Как Укрзализныця договаривается с бизнесом о повышении тарифов

Точка зору

"Укрзализныця" намерена повысить ж/д тарифы на грузоперевозки с помощью индексации, что в итоге приведет к их повышению на 15%. Ранее рассматривалась возможность индексации на 22,5%, но это предложение не согласовали с главными клиентами.

По словам директора по экономике и финансам "Укрзализныци" Андрея Рязанцева, индексация тарифов на грузовые ж/д перевозки, предусмотренная в консолидированном финансовом плане ПАО "Укрзализныця" на 2017 год, позволит ведомству лишь частично решить самую острую проблему перевозчика — обновление подвижного состава.

"Другие ресурсы компания будет получать от улучшения внутренней эффективности и привлечения дополнительных средств", — отметил Рязанцев на вчерашнем совещании с участниками транспортного рынка в Федерации работодателей Украины, посвященной вопросу индексации тарифов на грузовые ж/д перевозки.

На что пойдут деньги

По словам Рязанцева, на сегодняшний день подвижной состав "Укрзализныци" изношен более чем на 90%, поэтому через несколько лет закончится срок службы практически большинства имеющихся в компании вагонов и локомотивов.

Для решения проблемы в "Укрзализныце" подготовлена ​​программа обновления подвижного состава до 2021 года, бюджет которой составляет 108 млрд грн.

Согласно программе, которая имеется в распоряжении Delo.UA, "Укрзализныця" планирует в течение 5 лет инвестировать 28 млрд грн в грузовые вагоны, из которых 18 млрд грн будет инвестировано в покупку 20 тыс. новых вагонов, 6,5 млрд грн — в модернизацию около 10 тыс. вагонов, остальные средства будут вложены на капитальные ремонты грузовых вагонов.

Также УЗ запланировала 34 млрд грн инвестиций в пассажирский состав. Инвестиции в тягу за 5 лет составят 40 млрд грн, из которых 30 млрд грн — приобретение новых локомотивов (около 120 электровозов и более 60 магистральных тепловозов), и 9,5 млрд грн — на модернизацию и ремонт.

Что даст повышение тарифов

В "Укрзализныце" обещают, что за счет этих инвестиций, а также вложений в инфраструктуру ведомство сможет обеспечить перевозку грузов и пассажиров, а также улучшить показатели операционной деятельности, которые влияют на качество перевозок, в том числе оборот грузового вагона.

"В стратегии мы закладывали индексации тарифов на уровне роста индекса цен производителей, и при этом фактически лишь 28% потребностей УЗ будут покрываться за счет изменения тарифа. У нас нет никакой возможности за счет только индексации тарифов отремонтировать и обновить подвижной состав полностью, потому что он доведен до крайности. Доходов от индексации в 2017-2021 гг. хватит покрыть лишь 28% инвестиций. Остальные — это будет наша внутренняя эффективность или это будет привлечение ресурсов, если рыночная конъюнктура позволит безубыточно получать кредиты в нацвалюте", — отметил Рязанцев.

В "Укрзализныце" неоднократно сообщали о повышении эффективности предприятия. Так, по данным УЗ, в течение 2016-2017 гг. перевозчику удалось улучшить финрезультат на 16,8 млрд грн.

"В начале года нам говорили, чтобы мы показали эффективность без поднятия тарифа — и тогда рынок поддержит повышение (тарифов — Ред.). Мы впервые вышли на прибыльную деятельность по международным стандартам. Хотя это лишь 122 млн грн на конец первого полугодия 2017 года, но это при убыточности пассажирских перевозок на сумму около 5 млрд грн. Мы показали свою эффективность без повышения тарифов", — отметил Рязанцев.

Как относится бизнес

Вместе с тем бизнес критически воспринимает планируемое повышение тарифов. Но если у УЗ есть свои доводы, такие как острая необходимость обновления подвижного состава и рост цен на продукцию, которую потребляет отрасль, то у бизнеса — свои.

В частности, УЗ не раз проводила повышение тарифов, мотивируя это тем, что износ подвижного состава критический. Но ни одно повышение тарифов кардинально не поменяло ситуацию.

"В последние годы повышаются тарифы. С одной стороны, это ожидаемо, все понимают, что происходит с курсом, начиная с 2014 года. За это время уже прошло два повышения, от чего "Укрзализныця" получила дополнительно около 20 млрд грн", — сообщил президент Объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков, добавив, что износ подвижного состава ведомства остается критическим.

Кроме того, Каленков назвал ряд нерешенных в "Укрзализныце" проблем, таких как субсидирование пассажирских перевозок, утверждение финплана в конце года и неэффективное освоение капитальных инвестиций.

"Нюанс в том, что при неутвержденном финплане госкомпания не может проводить капинвестиции. Правительство пошло навстречу ж/д ведомству и разрешило вложить до 16 млрд грн на капитальные инвестиции. Всего проект финплана на 2017 год предусматривал около 26 млрд грн инвестиций. Предполагалось, что 16 млрд грн — собственные капинвестиции, 10 млрд грн — за счет индексации тарифов с февраля 2017 года (изначально повышение тарифов планировалось провести с 1.02.2017 г. — Ред.). В результате за первое полугодие этого года было освоено около 2,6 млрд грн. При этом в сентябре подается обновленный финплан и принимается инвестпрограмма на 16 млрд грн. Есть большие сомнения, что "Укрзализныця" освоит эти деньги", — сетует Каленков.

В противовес УЗ Федерация работодателей Украины предлагает с 1 октября 2017 года повысить ж/д тарифы на грузоперевозки на 8,4% (в рамках фактического индекса промышленных цен), а в 2018 году провести повышение на 9% в два этапа по 4,5% с 1 апреля и 1 октября.

Каленков отметил, что если "Укрзализныця" с 1 апреля планирует провести повышение, то в марте ведомство должно отчитаться, сколько средств и куда было инвестировано. "Это должны быть переговоры, на которых бизнес увидит эффективные инвестиции УЗ", — рассказал Каленков.

Также он сообщил, что "Укрметаллургпром" и "Укрзализныця" договорились до середины 2018-го согласовать основные принципы тарифообразования на последующие три года для дальнейшего планирования.

Проблема приходит не одна

Еще одной проблемой, кроме необходимой индексации, по словам экспертов, являются непрофильные активы УЗ. Здесь ситуация похожа на пассажирские перевозки: эти активы убыточны, и дополнительная финансовая нагрузка ложится на грузовую деятельность "Укрзализныци". В УЗ не первый год пытаются решить эту проблему, но пока эта идея отразилась только в стратегии до 2021 года.

Как утверждал директор ЦТС-Консалтинг Сергей Вовк, в УЗ в новой стратегии признают избыточность активов — не только предприятий, а и целых направлений. Однако ничего с ним сделать не могут. "При этом распоряжаться каким-то образом избыточным имуществом они не могут. Даже отдать в аренду не могут", — рассказывает эксперт.

При этом, что касается публичной инфраструктуры, путей, обеспечения безопасности и т.д., — они однозначно останутся за государством. Это также предусмотрено действующим законодательством.

Вовк утверждает, что только в августе-сентябре был разработан новый порядок распоряжения непрофильными активами, и он должен быть презентован до конца года. Новая стратегия коснется объектов социальной сферы, которые до сих пор находятся на балансе УЗ и генерируют весьма большую расходную часть.

"Например, щебенный бизнес. В состав УЗ входит несколько карьеров по добыче щебня. На данный момент эти карьеры являются планово-убыточными. По факту УЗ дотирует это за счет грузовых перевозок. С другой стороны, УЗ сама является крупнейшим потребителем щебня, который использует для своего строительства. Очевидно, что этот вопрос не простой. Но избавляться от непрофильных активов нужно", — добавил Вовк.

Он уточнил, что в УЗ разделяет эту идею и готовят план по разделению таких активов и определению их будущих перспектив.

"Нынешняя ситуация на УЗ весьма благоприятна. Они показывали прибыль по результатам трех кварталов (2017 года — ред.) — на счетах сейчас около 7 млрд грн. Этого более чем достаточно для того, чтобы проводить программу капинвестиций в т.г. УЗ больше этой суммы не освоит", — рассказал Вовк.

Напомним, 13 сентября 2017 года Кабинет Министров Украины утвердил консолидированный финансовый план ПАО "Укрзализныця" на 2017 год в расчете повышения тарифа с 01.10.2017 г. на 22,5%. Тем не менее, УЗ не может повысить тарифы без согласования со всеми министерствами и службами, несмотря на принятый финплан. В Госрегслужбе предложили не повышать тарифы с 1 октября и пересмотреть объем повышения тарифов на железнодорожные грузовые перевозки. В итоге документ, предусматривающий 22,5% повышение тарифов УЗ остался несогласованным.

Даже при повышении тарифов на 15% с ноября-2017 рост составит лишь 2,5% в годовом выражении. Сейчас идет обсуждение с участниками транспортного рынка проекта соответствующего приказа Министерства инфраструктуры Украины, которым будет утвержден и введен в действие тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢