Плечом к плечу с английским лордом

Точка зору

Фонд «Эффективное управление» провел публичные дебаты на тему «Украина должна провести налоговую реформу, несмотря на кризис».

Кроме вашего покорного меня (я был «за»), в качестве «спикеров» также участвовали: тоже «за» — лорд Nigel Lawson (министр финансов Великобритании в правительстве М.Тэтчер в 1983–1989 годах; далее — Н.Лоусон) и Татьяна Ефименко (экс-заместитель министра финансов Украины);

«против» — Bill Emmott (бывший редактор The Economist, далее — Б.Эммотт), Сергей Власенко (постпред ГНАУ в Верховной Раде) и Леонид Рубаненко (председатель Союза налоговых консультантов Украины);

«сбоку» (не в качестве «спикера», но тоже «за») — Николай Катеринчук (народный депутат Украины, бывший первый зампред ГНАУ, автор одного из проектов Налогового кодекса);

молча — Раиса Богатырева (представлять не надо) и многие другие, включая первого зампреда ГНАУ Вадима Кайзермана.

Деление на «за» и «против» оказалось, впрочем, весьма условным. Те, кто «за», спорили и между собой, а те, кто «против», против перемен в принципе не возражали, называя их, однако, не реформой, а необходимой адаптацией/модернизацией.

Итак, было сказано:

— через 12–18 месяцев кризис пойдет на убыль, вот тогда можно будет и реформировать, ну а сейчас — когда нет даже министра финансов — пока не время. Впрочем, идеальное правительство будет лишь в раю (Б.Эммот);

— от валового продукта украинские налоги сегодня составляют 39–40%, как это и принято в Европе, но от выручки предприятий они же составляют 54%, а это уже ненормально высоко (что попутно свидетельствует о дутом — из-за повторного счета — валовом продукте. — А.К.). Этот факт, как и 180-е место нашей налоговой системы в мире, делает реформу абсолютно неотложной, особенно с учетом того, что при кризисе весь мир регулирует экономику именно через налоги (Т.Ефименко);

— у сегодняшних ветвей власти нет политической воли (тем более воли, которая действовала бы в одном направлении), меры же должны быть срочными и при этом краткосрочными — тут не до стратегии (Л.Рубаненко);

— в Великобритании тоже был кризис, но это не помешало реформе, снижение налоговых ставок дало прирост и налоговых поступлений, и инвестиций. Главное — хотя бы начать и снижение, и упрощение, разговоры же о «не вовремя» будут всегда, ибо дожидаться идеального правительства можно очень долго (см. выше о рае. — А.К.). Легче проводить реформу станет очень быстро — когда будут уже ликвидированы налоговые поблажки, но все поменять за один раз — не получится, при этом будет и сопротивление, поскольку кто-то из-за реформы потеряет (это все — от патриарха британской реформы Н.Лоусона);

— у нас нет ни английских чиновников, ни английских налогоплательщиков. Практическое применение реформы при кризисе невозможно, а кодексы «к 7 ноября» никому не нужны, у всех и так стресс, новые же условия смогут его лишь усугубить, к тому же перед выборами никто не станет подвергать себя риску потери и денег, и голосов. Налоговая система сегодня — островок стабильности (я бы добавил, что название этого островка — Великобритания. — А.К.). Реформа должна делаться на века и в здоровых условиях, а не когда организм болен и сильные антибиотики могут его совсем убить. Полгода назад возможная реформа правительством обсуждалась и была справедливо отвергнута, это все надо было делать в 2005-м, но до сих пор нет даже общего единого подхода (С.Власенко);

— нашему неизменному менталитету подходит только простая система обложения, при этом от ликвидации многих глупостей выиграют и бизнес, и бюджет. А кризис — это шанс Украины обрести налоги с человеческим лицом, иначе предпринимательство окончательно уйдет в тень, и страна останется без денег (а об этом — уже я);

— выборы президента — это не выборы папы и мамы, так что откладывать реформу нет причины, возьмите хотя бы за основу то, что уже подготовлено (Н.Катеринчук).

Уровень дискуссии — с лордом и депутатами! — приятно отличался от того, к которому я привык на форум-общении в Интернете. Может поэтому был и результат: количество неопределившихся упало в зале с 15 до 4%. При этом число сторонников реформы выросло с 74 до 76%, а противников — с 11 до 20%. Но общее +63% в пользу реформы превратилось, таким образом, во всего лишь +56%!

Поскольку серьезных аргументов против реформы, как мне показалось, все же не прозвучало, причина такой странной динамики, видимо, в том, что изначально те, кто «не определились», были, похоже, против. Но ждали, что их разубедят.

Не разубедили…

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢