Из России с Нелюбовью

Международный кинофестиваль, открывающийся сегодня в Канне, обещает 12 насыщенных дней просмотров, множество параллельных событий и — в качестве коды — награждение победителей.

Претендовать на призы в престижной селекции будут и три фильма, полностью или частично российские: "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, "Кроткая" Сергея Лозницы и "Теснота" Кантемира Балагова. Комментирует Елена Плахова.

Каннский фестиваль пройдет в 70-й раз, и эта цифра настраивает на историко-архивный, даже ностальгический лад. Фестиваль мира номер один породил уже свою историю и своих историков, а к юбилею издал большую иллюстрированную книгу, где каждый фестиваль, от первого до 69-го, описывает один из кинокритиков — большей частью из Франции, но также из Италии, Германии, США, Турции, Китая, Израиля и России.

Автор российской статьи обозреватель "Ъ" Андрей Плахов рассказывает о фестивале 1990 года, когда на волне перестройки праздновал триумф постсоветский кинематограф. Тогда тоже в официальной программе были представлены три фильма — "Запрещенные люди" Глеба Панфилова, "Такси-блюз" Павла Лунгина и "Замри, умри, воскресни" Виталия Каневского — и все получили почетные награды. Всего же в каннских программах 1990 года участвовали десять фильмов из Восточной Европы и восемь — из республик СССР.

В 2017 году такую ситуацию трудно даже представить. Интерес к кинопродукции нашей части мира резко пошел на убыль по сравнению с эпохами оттепели и перестройки. Самый большой успех в Канне наше кино снискало в 1958 году, когда победил фильм Михаила Калатозова "Летят журвли". Этот успех до сих пор не повторился: даже Андрей Тарковский, трижды участвовавший в каннском конкурсе, не завоевал Золотой пальмовой ветви.

Не удалось это ни Никите Михалкову, ни Александру Сокурову, ни Андрею Звягинцеву: все они получали другие призы, но не главный. Нынешний год дает российским кинематографистам новый шанс, но реализуется ли он? Пока можно только сказать, что у них будут весьма серьезные соперники.

Это прежде всего крупнейший режиссер современности Михаэль Ханеке. Его фильм "Хеппи-энд", судя по просочившимся сведениям, сатира на буржуазную семью, хотя, зная Ханеке, можно предположить, что этим почтенным жанром дело не ограничится и, скорее всего, он претерпит какой-то радикальный поворот. В главной роли — любимая актриса режиссера Изабель Юппер, в фильме играет и Жан-Луи Трентиньян.

Все трое уже встречались на съемочной площадке картины "Любовь", тоже снятой австрийским режиссером во Франции и принесшей ему вторую, после "Белой ленты", Золотую пальмовую ветвь. Если Ханеке срежет ее в третий раз, это будет революционный случай в истории Каннского фестиваля.

В конкурсе, как всегда, хватает французских фильмов. Это новые работы Арно Деплешена (его "Призраки Исмаэля" открывают фестиваль), Франсуа Озона ("Двуличный любовник") и Мишеля Хазанавичюса ("Молодой Годар"). Еще одна претендентка на большие награды — София Коппола с костюмной драмой "Роковое искушение", действие которой происходит в США во время Гражданской войны, а в главных ролях выступают Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фэннинг.

Кидман играет и в другой конкурсной картине — "Убийство священного оленя" модного грека Йоргоса Лантимоса, который перешел в англоязычное кино и опять, как и в своем предыдущем фильме "Лобстер", снимает Колина Фаррелла. Эту ленту многие критики заранее числят одной из главных фавориток конкурса. Нельзя сбрасывать со счетов и американского режиссера-стилиста Тодда Хейнса: его новый фильм называется "Мир, полный чудес".

Все перечисленные картины — из арсенала так называемого серьезного кинематографа, но в конкурсе хватает и работ более легкого, если не сказать легкомысленного жанра. Это, судя по всему, комедийная, проникнутая еврейским юмором "История семьи Майровиц", где играют Адам Сэндлер, Бен Стиллер, Эмма Томпсон и ветеран Дастин Хоффман.

Это также два корейских фильма — "На следующий день" Хон Сан Су и "Окча" Пон Чун Хо, в которых, зная манеры этих режиссеров, легко заподозрить пародию и легкое надувательство. Поскольку жюри возглавляет Педро Альмодовар, некогда отдававший дань всяческим хулиганствам, а с возрастом приобретший приличествующую классику серьезность, предсказать характер его предпочтений весьма затруднительно.

Насколько органично впишутся в каннский контекст российские фильмы? "Нелюбовь" Звягинцева, похоже, тяготеет к бергмановской традиции экзистенциальной драмы, а в "Кроткой" Лозницы можно будет уловить осовремененные мотивы Достоевского. "Тесноту" Балагова, ученика Александра Сокурова, покажут в "Особом взгляде", и это будет редкий образец кино made in Russia, не стесняющегося смотреть в глаза правде реалий: в данном случае речь идет об этнических конфликтах на Кавказе.

Все три фильма, представляющие Россию на самом главном международном фестивале, сняты без финансовой поддержки государства — и это, конечно, столь же симптоматично, сколь абсурдно. "Нелюбовь" покажут уже завтра: так что первых реакций на российское кино осталось ждать недолго.

МинПром

    

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢