской области Николая Сердюка, благодаря дамбе можно закрыть вопрос о том, быть или не быть каналу в устье Быстрое. Слова губернатора — не метаморфоза. "В комплексной экспертизе самого рабочего проекта ГСХ было четко написано: создание канала бессмысленно без параллельного или даже упреждающего строительства ограждающей дамбы, — говорит директор "Дельта-лоцман" Александр Голодницкий. — Правильность этого вывода мы могли наблюдать, когда в 2005 году в отсутствие дамбы были полностью утеряны глубины. А в 2007 году, когда было возобновлено судоходство, канал с трудом удерживался на грани соответствующих характеристик…".

Как поясняет Александр Голодницкий — такова природная специфика здешних мест. "В месте, где устье Быстрое впадает в Черное море, течение Дуная разъединяется в два направления, что ослабляет их силу, — уточняет он, — кроме того, в этих местах преобладают северные и северо-восточные ветры, штормы и течения. В перпендикуляре встречаясь с течением Дуная, они не дают ему возможности вынести свои воды на соответствующие глубины (10-метровые и т. д.).
Дамба позволит укрыть устье и морской канал от северных течений, морских наносов, которые море дает за счет штормов, а также объединить течения Дуная в морской части. Дноуглубительные работы не позволяли удерживать характеристики канала в отсутствие дамбы. Это заключение содержится в результатах комплексной государственной экспертизы, проектной документации, а также в выводах Счетной палаты Украины по результатам аудита использования бюджетных средств…".

Дамба состоит из трех участков: нижнего и среднего — длиной по 805 м, и верхнего — длиной 1120 м. Вся протяженность дамбы — 2730 м.
В 2004 году немецкая компания Josef Mobius построила участок дамбы длиной 345 м с использованием геотекстиля и согласно чертежам компании. Комплексным выводом Укринвестэкспертизы по рабочему проекту "на полное развитие" предусмотрено сохранить этот участок дамбы как экспериментальный, а дальнейшее строительство выполнять из каменной продукции параллельно построенному участку согласно рабочему проекту.

Участок дамбы, построенный в 2008—2009 годах украинской компанией "Азовмех", составляет 1680 м и состыкован с экспериментальным участком, построенным в 2004 году. Следует отметить, что этот участок строился под пристальным техническим надзором госпредприятия "Дельта-лоцман" и при постоянном авторском надзоре генерального подрядчика проекта (ЗАО "Укрречтранспроект").

Собственно, оставшийся участок дамбы (до проектной длины 2730 м) и явился предметом торгов по процедуре государственных закупок. Работы "Дельта-лоцман" планирует завершить до октября 2009 года. Точнее, планировал, поскольку оспаривание результатов тендера по отбору подрядчика может надолго отодвинуть процесс выполнения работ.

В апреле 2009-го был объявлен новый тендер на закупку работ по строительству оставшейся части объекта. В конце мая 2009 года состоялось раскрытие тендерных предложений. Как стало известно, тендер выиграла компания "Спецдорстройтехника". Ряд участников, тендерные предложения которых были отклонены, выразили несогласие с решением тендерного комитета и теперь мешают продолжению строительства дамбы.

Тендер прошел в полном соответствии с Положением по проведению госзакупок, утвержденным постановлением Кабмина. Тендерные предложения на участие подали 10 компаний, восемь из них комитет отклонил еще до этапа оценки на основании норм законодательства о госзакупках в связи с неподачей обязательного тендерного обеспечения (банковская гарантия), несоответствием квалификационным требованиям, условиям тендерной документации и срокам выполнения работ. К оценке были допущены две компании, и ООО "Спецдорстройтехника" было признано победителем торгов. Об этом было официально объявлено 12 июня.
После этого три из десяти компаний подали жалобу в Минэкономики Украины. Особо активной в обжаловании была фирма "Виадукт". Министерство рассмотрело жалобу и своим приказом от 13.07.2009 г. отказало ООО "Виадукт" в ее удовлетворении, а госпредприятию "Дельта-лоцман" предписало продолжить процедуру в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, уполномоченным органом в вопросах госзакупок действия и решение тендерного комитета ГП "Дельта-лоцман" признаны правомерными.

Аргументы. Как обычно, у каждого участника конфликта своя правда. Например, "Виадукт" утверждает, что госпредприятием "Дельта-лоцман" проведена оценка тендерных предложений и определен победитель, но ему как участнику торгов не сообщено о принятом решении. Исходя из чего можно сделать вывод, что заказчик нарочно затягивает сроки информирования участников о результатах торгов с целью быстрого заключения договора с их конкурентом и создания искусственной ситуации для невозможности обжалования результатов.

В связи с этим ООО "Виадукт" направило в "Дельта-лоцман" факсом письмо от 17.06.2009 г. №353 с просьбой сообщить о принятом решении по результатам оценки тендерных предложений факсом или по электронной почте. Но эта просьба якобы выполнена не была… Данная информация, как установила независимая экспертиза Минэкономики, не соответствует действительности. Согласно всем законодательным и нормативным требованиям, "Виадукту" было направлено соответствующее сообщение (письмо от 12.06.2009 г. №361/ТК), что подтверждается описью вложения к ценному письму и кассовым чеком, которые есть в распоряжении "Дельта-лоцман".

Более того, Минэкономики в официальном заключении по результатам рассмотрения жалобы "Виадукта" от 26 июня фактически констатирует: жалобщиком не доказано наличие со стороны заказчика нарушений установленного порядка проведения процедуры закупки (в частности, принципов закупок), которые повлияли на объективность определения победителя или привели к дискриминации жалобщика.

Почему же "Виадукту" отказали в удовлетворении жалобы? "Дамба — это сложнейшее гидротехническое сооружение, которое должно возводиться на глубинах от 3 до 7 м, — объясняет г-н Голодницкий, — а у данного участника тендера нет ни соответствующего опыта, ни лицензии, ни разрешений Госнадзора охраны труда. Все это четко предписывалось тендерной документацией. Но, главное, срок, который назвала компания "Виадукт" — 214 дней, — однозначно выходил за рамки 2009 года, это также было одной из ключевых мотиваций для отклонения их предложения. 214 дней — это уже 2010 год. Зимой строить дамбу на тех глубинах и при таких штормах, которые ежегодно происходят в этом районе, невозможно. Это четко написано в рабочем проекте, в заключении комплексной экспертизы и, самое главное, в тендерной документации. Тендерное предложение компании "Виадукт" было отклонено по трем из шести причин, предписанных постановлением Кабмина как обязательные для отклонения: несоответствие квалификационным требованиям, несоответствие условиям тендерной документации, непредоставление документального подтверждения того, что участник является исполнителем работ или его официальным представителем. Действия тендерного комитета были правомерными, что и подтвердило Минэкономики при вынесении своего решения об отклонении жалобы, о признании действий "Дельта-лоцман" правомерными и о возобновлении процедуры закупки. Хочется отметить, что к данному тендеру по строительству дамбы был особо тщательный подход как при составлении тендерной документации и формулировании квалификационных и прочих требований к участникам, так и к тендерным предложениям участников. Несоответствия или нарушения условий тендерной документации рассматривались не по формальному признаку, а с учетом того, в состоянии ли участник построить объект. Дело в том, что у предприятия был горький опыт 2007 года, когда посреднической компанией — победителем торгов в течение 6 месяцев был построен участок дамбы длиной всего 30 м".

По неофициальной информации, практически все подтверждения участником как самих материально-технических ресурсов и планируемой для работ техники, так и цены на ресурсы и технику у компании "Виадукт" подтверждены всего лишь одной фирмой — Торговым домом, при этом учредители обеих компаний — одни и те же лица, фирмы находятся по одному и тому же адресу, а на запрос заказчика разъяснить некоторые позиции (правоотношения на понтоны и причалы, свидетельства их пригодности и т. д.) "Виадукт" отказался давать разъяснения. Нам представляется, что эти обстоятельства сами по себе являются достаточными для того, чтобы усомниться как в глубине проработки тендерной документации и проекта, так и в обоснованности задекларированной в тендерном предложении цены и прочих условий. А может ли быть плодотворным сотрудничество с партнером, которому не доверяешь?

P. S. Что добавить к сказанному выше? "Совершенно однозначно участники имеют полное право обжаловать, на их взгляд, неправомерные действия заказчика, который объявлял торги, — подытоживает Александр Голодницкий. — Это право дано им законодательством и в этой связи не обсуждается. Но обжалование предусмотрено в том случае, если заказчик тендера допустил нарушения или если его неправомерное решение нанесло убытки тому участнику, который проиграл в торгах. Ни первое, ни второе в случае с указанными торгами не имело места, на что мы обращали внимание Минэкономики в своих официальных пояснениях и в ходе слушаний при рассмотрении жалобы…".
От себя заметим, что вся описанная выше ситуация — типична для Украины. Кто-то выигрывает тендеры, кто-то проигрывает, и эти последние часто жалуются по поводу несправедливого к ним отношения и нарушения каких-то норм. Но пока тянется данная канитель, бюджет получит прямые убытки. Ведь недостроенная дамба осложняет судоходство по каналу. А только за период временной экспериментальной эксплуатации по ГСХ было проведено больше 900 судов под флагами 21 страны мира…

Новини

9 Лютого 2024

Угорські фермери заблокували КПП Захонь на кордоні з Україною

Велика Британія може скасувати захисні заходи щодо гарячекатаного рулону

За тиждень літр автогазу подешевшав ще на 50 копійок

У січні зростання споживчих цін сповільнилось до 0,4%

В Україні зростає споживання електроенергії

Попит на електромобілі в Україні зріс у 2,8 раза

Експорт чавуну в Бразилії збільшився

Уряд створив промислово-оборонний комітет на чолі з прем’єром

В ЄС досягли попередньої угоди щодо закону про промисловість з нульовими викидами

У світі зростатиме конкуренція за високоякісний металобрухт

POSCO розпочала будівництво електродугової печі на заводі в Кван’яні

Outokumpu розраховує на збільшення поставок у першому кварталі

Польські фермери заблокували рух усіх видів транспорту в бік Шегині

США запровадили санкції за порушення обмежень цін на російську нафту

Vale та Hydnum Steel вивчать можливість будівництва заводу з виробництва залізорудних брикетів

Tata Steel завершує злиття п’яти дочірніх компаній та скасовує злиття з TRF Limited

ВСІ НОВИНИ ⇢