Свет в конце сезона

В оперном разделе конкурса "Золотой маски" сенсаций не произошло, считает Юлия Бедерова.

По большинству прогнозов, лучшим спектаклем должен был стать один из двух: "Роделинда" Генделя в постановке Ричарда Джонса–Кристофера Мулдса в Большом театре или "Травиата" Роберта Уилсона–Теодора Курентзиса в Пермском театре оперы и балета. Выиграл Гендель, "Роделинде" же досталась и режиссерская "Маска".

В свою очередь, "Травиата" превзошла удачливую конкурентку по количеству наград: у нее "Маска" за работу дирижера, приз за лучшую женскую роль (Надежда Павлова) и, пожалуй, единственно острое, даже игривое решение жюри оперного конкурса — "Маска" Роберту Уилсону за лучшую работу художника по свету. После победы Джонса в режиссерской номинации и Этель Иошпы в номинации "Лучшая работа художника" ("Саломея" в театре "Новая опера") ничего другого американскому мастеру уже не оставалось.

Победа легендарного драматического и оперного режиссера Роберта Уилсона в "световой" номинации хотя и звучит курьезом, но точна и справедлива. Свет в "Травиате", ставшей не только художественным, но также медийным и едва ли не общественно-политическим событием сезона, делает огромный объем работы. Из него главным образом сотканы сценическая архитектура и декорации, сшита эмоциональная партитура, в нем концентрируется смысл "Травиаты" как спектакля о хрупкости индивидуальных чувств в оковах социальной ритуальности (и буржуазного театра как ее точного воплощения).

Без виртуозно выстроенной цепи световых событий, подчеркивающих, в какой космически трагической пустоте живут герои романтической оперы и как они похожи на китайских болванчиков, фарфоровых пастушек и трубочистов одновременно, тех, кому никогда не обнять друг друга на каминной полке, не стал бы возможен утонченный диалог театрального и музыкального текстов, сделавший пермскую "Травиату" выдающейся постановкой.

Прихотливый и одновременно строгий по динамике и артикуляции курентзисовский оркестр представил Верди сухим и прозрачным, как будто отжатым, ажурным и в то же время непривычно многоплановым. А раскрытые купюры заставили по-новому, без инерции услышать подробно-номерной вердиевский текст как напряженно-тихую камерную драму.

В то же время у Курентзиса с "Травиатой" в конкурсе были сильные конкуренты. И если единственный мариинский спектакль в списке номинантов — неординарный по музыкальному качеству "Симон Бокканегра" — из-за нежелания театра согласовывать сроки показов к финалу выбыл из конкурса (впрочем, сам Гергиев все равно давно отказался номинироваться на "Маску"), то чуткость и тонкость работы дирижера Кристофера Мулдса в триумфальной "Роделинде" сделала для московского Генделя едва ли не больше, чем точность Курентзиса для пермской "Травиаты". Но тут, увы, у жюри уже не было запасного маневра, подобного "осветительскому" призу Роберту Уилсону.

Еще одной потерей из-за слетевшего с конкурса "Симона Бокканегры" стало неучастие Владислава Сулимского в состязании за лучшую мужскую роль. Так что еще до решения жюри стало понятно, что Сулимский с одной из самых важных и сильных мужских партий сезона не сможет конкурировать с восходящей звездой Театра Станиславского и Немировича-Данченко Липаритом Аветисяном, вошедшим в номинантский список с ролью де Грие в декоративно-обаятельной "Манон" Андрейса Жагарса.

Зато полный состав сильных соперниц, включая Ксению Дудникову (заглавная партия в екатеринбургской "Кармен"), Надю Михаэль (Катерина Измайлова Большого театра), Диляру Идрисову (Иола в "Геракле" Башкирского оперного театра), участвовал в соревновании с открытием пермской "Травиаты" — Надеждой Павловой. Последней, по мнению жюри, равных так и не нашлось, и победа певицы, сделавшей партию с удивительной вокальной и актерской смелостью, точностью и экспрессией, по всем признакам честна и непринужденна.

Традиционная дипломатия спецпризов жюри музыкального театра в этот раз коснулась еще одного регионального и уже потому героического Генделя — уфимского "Геракла". А не менее традиционно драматичная коллизия композиторской номинации после всей острой полемики, вызванной решениями последних сезонов, разрешилась предсказуемо статуарным выбором Эдуарда Артемьева за партитуру мюзикла "Преступление и наказание".

В то время как партитура Александра Маноцкова, сочинившего драматургический каркас, ритм, звук, временную структуру и интонационную ткань новосибирской "Снегурочки" (в спектакле–триумфаторе номинации "Эксперимент" сложно услышать черты традиционного оперного жанра; к тому же, согласно универсальной формуле одного из членов жюри прошлых лет, "опера — это там, где поют"), путь к сердцу жюри нынешнего конкурса не нашла. Судя по всему, время оценивать непривычный репертуар или небывалый свет сегодня уже пришло, а вот время замечать новую музыку с ее прорывами и свободой — еще не настало.

МинПром

    

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢