«Зеленый пакет» от ОБСЕ

Точка зору

Взрослое поколение, особенно в Украине, только недавно поняло, что оно почти ничего не оставило для своих детей: загрязненный воздух, земли и реки, тонкий озоновый слой, миллионы тонн отходов, иссякающие природные ресурсы, глобальное потепление. Поэтому перед нынешними школьниками может встать непростой вопрос: как выжить самим и еще что-то оставить своим детям. Для этого подрастающему поколению следует пересмотреть свое поведение и систему ценностей да еще и научить родителей. Для этого в системе образования Европы уже 9 лет внедряется экологическая программа «Зелёный пакет», разработанная Региональным экологическим центром Центральной и Восточной Европы (РЭЦ).

В Украине «Зеленый пакет» при поддержке ОБСЕ в учебную программу школ включат, начиная с нового учебного года. Эта образовательная концепция состоит из 22 тем, посвященных защите окружающей среды и постоянного развития. С момента разработки — в 2001 году — подобное экологическое образование успешно практикуется, начиная с Польши, в 14 странах региона ОБСЕ, включая Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан. Об особенностях внедрения в нашем государстве европейской системы экологического обучения и воспитания «Дню» рассказали посол ОБСЕ в Украине Любомир КОПАЙ и менеджер по проектам ОБСЕ в Украине Ярослав ЮРЦАБА.

— На ваш взгляд, насколько серьезной темой для ОБСЕ является вопрос сохранения окружающей среды, если уже несколько лет подряд ваши специалисты занимаются этой тематикой?

Л.К.: — Я рад, что в последнее время тема экологии начала восприниматься как очень актуальная, потому что экологическая безопасность может быть важнее безопасности военной: жизни и здоровью многих людей нынче угрожает, в первую очередь, экология. Важным здесь является стойкое развитие общества как такового. И хорошей новостью является то, что Украина тоже присоединилась к странам, которые в этой сфере стали «взрослыми», понимают и занимаются этой тематикой. В нашем проекте мы пытаемся путем образования дать понять молодому человеку насколько важно защищать окружающую среду. Он направлен на учеников 8—11 классов. Сразу результатов от внедрения этого образовательного курса вы не увидите, но он рассчитан на длительный срок.

— Не поздно ли учить детей беречь окружающую среду в 8-м классе? Может, нужно начинать с начальной школы…

— В сотрудничестве с Министерством образования и науки Украины мы решили начать с этих классов, потому что это ученики, которые начали уже кое-что понимать. Но я не исключаю то, что если этот проект будет успешным и мы найдем понимание с учителями, то в следующие годы сможем заняться младшими детьми. Сколько школ будут охвачены в этом году — точно мы не знаем, но мы очень хотели бы, чтобы как можно скорее начать проект по всей территории Украины. Способ такой: сначала, на первой фазе мы готовим продукт «Зелёный пакет» для Украины, потому что в каждой стране он имеет свои акценты. То есть, мы будем пытаться отразить в нем украинскую специфику экологических проблем. Вторая фаза — учить учителей: например, двух из каждой области. Третья фаза — это когда эти учителя будут учить других, а последняя — когда учитель учит детей. Мы уже начинаем работать, проект уже разработан вместе с Минобразования и Министерством охраны окружающей природной среды и одобрен Министерством иностранных дел.

— В этой программе — 22 экологические темы. Расскажите, пожалуйста, на примере одной, как будет проходить обучение?

Я. Ю.: — До конца октября должна быть украинская версия этого продукта — материалы для обучения. Первый «Зелёный пакет» был разработан по требованиям заказчика — польского министерства образования. Он был очень базовым и не таким богатым, каким будет наш продукт (поскольку Украина в данном случае будет развиваться на кумулятивных знаниях и опыте 14 стран мира). Всего есть пять глобальных блоков. Каждый из них будет состоять из определенных тем. Первый — это компоненты окружающей среды, второй — угрозы, третий — антропогенные факторы, четвертый — глобальные угрозы, пятый — общечеловеческие ценности, которые должны быть у каждого человека, относящиеся к потреблению, культуре человека. Все блоки подчиняются одной идее — довести до ученика базовое знания.

— Насколько теоретическое обучение будет объединяться с практическим опытом, ведь уроки стойкого развития, которые практикуются в наших и зарубежных школах, предусматривают практические задания: дети учатся, например, экономить воду, ограничивать себя в покупках…

— После каждого урока каждый ребенок будет иметь возможность ответить на дилеммные вопросы. Например: «Вы должны заменить масло в вашем автомобиле. Какой из предложенных методов вы будете использовать?». Ребенку будет предложено несколько вариантов и он будет выбирать метод. Тогда обсуждается повлечет ли этот метод улучшение или ухудшение экологической ситуации. Единственно правильного ответа нет, как и единственно неправильного. Так ребенок учится понимать и делать сознательный выбор. Дилеммные игры — это вариант практического применения знаний.

Следует сказать, что этот продукт разрабатывался как междисциплинарный. Поскольку в системе образования Украины нет отдельного предмета «Экология», к тому же в школе — большая нагрузка на детей, то все эти темы можно использовать на различных уроках — географии, биологии, химии, даже математики. В этом и сила продукта. В других странах была такая же практика. Единственным государством, где все это сделали отдельными предметом, был Азербайджан. В большинстве стран поняли, что лучше использовать «Зелёный пакет» на различных уроках, потому что таким образом детям с разных сторон будут доносить, как правильно относиться к окружающей среде.

— Вы говорили, что в украинском «Зелёном пакете» будут учтены различные аспекты нашей экологии. Знаете ли вы, какие именно?

Л. К.: — Это определяет группа экспертов. А то, что я вижу, так это огромное количество пластиковых бутылок в ваших лесах… Первым проект стартовал в Польше, и, хотя я по их лесам много не ходил, но уверяю вас, что в словацких лесах, значительно меньше таких бутылок.

Я. Ю.: — Мы привлекли к работе Национальный экологический центр Украины, некоторые государственные научно-исследовательские институты, занимающиеся вопросами экологии, экологическую структуру «Молодіжна варта», Одесский экологический университет…

Л.К.: — Эта рабочая группа не является закрытой ни для кого, и если кто-либо заинтересуется и придумает, как адаптировать такой продукт в Украине, то к его мнению прислушаются.

— Финансировать проект будет ОБСЕ?

— Да, на этот проект нам выделено 150 тысяч евро. Наша задача — вместе с украинской властью, педагогами и учеными дать проекту толчок и потом передать проект в руки украинской стороне — чтобы эта хорошая деятельность, которая началась с проектом, продолжалась без нашей поддержки. Наша философия — не постоянно финансировать, а что-то придумать и дать первый толчок к внедрению. Я верю, что этот проект будет продолжаться. Во-первых, потому что наибольшие затраты пойдут на создание этого продукта и обучения, а если человек научится, то он сможет учить детей годами и наши затраты не нужны. Не исключаю, что мы сможем расширить проект на другие категории детей, если в этом будет заинтересована украинская сторона.

— Расскажите пожалуйста об учебном блоке, который отвечает за формирование у детей культуры, ценностей, ведь это — основа бережного отношения к окружающей среде и постоянному развитию.

— Мы все — потребители и ежедневно стоим перед выбором что купить. Например, воду в стеклянной бутылке или пластиковой, взять несколько упаковок и потом их выбросить или обойтись. Все это потом выбрасывается, возникает куча мусора, которая растет. Сознательный потребитель должен понимать, что вместо того, чтобы взять пластиковый пакет, можно взять так называемую экоторбу, которые у нас уже используют… Такие вещи закладываются у нас на уровне подсознания с детства. Поэтому у детей эти ценности будут закладываться благодаря таким долгосрочным инвестициям в образование.

— Будут ли привлекаться к такому обучению родители, ведь они учат детей тому, к чему привыкли, а «Зелёный пакет» будет предлагать другое?

Л.К.: — Я работал в Финляндии и у меня были маленькие дети, которые получали там очень сильное экологическое воспитание. Для нас с женой они были учителями: объясняли нам, например, что когда выносишь мусор, его следует сортировать. Думаю, что в Украине тоже так должно быть.

Я. Ю.: — Один из наших экспертов предложил создать в украинской версии раздел «Учим родителей», в котором давать конкретные рекомендации детям как это делать. Это очень хорошая идея, потому что наши родители — уже сформированы. Они являются очень инерционными и им тяжело менять отношение к окружающей среде. Вы спрашивали не поздно ли в 8-м классе учиться этому предмету… Идея «Зелёного пакета» заключается в том, чтобы работать на школу. Есть ещё один пакет, рассчитанный на начальную школу, но наш является более сложным, потому что он является мультимедийным — нуждается в очень большом количестве экспертов. Поэтому мы решили начать с более тяжелой работы, а потом, если вс- будет хорошо, вернуться к идее «Зелёного пакета» для младших.

— А школы будут работать с вами на добровольных началах, по собственному желанию?

Я. Ю: — Инициаторами и идеологами выступили два министерства Украины — Минобразования и Министерство охраны окружающей природной среды, которые взялись за наполнение продукта. Они будут работать на то, чтобы проект в школах развивался. Минобразования будет предлагать школам «Зелёный пакет» как продукт для использования. Из опыта других стран: не было ни одной школы, которая бы его не оценила. Откровенно скажу, что лучшего продукта я не видел… Мы хотим, чтобы вся страна имела этот ресурс. В Украине — более 20 тысяч школ. С точки зрения Минобразования, если охватить их не меньше 10%, то можно считать, что процесс уже идет. Мы надеемся, что инфляционные процессы не помешают нам сделать нормальное количество продукта — три тысячи пакетов (один — на школу), и что мы будем иметь покрытие более чем 10%. Что очень важно, что проект — мультимедийный. Это не только книжки, это еще и сиди-ром, диски. Я не вижу препятствий для распространения «Зелёного пакета» во всех уголках страны.

Оксана Миколюк

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢