Химическая зависимость от России может стать преградой для украинского экспорта

Точка зору

В конце апреля в Гамбурге Украина презентовала Экспортную стратегию на 2017-2021 гг. В Украине стратегия была представлена в конце марта Министерством экономического развития и торговли Украины (далее – МЭРТ). По заявлениям украинских чиновников, основные экспортные показатели будут достигнуты за счет поставок сельскохозяйственного сырья. Тем не менее, из текста стратегии следует, что ее реализация будет проходить на фоне игнорирования других отраслей экономики, особое место среди которых занимает отечественная химия. Подобная недальновидность, по мнению экспертов, приведет лишь к кратковременному успеху стратегии и может спровоцировать утрату украинских позиций в других отраслях экономики.

Разработка Дорожной карты стратегии украинского экспорта являлась частью обязательств, взятых нами в рамках Всемирной торговой организации. Документ предусматривает выполнение 56 первоочередных задач и ориентирован, прежде всего, на увеличение экспортных возможностей отечественного малого и среднего бизнеса. Авторы дорожной карты к экспортоориентированным отраслям экономики отнесли украинские информационно-коммуникационные технологии, креативные услуги, туризм, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, производство запасных частей и комплектующих изделий для аэрокосмической и авиационной промышленности, машиностроение и пищевую промышленность.

Стратегической, по их мнению, станет сельскохозяйственная отрасль Украины. Именно за счет нее правительство хочет показать успешность нововведения. Обусловлено это как объективными конкурентными преимуществами, которые Украина должна использовать уже сегодня, так и невероятно быстрым развитием этой отрасли, считает один из идеологов стратегии, замминистра аграрной политики Ольга Трофимцева. По ее словам, экспорт украинских аграрных и пищевых продуктов уже превысил 15,5 млрд долл. за прошлый год и составил 42,5% от общего экспорта страны. Кроме этого, в 2016-м мы собрали рекордный урожай зерновых – 66 млн тонн, чем превысили прошлогодний показатель почти на 6 млн тонн. По состоянию на май текущего года, уже экспортировано около 37 млн тонн зерновых. А до конца маркетингового года, по прогнозу министерства, показатель экспорта может возрасти до 40 млн.

Такая статистика Минагропрода свидетельствует о реальной приоритетности данной отрасли для украинского экспорта. При этом данные показатели достигнуты не за счет продуктов отечественной сельскохозяйственной переработки, которые могли бы поставляться за рубеж под украинским брендом, а о банальном сырье.

Но даже в таком контексте, перспективы украинского экспорта не такие радужные, как того хотят чиновники. Уровень нашего экспорта все еще не достигает докризисного 2012-го, поскольку за последние четыре года продажа украинских товаров за рубежом упала практически вдвое (с 82,2 млрд долл. до 44,9 млрд долл.). При этом, согласно статистике, прежние экспортные показатели делались не только аграриями, но и металлургией, и химией.

Эксперты утверждают, что делать ставку только на экспорт сельхозпродукции – опрометчиво. "УкрАгроКонсалт" уже прогнозирует снижение в 2017 г. показателей урожая в Украине на 7,7%. А замдиректора Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Михаил Данкевич заявляет о неизбежном росте себестоимости аграрного производства, а значит – и внутренней цены на зерновые культуры, ориентировочно, на 10-15%. По его мнению, спровоцировано это будет, упразднением с 1 января 2017 г. специального режима налога на добавленную стоимость (НДС) для аграриев, негативной ситуацией с удобрениями, повышениями тарифов на железнодорожные перевозки, потребностью замены 80% сельхозтехники в Украине.

Без развития сопутствующих отраслей промышленности, производительность аграрного сектора развиваться не будет. От стабильности развития украинской агрохимии и нефтехимии может зависеть дальнейший успех реализации экспортной стратегии. Ведь собственные удобрения способны повысить урожайность, а дешевое топливо – снизить себестоимость производства аграрной продукции и улучшить ее конкурентоспособность. Пока же эти отрасли украинской экономики остаются без должного внимания правительства и находятся под пристальным вниманием Кремля, а уже в скором времени могут быть монополизированы российскими производителями.

***

Эксперты отмечают, что на протяжении последних 5 лет количество потребляемых украинскими аграриями удобрений колеблется на уровне от 75 до 82 кг на 1 га, что позволяет нам удерживать последние два года рекордные показатели урожайности. Украинский ученый Владимир Моргун в одном из интервью сказал, что украинским аграриям несложно будет достичь и более высоких результатов. Например, на уровне 80-100 млн тонн зерна ежегодно, но для этого им потребуется вносить 240 кг удобрений на 1 га, а это порядка 6,5-7 млн тонн минудобрений ежегодно. Отечественная химическая промышленность, если обеспечить ей нормальные условия для работы, способна обеспечить 8,5 млн тонн.

Сегодняшняя реальность совершенно другая. Рынок химических удобрений Украины находится на грани "вымирания" и в скором будущем может оказаться монополизированным Россией.

Так, президент Союза химиков Украины Алексей Голубев говорит о том, что в 2016-м Украина заплатила за импортные удобрения 30 млрд грн, из которых 21 млрд могла обеспечить отечественная промышленность. При этом, 70% импорта пришло из России, которая обладая более дешевым газом – главным сырьем для производства азотных удобрений – имеет возможность искушать украинских фермеров ценой ниже рыночной.

Начиная с 2014 г., украинская власть предпринимала попытку обезопасить отечественный рынок удобрений от российских производителей. Тогда Межведомственная комиссия по международной торговле (далее – МКМТ) ввела заградительные пошлины на аммиачную селитру – наиболее востребованный на украинском рынке вид удобрений. И как показал опыт, введение пошлин отчасти защитило украинские предприятия, и практически не привело к подорожанию посевной кампании. Но уже в конце 2015-го в Украине был принят закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дерегуляции в АПК", которым был открыт рынок для зарубежных производителей удобрений. Но вместо ожидаемых поставок из Европы этим законом воспользовались, в основном, российские производители через ввоз различных суррогатов селитры под видом "новых продуктов" в обход пошлин. Уже по итогам 2016 г. Украина значительно увеличила в сравнении с предыдущим годом импорт химической продукции. В частности импорт одних только минеральных удобрений из России вырос почти до 2 млн тонн.

27 декабря 2016 г. МКМТ установила факт демпингового импорта из РФ, а также признала, что существует причинно-следственная связь между демпинговым импортом в Украину некоторых видов азотных удобрений происхождением из России и существенным ущербом, причиненным национальному товаропроизводителю. Комиссия также установила, что национальные интересы Украины требуют применения окончательных антидемпинговых мер, после чего приняла решение от 27.12.2016 №АД-363/2016/4411-05 "О применении окончательных антидемпинговых мер относительно импорта в Украину некоторых азотных удобрений происхождением из Российской Федерации" до 01.07.2017 г.

Но уже 13 февраля текущего года комиссия, которую возглавляет первый вице-премьер, глава МЭРТ и главный идеолог новой экспортной стратегии Степан Кубив, принимает решение приостановить действие антидемпинговых мер. Этому новому решению дается краткое объяснение – обеспечить весеннюю посевную 2017-го и обеспечить альтернативные поставки удобрений из других стран. В первую очередь – через отмену таможенных пошлин на эти продукты. А если учесть то, что в марте 2017-го впервые в истории украинской химической промышленности в разгар подготовки к посевной были остановлены два крупнейших производителя удобрений страны – ровенский и черкасский "Азоты", то такие условия стали для россиян просто "тепличными". Тем более, что с 2015-го вместе со своими партнерами по ЕврАзЭС Россия сделала значительный рывок в реализации новых проектов в химической отрасли.

Эксперт химического рынка Тамара Ковеня утверждает, что в РФ в 2016 г. реализовано или находятся в стадии практической реализации 78 инвестиционных проектов, в Белоруссии – 17, в Казахстане – 16.

"В перечень включены далеко не все инвестиционные проекты. Вне перечня осталась значительная часть проектов, которые реализуются в малотоннажной химии или же незначительные по капиталоемкости и имеют региональное значение", – говорит эксперт.

Следует отметить, что и в РФ, и в Белоруссии, и в Казахстане разработаны, утверждены и реализуются среднесрочные и долгосрочные национальные стратегии (программы) развития химической промышленности (преимущественно к 2025 и 2030 года). Значительная часть инвестиционных проектов имеет государственное субсидирование и прямую государственную (бюджетную) поддержку.

В Украине же в химической промышленности реализуется незначительное количество проектов. В основном это проекты локального статуса, которые не имеют стратегического значения, или же проекты, связанные с расширением товарного ассортимента (товарной линейки) традиционной продукции.

Исходя из этого, в краткосрочной перспективе вышеуказанные страны увеличат объемы производства химической продукции во всех сегментах и товарных линейках. "Значительная часть этих инвестиционных проектов являются экспортоориентированными, а их потенциал будет направлен, прежде всего, на поставки в Украину. Таким образом, можно прогнозировать, что в ближайшие два-три года уровень импортозависимости нашего внутреннего химического рынка возрастет до 82-85%", –  Тамара Ковеня.

Также она считает, что "это повлечет дальнейшее снижение конкурентоспособности отечественной химической продукции, ослабит позиции и статусность отечественного химпрома как базовой отрасли развития национальной промышленности".

Глава Союза агрохимиков Украины Сергей Рубан говорит о том, что такое развитие событий будет худшим сценарием для украинского аграрного рынка.

"Российские компании не являются независимыми, их доминирование на украинском агрохимическом рынке несет риски национальной экономической и продовольственной безопасности. Они не скрывают, что их главной целью является максимизация прибыли. Цена удобрений для Украины будет настолько высокой, насколько сможет себе позволить украинский аграрный сектор, как только станет понятно, что украинские химические предприятия не возобновят работу. А объемы поставок будут зависеть не только от возможностей производителей и покупателей, но и от политических решений руководителей России", – считает эксперт.

***

Еще одним проблемным вопросом на пути реализации экспортной стратегии Украины, по мнению экспертов, может стать возрастающая зависимость Украины от импорта зарубежного топлива. Его цена для украинских аграриев будет влиять на стоимость посевной, уборки урожая и доставки готовой продукции на внешние рынки – а значит и на конкурентоспособность отечественного сырья.

Речь, прежде всего, об усиливающейся роли на украинском рынке белорусских и российских экспортеров нефтепродуктов.

Так, в январе-марте 2017-го Украина импортировала нефтепродуктов на 869,8 млн долл., что на 62,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Согласно данным Госкомстата, импорт нефтепродуктов из Белоруссии в денежном выражении составил 458,5 млн долл. (52,7% от расходов на импорт нефтепродуктов), из России — 209,4 млн долл. (24%), из Греции — 56,6 млн долл. (доля 6,5%). Из других стран за отчетный период было импортировано нефтепродуктов на 145 млн долл. В 2016-м больше всего нефтепродуктов, в частности бензин, дизтопливо, мазут, реактивное топливо, Украина также импортировала из Белоруссии (на 1,794 млрд долл.) и России (на 542,755 млн долл.).

Ситуация усугубляется еще и тем, что это происходит на фоне общего падения промышленного производства в Украине.

Например, падение производства продуктов нефтепереработки в Украине в феврале 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило ориентировочно 23,3%.

При этом, по данным Научно-исследовательского института технико-экономической информации в химической промышленности, "при анализе поставок в Украину белорусской нефтехимии оценить реальные источники ее происхождения практически невозможно. В таком случае, учитывая, что главным поставщиком нефти для НПЗ Белоруссии на сегодняшний день является РФ, нельзя исключать вероятность использования Москвой белорусского нефтехимического рынка для дальнейшей реализации собственного избытка этой продукции в Украине".

Также следует отметить, что Кремль будет стремиться и дальше обеспечивать Белоруссию дешевой нефтью, в т. ч. чтобы добиться большей зависимости Киева от белорусского импорта нефтепродуктов.

Об этом свидетельствуют последние договоренности между Москвой и Минском, достигнутые в апреле 2017-го в ходе решения сторонами газовых споров. Согласно им, Россия восстанавливает поставки беспошлинной нефти белорусским НПЗ. Теперь Белоруссия до 2024 г. будет получать ежегодно 24 млн тонн, 18 из которых будут перерабатываться на мощностях белорусских НПЗ, остальные 6 – попадать под таможенные процедуры, что даст Минску возможность зачислять уже экспортные пошлины непосредственно в свой бюджет. Кроме этого, Кремль снял с белорусов прежние обязательства ежегодно возвращать в РФ переработанную нефть в размере 1 млн тонн.

Совершенно очевидно, говорит младший партнер Консалтинговой группы "НЭО Центр" Александр Ракша, что "в отсутствие альтернатив, спрос на белорусские нефтепродукты в Украине будет расти. Только в прошлом году этот рост составил 62%. Таким образом, отправляемая в Белоруссию, да еще и железнодорожным транспортом, беспошлинная нефть позволяет республике очень неплохо зарабатывать".

***

В тех обстоятельствах, в которых нашей стране сегодня приходится реализовывать новую Экспортную стратегию 2017-2021, не понятны мотивы игнорирования украинскими властями тех секторов отечественной экономики, где ранее мы способны были составлять конкуренцию той же Европе. А невнимание к тем отраслям отечественной экономики, в которых традиционно, кроме нас, всегда была сильна Россия (химия, металлургия, энергетика), дает Кремлю приоритетное преимущество. Москва продолжает искать решения, которые позволят в среднесрочной перспективе расширить ее присутствие в Украине и удержать Киев в области своих интересов.

Павел Горин

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢