Топливо взяло новую высоту

Точка зору

Сетевые продавцы горючего вплотную приблизили цены на стелах своих автозаправочных комплексов к рекордным 8 грн./л. Однако, по мнению экспертов, если валютный курс стабилизируется, ситуация пойдет на попятную уже к концу недели — снижение котировок на нефть и нефтепродукты на европейских биржах, наблюдаемое с конца августа, позволит откатиться ценам на украинских АЗС, по крайней мере, на 10-15 коп./л.

Среди отечественных продавцов горючего первым «не выдержал» «Континиум» (сеть АЗС WOG), повысив еще в пятницу цены на стелах своих станций на 95-й бензин до 7,98 грн./л (+18 коп.) и дизельное топливо — до 6,65 грн./л (+20 коп.). Выждав до понедельника, за ним стали подтягиваться к значениям в 7,95-7,99 грн./л по высокооктану и 6,60-6,65 грн./л по дизтопливу остальные крупные брендовики — ОККО, «КЛО», «Лукойл», Shell, «Укртатнефть» и другие. Наблюдатели рынка отмечают, что на подобный ценовой скачок, который приблизил цены на горючее к психологической отметке в 8 грн./л, трейдеры решились не в последнюю очередь благодаря тому, что в пятницу «приватовские» заправки («Укрнефть», ANP, «Авиас» и пр.) на 10 коп./л сократили ставший уже привычным ценовой отрыв от конкурентов по всем товарным позициям.

Сами трейдеры среди основных причин текущего подорожания называют продолжающуюся девальвацию национальной валюты и ограниченное количество предложений украинских производителей на рынке в крупном опте в последних числах августа, что спровоцировало рост закупочных цен.

По мнению участников рынка, не исключено, что действия переработчиков носят договорной характер с целью «раскачать» рынок, спровоцировав небольшой закупочный ажиотаж. Скорректировать ситуацию в 20-х числах августа, удовлетворив все заявки, не удалось и импортному ресурсу: объемы привезенного топлива по итогам августа оставались низкими. Согласно данным UPECO, в августе было импортировано 157 тыс. т бензинов и 225 тыс. т дизтоплива. Это почти в 1,5-2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «Основным фактором, влияющим на пассивность импортеров, продолжает оставаться рост курса доллара — его непредсказуемость с преобладающими негативными ожиданиями. Все вместе это привело к отказу от поставок ресурса из-за рубежа как крайне рискованных»,— рассуждает глава «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Впрочем, по ожиданиям экспертов компании UPECO, в среднесрочной перспективе ситуация с насыщением рынка близка к победе украинских производителей над импортерами: «Отечественные НПЗ постепенно увеличивают переработку. В августе украинские заводы осилили около 920-930 тыс. т сырья. А уже в сентябре наши производители, по предварительным данным, планируют переработать около 1 млн. т нефти. Таким образом, объемы импортного ресурса будут и дальше сокращаться»,— отмечает аналитик Александр Сиренко.

По мнению экспертов, текущая ценовая тенденция на розничном рынке не будет продолжительной. Несмотря на ряд дестабилизирующих факторов, на внешних рынках котировки на нефть и нефтепродукты продолжают падать. В частности, за истекшую неделю стоимость 95-го бензина и дизтоплива на европейских торговых площадках просела почти на 9% ($626/т и $528/т — соответственно), а стоимость нефти Urals — почти на 10% ($66,7/бар.). Предпосылок для возобновления роста нефтекотировок, по мнению большинства отраслевых аналитиков, нет, поскольку в мире наблюдается большое количество сырьевых и продуктовых запасов. Что касается обеспечения украинского рынка, то к началу сентября зафиксировано увеличение запасов нефтепродуктов на украинских НПЗ, что, в свою очередь, должно потянуть отпускные цены на топливо в крупнооптовом сегменте вниз.

Таким образом, беря в расчет тенденцию к снижению на мировом рынке, если курсу доллара на межбанковской бирже удастся зафиксироваться на уровне 8,50 грн., эксперты «Консалтинговой группы А-95» ожидают стабилизации цен на нефтепродукты в Украине. В частности, по их мнению, к середине сентября цены на бензин А-95 будут колебаться в диапазоне 7,60-7,80 грн./л, а по дизтопливу — в пределах 6,50 грн./л. «Полагаю, что уже к концу недели стоимость 95-го бензина вернется к отметке 7,80 грн./л», — уточняет господин Сиренко. «Цена в 8 грн./л может стать просто неподъемной для потребителя. Операторы АЗС начнут терять продажи и при первой же возможности будут стараться отыграть вниз»,— уверен господин Куюн.

Наталья Давыденко

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢