Украина. Десять пунктов о рисках и вызовах

Точка зору

У Украины нет элиты, способной ставить сверхзадачи и мобилизовать украинцев на выполнение сверхзадач.

18-летие государственности Украины даёт повод не только для парадов и праздничных поздравлений. Это ещё и повод задуматься над проблемами, с которыми столкнулась нынешняя Украина в международном аспекте. Не секрет, что все предыдущие попытки создания украинской государственности (и в XVII веке, и в 1917 – 1921 годах, и в 1941-м) наталкивались не только на внутреннюю разобщённость политических сил, но и на неблагоприятную мировую конъюнктуру. Украина неизменно недооценивалась и приносилась в жертву «национальным интересам» крупных европейских государств. То, что Украина находится на пограничье нескольких миров, нескольких цивилизаций, различных векторов и направлений, неизменно играло злую шутку с нашей государственностью. Сегодня, похоже, небо над Украиной тоже не совсем безоблачно.

Стоит предметно разобрать основные риски и угрозы извне, перед которыми Украина – увы! – оказалась беззащитной.

Во-первых, Украина стала продуктом развала крупных государственных образований конца ХХ века, следствием завершения Третьей мировой («Холодной») войны. Реваншизм проигравших в «Холодной войне» стран может стать одной из основных угроз для Украины.

В 1992 году подписанием Нью-йоркского протокола между Дж.Бушем и Б.Ельциным закончилась «Холодная война» в мире. Два конкурирующих блока – Варшавский договор и НАТО – прекратили противостояние. Протоколу предшествовал развал Советского Союза и Югославии, крах социалистической системы в Европе, объединение двух Германий. На карте мира появились 23 новых государства – не считая самопровозглашённых и непризнанных.

Подобно тому, как Версальско-Вашингтонская система в 20 – 30-х годах ХХ века вызвала волну недовольства и реваншистских настроений в Германии, Италии, а также «парад национализмов», Нью-йоркский протокол вызвал волну возмущения в России и среди тех граждан, которые привыкли себя считать «гражданами СССР», «homo soveticus».

90-е годы прошли под знаком «загнать русского медведя в его берлогу», взять Россию под контроль – через систему кредитов, контроля, мониторинга, через советников и через коррумпирование высших должностных чиновников. Слабая Россия, погрязшая в коррупции и политических дрязгах, была выгодна Западу – точно так же, как слабая Веймарская Республика была выгодна странам Антанты.

После 1999 года ситуация вышла из-под контроля тех, кто подписывал Нью-йоркский протокол. В России начали развиваться патриотические настроения. Россия Путина заставила соседей себя уважать. Россия Медведева показывает миру зубы. Прошлогодние события в Грузии, подписание президентом РФ закона, позволяющего использовать вооружённые силы России в конфликтах за пределами страны – для защиты интересов российских граждан, письмо Медведева Виктору Ющенко – это всё звенья одной цепи, именуемой «софт-реваншизм».

К сожалению, Украина не готова к реагированию на софт-реваншизм ближайших соседей. Украина всё больше напоминает Австрию накануне Аншлюса – со своими Дольфусами, предпочитающими смерть ради сохранения государственности, и своими Зейсс-Инквартами, мечтающими сдать независимость более сильным соседям в обмен на почести и награды.

Во-вторых, с развалом Хельсинкской архитектуры в Европе невозможно спрогнозировать процессы во взаимоотношениях между государствами. Без Хельсинкской системы Украина осталась беззащитной перед основными вызовами современности.

Хельсинкская система регулировала взаимоотношения между странами Европы на принципах уважения к территориальной целостности и существующим границам. Границы в Европе были объявлены нерушимыми. К сожалению, события прошлого года поставили точку на существовании Хельсинкской системы: сначала Европейский Союз и Соединённые Штаты признали независимость Косово (чем нарушили суверенные границы Сербии), позже Россия признала отторжение от Грузии Южной Осетии и Абхазии.

Крах Хельсинкской системы чреват возможными последствиями для Украины. Заявления мэра Москвы (а одновременно – одного из лидеров правящей в РФ партии «Единая Россия») Юрия Лужкова о необходимости пересмотра статуса города Севастополя и о судьбе Крыма, активизация шовинистических элементов в Румынии (требующих возвращения Румынии Буковины и Бессарабии), кампания по предоставлению украинским гражданам двойного гражданства, активизация пророссийских политических сил и общественных движений в Украине, – вот звенья одной цепи. И эта цепь может иметь негативные последствия для Украины, предвидящие постановку вопроса о пересмотре границ нынешнего Украинского Государства.

В-третьих, война снова вернулась в арсенал международных отношений.

События на Кавказе, а также увеличение расходов на военные нужды в бюджетах многих европейских государств, политика Соединённых Штатов на Ближнем Востоке, эскалация отношений между США и Ираном, США и Северной Кореей показывают: война снова стала реальностью нашей жизни. Если вчера ещё крупнейшие страны мира призывали к отказу от войны как от средства решения конфликтов, сегодня война становится снова «последним доводом королей».

Украина с её армией и её устаревшей системой вооружения не готова к такому повороту событий. Мы долгое время тешили себя словами о том, что у нас нет естественных врагов, на нас некому нападать. Как только война становится «нормальным» средством разрешения конфликта, ожидать вооружённые конфликты можно отовсюду. И беда Украины в том, что она имеет слишком неповоротливую военную машину и устаревшую военную доктрину, не позволяющую реагировать должным образом на возможную агрессию.

В-четвёртых, Украина оказалась в «серой зоне» и не может претендовать на определяющую роль в центральноевропейском регионе.

Сегодня Украина – это уже не Россия, но ещё и не Европа. Европейское сообщество повернулось спиной к Украине. Европейская интеграция приостановлена, и в ближайшие 15 – 20 лет вряд ли существует шанс на членство Украины в ЕС. Украина не стала членом НАТО.

Мы потеряли идею «Междуморья» – объединения государств Балто-черноморского региона с целью создания особой Восточноевропейской идентичности. Мы инициировали и сразу же забыли об Объединении демократического выбора. Мы практически похоронили идею ГУАМ. Приграничное сотрудничество в рамках еврорегионов, активно развивавшееся в 90-х годах, сегодня затихло. Говорить о влиянии Украины в мире просто смешно.

Мы интересуем Европу лишь как транзитное государство, Россию – лишь как государство с газотранспортной системой. Строительство обходных путей («Норд Стрим», «Голубой поток», «НАБУККО») для транспортировки газа –удар по Украине и её перспективам. Украина так и не смогла реализовать планы относительно превращения в нефтетранспортное государство – проект «Одесса – Броды» постепенно забыт (даже не смотря на более чем реалистичные предложения президента Беларуси А.Лукашенко слегка видоизменить маршрут нефтепровода – на Вентспилс вместо Гданьска, через территорию Беларуси и Литвы вместо Польши).

В-пятых, Украина не готова к Четвёртой (информационной) мировой войне.

Информационная война и информационные технологии стали сегодня реальностью. Если во время «Холодной войны» происходила только обкатка информационных технологий, то сегодня именно информация является главным товаром и оружием. Мы живём в эпоху постиндустриализма… Но – такое впечатление – это мало кого волнует в украинском руководстве, где информационные технологии используются скорее для решения внутренних проблем (интриги, взаимное противостояние элит, борьба групп за влияние), чем для защиты интересов государства.

В сопредельных с нами государствах информационная машина работает по полной программе. Создаётся новая культура – с героизацией силовых структур и с созданием образа врага в лице Украины. Сталинские рецепты советской пропаганды возрождены и умножены на голливудские технологии. Определённым образом формируются новостные блоки. Созданы единые системы управления информационными потоками.

У Украины нет иммунитета от подобного рода «промывки мозгов». Украина не выработала свои подходы к противодействию информационным атакам (а в идеале – к наступательным формам ведения информационных войн). Яркий пример – проигрыш «вчистую» информационной кампании в январе 2009 года, когда российский «Газпром», имея уязвимые позиции, смог создать негативный имидж для Украины в мире и непосредственно в России, обвинив нас в краже газа и навязав кабальные условия сотрудничества. И всё это – под аплодисменты мирового сообщества! Проиграв информационную войну, мы позорно капитулировали. При этом, не сделав выводов из ситуации.

В-шестых, Украина не реагирует на проблемы, связанные с мировым кризисом.

Украина довольно странно ведёт себя в условиях мирового кризиса. Она пытается решать не глобально-стратегические задачи, а сиюминутные, тактические. При этом рецепты преодоления кризисных явлений, предлагаемые премьер-министром, наталкиваются на резкую критику со стороны Президента – и наоборот. Между тем, для Украины очень важно пересмотреть свои приоритеты в экономике и большее внимание обратить на агропромышленный комплекс.

Мировой экономический кризис сопряжён с кризисом продовольственным, о котором так много говорил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. В прогнозах Мирового банка речь идёт о том, что три государства – Аргентина, Украина и Казахстан – являются потенциальными спасителями мира от голода и проблем с продовольствием. Но для этого необходимо провести ряд преобразований в экономике и в аграрной сфере. Земельная реформа в Украине остановлена. Украина использует свой агропромышленный потенциал менее чем на 40%. Устаревшая техника и технологии. Всё это не даёт возможности совершить прорыв на этом направлении.

Промышленность Украины (в том числе химическая, металлургическая и т.д.), не имея возможности бороться за новые рынки и теряя старые, попросту должна переориентироваться на потребности внутреннего рынка и внутренней модернизации экономики. Поначалу это обернётся шоком для социальной сферы, но реально может заложить основу для будущего развития страны.

В-седьмых, единственный шанс для Украины развиваться в новых условиях – внеблоковый статус, активный нейтралитет.

Ни присоединение к НАТО, ни участие в Ташкентском пакте не может быть приемлемо для Украины. Украина – двойственная страна, с двойными геополитическими ориентирами и двойным мировоззрением граждан. История показывает, что в таких случаях именно внеблоковый статус и активный нейтралитет могут стать гарантами сохранения мира и спокойствия в стране, залогом развития страны как единой целостности.

Пока в Украине не сформирована единая политическая нация, нельзя принимать решения, разрывающие страну, вызывающие неприятие со стороны значительной части граждан. В Украине только 19% граждан готовы поддержать идею вступления в НАТО, приблизительно столько же – за развитие тесных военно-политических связей с Российской Федерацией.

Существующий опыт Движения Неприсоединения показал, как можно с выгодой использовать статус нейтральной страны для усиления влияния в мире и для развития международных отношений. Украина может сегодня инициировать возрождение Движения Неприсоединения, что обернётся для страны не только политическими, но и экономическими перспективами (новые рынки, новые торговые партнёры и т.д.).

В-восьмых, Украина не может в дальнейшем рассчитывать на активную поддержку со стороны США и считаться креатурой США в регионе.

Переговоры Барака Обамы с Дмитрием Медведевым в Москве, приезда Джо Байдена в Киев, письмо 32-х восточноевропейских политиков американскому президенту показывают: США хотят отойти от практики последних полутора десятков лет, направленной на использование государств Восточной Европы в качестве сателлитов американской внешней политики в решении европейских и евразийских проблем. Сегодня Соединённые Штаты готовы дружить с Россией ради предотвращения сближения последней со странами Старой Европы и с Китаем. США рассматривают Россию вы первую очередь как партнёра по борьбе с китайской экономической экспансией и союзника в борьбе с мировым терроризмом.

В этих условиях Украина не может рассчитывать на то, что «заграница ей поможет» – в понимании традиционная заграница. То, насколько синхронно США и Россия не присылают своих послов в Украину, может свидетельствовать об одном: эти государства пока ещё ведут переговоры о своей политике относительно Украины. Посол должен приехать в Украину с конкретными инструкциями и представлять политику его родной страны в Украине. Политика США и РФ относительно Украины пока ещё не выработана, но она будет скоординированной. И самое странное то, что Украина сидит и ждёт вердикт крупных государств относительно собственной судьбы, не пытаясь занять активную позицию.

В-девятых, Украина должна более активно развивать отношения с Индией, Китаем, Бразилией, Беларусью.

Изменение политической ситуации в мире и новые тенденции в мировой архитектуре толкают Украину на поиск новых союзников и новых геополитических конфигураций. Сближение России и США высвобождает нишу, которую ещё год пыталась занимать Россия, претендуя на место в неформальном объединении БРИК – Бразилии, России, Индии и Китая. Похоже, место России в этом неформальном клубе вскоре освободится.

Украина могла бы переориентироваться на новую действительность, связанную с активизацией новых тенденций в мире. Торгово-политические отношения (без формализации) с Китаем и Индией дают выход на Тихоокеанский регион, на Дальний Восток, Латинскую Америку, в перспективе – на Африку. Вот вам и Движение Неприсоединения в чистом виде. Вот вам и новые рынки, и новые интересы для Украины. Тем более, что тот же Китай активно ищет союзников для проведения собственной политики в Восточной Европе (прошлогодняя встреча Александра Лукашенко с Ху Цзиньтао наглядно это продемонстрировала).

У нашей страны существует удивительная способность – быстро забывать о подписанных соглашениях. В июле 2005 года в Киеве побывал лидер Китая Цзян Цземинь. Продвинулись ли наши отношения хоть на шаг после этого визита? Еще Кучма дважды посещал Бразилию – где развитие украинско-бразильских отношений после Оранжевой революции? А Индия? А Мянма? А Венесуэла? А Беларусь, неоднократно предлагающая нам совместные проекты в экономической сфере? А Ливан, с которым мы договаривались о совместной разработке нефтяных и газовых месторождений? Почему мы блуждаем неизменно в трёх соснах: внутри страны между Ющенко – Януковичем – Тимошенко, во внешней политике – между США – ЕС – Россией?

В-десятых, наш лозунг должен быть один: «Долой хуторянство!».

Главная проблема Украины – наша местечковость, наше хуторянство, неспособность посмотреть на свои проблемы с точки зрения планетарных процессов, с точки зрения построения нового мирового порядка. Украина никак не может найти своё место на Земле – ту точку опоры, которая позволяет перевернуть мир. Мы погрязли в войнах за второстепенные вопросы – у кого больше полномочий? Как преодолеть вето? Как пролоббировать законопроект? Кто больше украл? Кто должен сидеть? Как провести очередные выборы?

А мир развивается по собственному пути. Герой Бориса Пастернака воскликнул: «Какое, милые, у нас тысячелетье надворе?».

К сожалению, у Украины нет элиты, способной ставить сверхзадачи и мобилизовать народ на выполнение сверхзадач. Нет элиты со стратегическим мышлением. Нет людей, понимающих смысл реформ и необходимость реформирования всех сфер жизни. Нет тех, кто хотел бы видеть в Украине не факт, а фактор международной политики. Нажива, блеф, PR, компромат, – вот основа основ современной Украины. 18-летний ребёнок, к сожалению, оказался тяжело больным. А лечить его нет ни средств, ни желания.

Виктор Гюго сказал: «Была великая эпоха, но она получила мелочное поколение». Эти слова применимы и к Украине.

Лилия Прозапас

Новини

3 Лютого 2024

На Київщині з’явиться новий індустріальний парк на 650 робочих місць у переробній галузі 

2 Лютого 2024

Фонд декарбонізації підтримає підприємства, які впровадили енергоменеджмент

ТЕС ДТЕК збільшили генерацію електроенергії на 12%

Полтавський ГЗК програв суд на 4,7 млрд грн

Банки збільшують кредитування бізнесу та населення

Європейські промисловці скорочують виробництво через коливання цін на газ

Польські фермери планують блокувати кордон з Україною

Бразилія збільшить інвестиції у видобуток залізної руди

НБУ очікує скорочення економічного зростання до 3,6%

Енергетики відновили електропостачання всіх споживачів у Кривому Розі

CBAM перешкоджає роботі європейських металургів – Assofermet

Україна вже у березні отримає перші 4,5 млрд євро з пакета допомоги ЄС

Нацбанк прогнозує пришвидшення інфляції

Туреччина у 2023 році скоротила імпорт брухту на 10%

Південнокорейська POSCO у минулому році майже наполовину скоротила чистий прибуток

Туреччина скоротила експорт арматури на 37%

ВСІ НОВИНИ ⇢