Рынок АЗС готовится к массовым поглощениям

Точка зору

Высокая финансовая нагрузка заставляет владельцев сетей АЗС искать покупателей для своего бизнеса. Рынок розничной торговли нефтепродуктами находится на пороге массовых сделок по слиянию и поглощению. Собственники небольших региональных сетей АЗС выставляют свой бизнес на продажу. «ДЕЛУ» стало известно о намерении трех нефтетрейдеров найти покупателя на свои заправки.

Среди причин, вынуждающих владельцев заправок идти на продажу своих активов, значатся повышенные долговые обязательства компаний, невозможность привлечения новых средств, а также падение спроса на нефтепродукты. Еще одним важным фактором, провоцирующим передел рынка, является демпинг со стороны группы «Приват», контролирующей сети «Сентоза», «Укрнафта», «Авиас», ANP и др.

Сразу несколько участников рынка сообщили о продаже сети АЗС «Калина ЛТД», насчитывающей около 80 точек в разных областях Украины. «Собственники компании намерены реализовать часть своих заправок», — отметил один из собеседников «ДЕЛА». Исполнительный директор этой сети Эдуард Федюн отказался каким-либо образом прокомментировать данную информацию.

В то же время источники «ДЕЛА» предполагают, что за счет продажи части АЗС собственники «Калины ЛТД» хотят изыскать средства для поддержания своего бизнеса.

Продается — все

«ДЕЛУ» также стало известно о намерении компании «Кристина» продать свои заправки. Она занимается мелкооптовой торговлей нефтепродуктами, но также владеет шестью АЗС в Запорожской области. «В принципе все продается, и наши заправки не исключение. Но на сегодняшний день реальных предложений или договоренностей у нас нет», — говорит председатель правления «Кристины» Владислав Петров.

Руководитель компании оценивает свои АЗС приблизительно в $1 млн. каждую. Соответственно, стоимость всей сети может составить около $6 млн.

На продажу выставлена еще одна региональная сеть АЗС. Как стало известно «ДЕЛУ», на данный момент рассматривает возможность реализации своих активов сеть «ОВИС», эксплуатирующая четыре заправки в Харьковской области. В компании сообщили, что не желают афишировать информацию о возможной продаже, не став отвечать на вопросы корреспондента.

Невыносимый демпинг

Среди потенциальных покупателей подешевевших АЗС участники рынка называют в первую очередь группу «Приват». На данный момент, по экспертным оценкам, она уже сосредоточила в своих руках около 25% всех станций страны. Сейчас же «Приват» располагает всеми условиями для того, чтобы увеличить свою долю. «В ближайшие годы это будет крупнейший игрок на рынке Украины», — прогнозирует аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

Операторы подтверждают факт огромного влияния крупнейшего игрока на их бизнес. «Обычно мы ориентируемся на рынок, на нормальную наценку. Но последние несколько дней стали продавать по ценам, предлагаемым группой «Приват». Однако экономика у нас совершенно разная — нет своей переработки, доступа к дешевой нефти и прочее. Получается, что мы работаем с мизерной наценкой, продавая бензин по 6,4 грн. за литр вместо 6,6 грн. за литр, чего недостаточно для нормальной деятельности компании», — отмечает Владислав Петров.

По мнению директора консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна, массовые сделки по слиянию и поглощению на рынке розничной торговли нефтепродуктами пока не наблюдаются по той причине, что возможные покупатели ждут падения цен на АЗС. При том что в последнее время они уже значительно подешевели. В середине прошлого года одна станция могла стоить до $5-6 млн., а сейчас средняя цена АЗС составляет $1 млн.

Кроме «Привата», скупкой украинских АЗС могут заняться компании, имеющие российские корни. «До последнего и «ТНК-ВР», и «Лукойл» предпочитали строить свои заправки, чем покупать чужие, но с падением цены, вероятнее всего, они купят ряд небольших сетей», — резюмирует Сергей Куюн.

Наталья Гузенко

Новини

23 Квітня 2024

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

Чилійський виробник сталі скасував рішення про закриття заводів після підвищення мита на китайську продукцію

Рада врегулює створення реєстру біопаливних установок

ВСІ НОВИНИ ⇢