Перед иностранцами неудобно. Почему налоговая система в России либеральнее украинской

Точка зору

Служба внутренних доходов США обрабатывает до 140 млн. годовых деклараций физических лиц. При этом, численность службы составляет чуть более 80 тысяч человек. Сравним это с 58 тысячами служащих ДФС Украины…

 

 

По состоянию на 01 января 2017 года, ДФС собрало в общий бюджет 429 млрд. грн. Таможенные службы ДФС перечислили 235 млрд. грн. Системообразующим налогом является налог на добавленную стоимость – перечисления за предыдущий год (по импорту и внутренним операциям) составили 331 млрд. грн. или более 66% от базовых налоговых поступлений. А теперь вспомним, что по признанию экспертов, НДС – самый "коррупциогенный" налог, из ныне применяемых в Украине.  При этом, сумма возмещения, выплаченная в 2016 году, в основном импортёрам, составила 94 млрд. грн. В такой модели, ДФС становится центром по перераспределению ключевых фискальных потоков: у одних плательщиков – забрать, другим – возместить. 

Впрочем, главная проблема в том, что сырьевая модель украинской экономики оказалась в тупике еще в 2008 году. Продолжать уповать на её оживление и ждать, когда она покажет признаки жизни – значит обрекать себя на постепенную деструкцию. Поэтому для "загрузки" новой модели и структурных реформ необходимо выигрывать конкурентную борьбу среди стран-конкурентов. И начинать надо с показателя налоговой нагрузки. Он должен быть ниже, чем у основных конкурентов. Иначе инвестиции уйдут к ним.

Paying Taxes 2017 (совместный проект группы PwC и Всемирного банка) представляет ежегодное исследование фискальной простоты в 190 странах мира. Критерии, по которым оцениваются экономики – совокупная налоговая нагрузка (общая ставка налогообложения), административная нагрузка (время, потраченное на составление и сдачу отчётности) и операционная нагрузка (количество налоговых платежей). В странах с высокой административной нагрузкой, малый и средний бизнес зачастую не может передать данные функции на аутсорсинг, как это происходит в развитых странах и находится в угнетённом состоянии либо переходит в "тень".

Украина в этом рейтинге занимает 84 место (2016 год), улучшив свою позицию лишь на один (!) пункт по сравнению с 2015 годом. Самый большой скачок в рейтинге наша страна осуществила, как это ни парадоксально, в период горячей военной фазы, в 2013 – 2014 годах: со 164 позиции в 2013 до 108 в 2014 году. Кризис подганял. С тех пор, желание реформироваться заметно ослабло. В 2015 году по инерции перешли на 85 позицию и забуксовали. В прошлом году, например, упростили учёт налога на прибыль, но усложнили администрирование НДС. В 2017 году, планируют упростить учёт НДС, зато ожидается усложнение администрирования налога на прибыль…

Украина с точки зрения налоговой нагрузки, значительно "превосходит" не только развитые экономики, но даже все крупные рынки развивающихся стран, за исключением Южной Америки, где, как у нас сильны популистские методы управления.

Та же картина маслом и при сравнении стран соседей. На старте нас обходят Польша и Турция, Грузия в жёлтой майке лидера. Даже РФ выглядит либеральнее. Допустим, что снижение фискальной нагрузки дело сложное. Особенно в стране где 20 миллионов льготников и 30% населения уже находятся на пенсии. Но что мешает снять административную нагрузку, что неминуемо даст толчок развитию малого и среднего бизнеса? А это уже не только внешние, но и внутренние инвестиции, тем более, что ресурс у населения и бизнеса в кубышке есть (по самым скромны оценкам – порядка 50 млрд. долларов).

Но, административная нагрузка в Украине одна из самых высоких. Здесь мы традиционно равняемся на латиноамериканских братьев. Среди стран – региональных конкурентов, ситуация ещё печальнее.

Тут, как ни странно, в лидерах не Грузия, а Беларусь и РФ. В случае ликвидации упрощённой системы налогообложения (введение которой дало старт улучшению национальных рейтингов Украины) как того требует МВФ в 2018 году, следует ожидать ухудшения наших позиций в мировой "фискальной" шкале. Ну а пока, нашими соседями по рейтингу (сверху и снизу) являются такие "тигры" как: Тонга, Сирия, Маршалловы острова, Болгария, Барбадос, Кабо Верде, Сьерра-Леоне и Армения.

Следующий аспект, который создаёт благоприятный либо негативный фискальный фон – процедура оспаривания решений фискальных служб и соответствующая судебная практика.

На данный момент, плательщику, который не согласен с налоговым решением, необходимо пройти процедуру апелляции в самой фискальной службе, а затем, в случае отказа, перейти к судебной процедуре. А там, рассмотрение дела может попасть даже в компетенцию Верховного суда. На всё это уходят годы.

Анонсированная судебная реформа растянется на несколько лет (в лучшем случае). Но этого времени у украинской экономики нет. Может так статься, что через пять лет применять нормы материального права будет уже не к кому. Дабы привлечь инвесторов, Украина могла бы пойти на беспрецедентное решение, на которое не решались страны-конкуренты. Ввести отдельный коммерческий арбитражный суд, который рассматривал бы споры государства и плательщиков налогов, сформированный на прозрачной, профессиональной основе, с привлечением ведущих специалистов материального права. Пусть его услуги стоили бы дороже, но он бы обеспечивал быстрое рассмотрение дел.

Если же сравнивать нашу фискальную службу с аналогичными структурами развитых стран, наибольшее отличие состоит в наборе сервисных функций. На западе, фискальные службы берут на себя большую часть администрирования налоговых обязательств, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Для этого, к услугам плательщиков – специальные консультационные службы, личные электронные кабинеты, а также процедура налогового аудита, когда плательщик может абсолютно бесплатно заказать аудит, который поможет ему определить налоговые обязательства. Уровень бюрократии и двойного дублирования функций на порядок ниже, чем у нас.

Например, в США налогоплательщики получают 90% причитающейся им компенсации переплаченных налогов в течение 21 дня. Служба внутренних доходов США обрабатывает до 140 млн. годовых деклараций физических лиц. При этом, численность службы составляет чуть более 80 тысяч человек: подразделения по обработке налоговых деклараций – 30 тыс. человек, по проверке налоговых деклараций – 35 тысяч; по взиманию налогов -15 тысяч, служба криминальных расследований – не более 3 тыс. Сравним это с 58 тысячами служащих ДФС Украины….

Ключевое значение имеет и правильно определённый функционал, "заточенность" государственного регулятивного органа. Применительно к налоговой службе США – это не задача поймать и "закошмарить" бизнес, а стимулировать добровольную уплату налогов.

Эта непростая задача решается посредством постоянного "диалогового окна" с плательщиком, своевременного возврата переплаченных сумм налогов, сокращения административной нагрузки на плательщиков.

В этой связи, хотелось бы, что бы наши фискалы иногда заглядывали на сайт налогового управления США. Данный ресурс является образчиком правильного диалогового окна с инвесторами и плательщиками налогов. Ведётся на английском, испанском, китайском, японском, вьетнамском и русском языках. 

И в завершении. Знакомство инвестора/плательщика с налоговыми правилами США, как в хорошем полицейском боевике, начинается с зачитывания прав.

Инвестируя в США, Вы имеете право на:

 • профессиональное и вежливое обращение со стороны сотрудников Налогового управления США.

 • на охрану личной информации и конфиденциальность в налоговых вопросах.

 • на знание причин, по которым Налоговое управление США запрашивает информацию, а также того, как Налоговое управление США ею воспользуется, и что произойдет в том случае, если запрошенная информация не будет представлена.

 • на представительство, как самостоятельное, так и назначенным представителем.

 • на апелляцию в Налоговом управлении США или в судах при наличии разногласий.

Хорошая фискальная система начинается с защиты прав тех, кто её "кормит". Государству пора научится не кусать руку дающего и не плевать в колодец, из которого "пьёт воду" вся страна.

Алексей КУЩ

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢