Медведев забирает Украину у Путина

Точка зору

«Украина направила своих военнослужащих в Грузию воевать против России», — с заявлением такого смысла 24 августа выступил официальный представитель Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП) Владимир Маркин. По его словам, у российских следственных органов есть «неопровержимые доказательства» того, что в Южной Осетии вместе с грузинами в августе 2008 года воевали не только сотни членов националистической организации УНА-УНСО, но и «военнослужащие регулярных подразделений Министерства обороны Украины»

ТАК СКП, возглавляемый однокашником Дмитрия Медведева Александром Бастрыкиным, поздравил Украину с Днем независимости. Причем сделал это явно с согласия самого российского президента, который свое приветствие украинскому коллеге по случаю национального праздника отправил только в ночь с 24 на 25 августа, что является уникальным проявлением пренебрежения протокольными нормами. Вся эта беспрецедентная эскалация напряжения в и так испорченных украинско-российских отношениях резко диссонировала с содержанием поздравительной телеграммы, направленной 24 августа Юлии Тимошенко премьером РФ Владимиром Путиным. В этом обращении председатель правительства России выразил надежду на то, что исполнительные власти двух стран продолжат конструктивное взаимодействие на благо народов. Это первое публичное высказывание Путина по украинской теме с 11 августа, когда обращением в видеоблоге и обнародованием своего письма Виктору Ющенко Медведев спровоцировал крупнейший политический кризис в двустороннем диалоге. И уж слишком явно буква, а тем более дух телеграммы российского премьера диссонировал с заявлениями президента РФ и подчиняющихся ему прокурорских работников. Все больше фактов указывают на то, что у Медведева и Путина сейчас есть по своей собственной «украинской политике», и общего между ними мало.

ДВЕ ГОЛОВЫ — ДВЕ ПОЛИТИКИ

Странные сбои в работе российской бюрократической и пропагандистской машины начались сразу же после оглашения обращения Дмитрия Медведева к Виктору Ющенко. В тот же день заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин и помощник президента РФ Сергей Приходько призвали не драматизировать ситуацию и всячески пытались смягчить впечатление от крайне резкого демарша своего шефа. Для российской политической системы это вовсе нетипично. Как правило, Медведев или Путин забрасывают в публичное пространство тот или иной яркий тезис по внешнеполитической проблематике, а их подчиненные и депутаты Госдумы развивают его в направлении обострения по схеме «да это еще что!..» В этот раз обострять было дальше некуда. Самым обескураживающим был данный в рамках интервью изданию «Газета.ру» 21 августа комментарий первого заместителя министра иностранных дел РФ Андрея Денисова. Он не только заявил, что для встречи президентов Украины и России в рамках СНГ или ООН нет никаких непреодолимых препятствий, но и, сославшись на то, что вместе с верительными грамотами Михаил Зурабов еще не вручил отзывные грамоты на Виктора Черномырдина, отметил, что дипломатические отношения между Москвой и Киевом сохраняются на самом высоком уровне. Тем самым лишил идейно-пропагандистского смысла решение Медведева не направлять посла в Украину: если уровень дипотношений не понижен, в чем тогда смысл демарша? И не направлен ли он скорее лично против Зурабова, которого далеко не все в российской элите хотят видеть на новом посту, чем против украинской власти? Показательно и то, что это интервью было размещено на сайте Министерства иностранных дел России, а письмо Медведева Ющенко от 6 августа — нет. Хотя, например, послание российского президента украинскому коллеге по поводу поминания жертв Голодомора в ноябре прошлого года синхронно разместили на сайтах внешнеполитического ведомства и Кремля. Одновременно МИДы двух стран продолжают готовить встречу Сергея Лаврова с Владимиром Хандогием в начале октября в Харькове, на которой вместе с губернаторами приграничных областей они должны обсудить перспективы межрегионального сотрудничества. И вообще, российское внешнеполитическое ведомство в течение последнего месяца всячески демонстрирует свою готовность вести дела как обычно (business as usual), что Киеву следует только приветствовать и активно использовать для нормализации отношений.

Но, конечно, наибольшее удивление вызывает отсутствие воинственных заявлений Владимира Путина в поддержку «нового курса Медведева». Напротив, намеченная на 1 сентября встреча премьеров Украины и России в Гданьске, решающая роль Путина в подписании протокола о возобновлении сотрудничества по проекту Ан-70, та же поздравительная телеграмма — все свидетельствует в пользу стремления главы российского правительства «идти другим путем». В отличие от 2004 года, или, например, зимней «газовой войны», в Москве сейчас нет консолидированного подхода в отношении Украины. Нет его и в обществе. Даже в комментариях к видеоблогу Медведева на сайте президента РФ примерно 40% постов содержат негативные оценки решения Кремля прекратить политические контакты с высшим руководством Украины. Либеральная часть россиян вообще ответила на демарш лидера своего государства тем, что в опросе на сайте радиостанции «Эхо Москвы», за кого из кандидатов в президенты Украины проголосовали бы граждане РФ, отдала более 30% голосов — большинство — Виктору Ющенко. На этом фоне есть веские основания предполагать, что решение обвинить Украину в фактическом участии в войне против России в августе прошлого года связано с необходимостью оправдать демарш Медведева наиболее радикальным способом. Линии no business as usual в отношении Украины потребовался замешенный на крови идейный фундамент.

ЛЕГЕНДА О ЗЕНИТЧИКАХ

Значение резонансных заявлений СКП при этом нельзя недооценивать. Как минимум они резко усилят антиукраинские настроения в российском обществе. Кампания вокруг высказываний Маркина, которую в тот же вечер развернули федеральные телеканалы, свидетельствует, что большинству простых россиян навязывается мысль: украинцы год назад сознательно убивали русских солдат. На этом фоне обвинения в притеснении русского языка и интеграции в НАТО отходят далеко на задний план. Как в Кремле думают переламывать формируемые сейчас негативные стереотипы в российском обществе после смены власти в Киеве, непонятно. По стилистике нынешняя пиар-кампания уж очень напоминает методы российских политтехнологов в период выборов 2004 года в Украине — главное, чтоб громко звучало. А вот с фактами дела у Москвы обстоят не так хорошо.

СКП обвиняет украинских военнослужащих в участии в боевых действия в Южной Осетии, но какие-то доказательства (весьма сомнительные) приводит только в отношении членов УНА-УНСО. За прошедший год никаких улик, подтверждающих участие кадровых украинских военных в боях, ни открыто, ни по дипломатическим каналам Киеву предоставлено не было. СКП опять делает акцент на факте продажи комплексов ПВО Грузии — но Украина этого и не отрицает, поскольку, осуществляя эти сделки, не нарушала никаких своих международных обязательств. И все-таки продать средства противовоздушной защиты это одно, а направить своих зенитчиков из них стрелять — совсем другое. Это прекрасно понимают в Москве. Поэтому в послании Медведева Ющенко говорилось только о поставках оружия Грузии. Видимо, попасть в положение Буша, на весь мир объявлявшего о наличии у Саддама Хусейна ядерного оружия, которого потом не оказалось, президент России не хочет. Поэтому обвинять Киев по самому чувствительному пункту, не предоставляя иных доказательств, кроме корочек украинских паспортов, поручили прокуратуре и лояльным телеканалам. Простые россияне в деталях не разбираются и телевизору обычно верят. Для них и изображения тризуба на элементах военной техники достаточно для линейных выводов.

ПОЧЕМУ УКРАИНА

Все, кто общался с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным лично, подтверждают, что психологически они являются очень разными людьми. Первый способен на гораздо более эмоциональные шаги, чем второй. Типично русское «достали», звучавшее лейтмотивом обращения к украинскому президенту, выходец из профессорской семьи Медведев мог себе позволить, а профессиональный разведчик Путин — нет. Да, российский премьер регулярно делает резкие заявления, сдобренные грубыми выражениями. Но это все короткие выпады, имеющие черты экспромтов (хотя многие подозревают, что все это заранее готовится). Длинные же эмоциональные эскапады вроде речи Медведева от 11 августа не в стиле Путина.

Кроме того, председатель правительства РФ просто не видит сейчас в Украине поводов для крупных ставок. Выстраивание новой схемы отношений в газовой сфере, продвижение интересов лояльного власти российского бизнеса, недопущение вступления Украины в НАТО — это то, что находится в области достижимого для Москвы. Но Медведев явно замахнулся на большее, с чем прагматик Путин спешить не хочет. Особенно после 2004 года. Кстати, именно Медведев в бытность главой президентской администрации нес значительную часть ответственности за то, что Кремль тогда так глубоко и так неудачно влез во внутриукраинские дела. И желание полного реванша за то поражение у него, пожалуй, сильнее, чем у Путина. Кроме того, российский президент в отличие от премьера крайне осторожно относится к сотрудничеству с Юлией Тимошенко. И к Януковичу питает большую симпатию. Так что две политики в отношении Украины вполне могут реализовываться одновременно, пока одна из них не закончится фиаско или кто-либо из центров тандемократии сам от нее не откажется. Тем более что в рамках этих политик разведены и вопросы практического взаимодействия: Путин отвечает за энергетику, торговлю, инвестиции и производственную кооперацию, а Медведев — за политику и культурно-гуманитарные вопросы. Такая схема легко накладывается на систему взаимоотношений между Юлией Тимошенко и Виктором Ющенко. Медведеву хотелось бы видеть во главе Украины сугубо пророссийского политика. Путина же больше устроит воспроизводство у соседа некоей версии тандемократии, в которой посредником между двумя центрами власти был бы он.

Владимир Карбивничий

Новини

26 Грудня 2023

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

Уряд вніс до Ради законопроєкт про мобілізацію

Maersk готується поновити рух суден Червоним морем

З початку війни бізнес отримав 173,5 млрд грн пільгових кредитів

ВСІ НОВИНИ ⇢